Дети, дыхание и творчество
Гордеева К.Я., воспитатель, 1 кв.категория
Елясова Н.В., музыкальный руководитель, высшая кв.категория
Продолжительность проекта: долгосрочный с 2019-2020 гг.
Тип проекта: практико - оздоровительный.
Направленность проекта: использование образовательного потенциала режимных моментов.
Участники проекта: дети МБДОУ «ДСКВ №86», педагоги, родители.
Технологичность:проект «ДДТ» может быть применен воспитателями в любом детском саду.
Проблемная ситуация
Город Братск характеризуется, как крупнейший промышленный центр страны и второй по численности населения в Иркутской области. С экологической точки зрения в г. Братске не самая лучшая ситуация, так как в черте города находятся крупные промышленные предприятия (в частности лесопромышленный комбинат, алюминиевый завод и завод ферросплавов).
Эти заводы загрязняют воздух и придают ему неприятный запах. Братский алюминиевый завод (по данным Роспотребнадзора) является главным загрязнителем воздуха в Братске. На долю БрАЗа приходится до 70% выбросов вредных примесей, каждая из них повышает риск развития того или иного заболевания.
Вещества, влияющие на здоровье братчан:
- бензапирен – приводит к нарушению процессов развития у детей и болезням иммунной системы;
- фтор - повышает риск заболеваний опорно-двигательного аппарата, и органов дыхания. Астма, кашель, частые тяжёлые простудные заболевания - всё это хорошо знакомо родителям маленьких братчан.
Обоснование
В ФГОС ДОУ одно из Требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды, которая в первую очередь гарантирует охрану и укрепление психического и физического здоровья детей.
Что же делать, как вырастить наших детей здоровыми? Эффективной профилактикой снижения заболеваемости периодически болеющих детей, является гимнастика органов дыхания. Нами было принято решение - разработать проект по гимнастике для дыхания, ведь даже в древности восточные мудрецы, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Они, безусловно, нужны детям! Дыхательная гимнастика благоприятствует повышению общего жизненного настроя ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Применять дыхательные упражнения желательно систематически, включая их в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, использовать во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Цель:
Содействовать укреплению и восстановлению физического здоровья воспитанников ДОУ через применение дыхательной гимнастики.
Задачи детей:
- Овладеть концепциями «правильного» дыхания;
- Овладеть азами правильного дыхания, тем самым активируя иммунные силы организма.
- Развить познавательный интерес у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, изменить отношение к сохранению своего здоровья.
Задачи педагогов:
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и детей к оздоровительным технологиям;
- Создать условия для формирования физически развитой, здоровой личности;
- Активизировать индивидуальные и творческие способности педагогов.
Ресурсное обеспечение:
- Воронина Л.П. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»
- Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Новотворцева Н.В. «Речевая гимнастика для дошкольников».
- Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
- Щетинин Н.М. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
- Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.
- Л.Смирнова «1000+1 совет о дыхании», Москва 2006 г. Л.Орлова «Большая энциклопедия дыхательных гимнастик» Москва 2007 г.
- Е. И. Подольская «Формы оздоровления детей 4–7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика» Волгоград 2009 г.
- Кукина А. С., Петрушкина Н. А., Кукин М. А. Групповой проект «Веселая дыхательная гимнастика» // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 170-173.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемые результаты | |
1 | Мотивационный |
¾ Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности. ¾ Выяснение актуальности данной темы. ¾ Определение целей и задач проекта. ¾ Составление плана работы. ¾ Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей. ¾ Организация здоровьесберегающей среды в группе. ¾ Изучение литературы, подбор познавательных статей. ¾ Составление картотек дыхательной гимнастики. ¾ Обучение технике дыхательной гимнастики. ¾ Разработка конспектов бесед, НОД, развлечения. ¾ Приобретение и изготовление необходимого оборудования, дидактических пособий. ¾ Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей. |
¾ Рассуждение с детьми «Что такое здоровье?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» «Как мы дышим», «Что такое правильное дыхание». ¾ Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье. |
¾ Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей «Дышим правильно, красиво», «Как научиться правильно дышать», «Что такое дыхательная гимнастика», и д. р.; ¾ Разработать наглядный материал для родителей «Как мы дышим», «Комплекс дыхательной гимнастики для занятий дома», «Веселая дыхательная гимнастика». ¾ Освоение техники дыхательных упражнений. |
2 | Проблемно - деятельностный |
¾ Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики. ¾ Чтение стихов Е, Аксельрод «Наш нос», «Про нос»; Е.Алленова «Дыхание». ¾ Просмотр фильмов и мультфильмов: «Как мы дышим», «Дыхание», «Азбука здоровья». ¾ Оформление родительского уголка: Папки передвижки для родителей; «Дыхательная гимнастика». ¾ Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника». ¾ Индивидуальные практические занятия с семьей. ¾ Консультация для родителей на сайт детского сада «Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой», « Как организовать занятия по дыхательной гимнастике в домашних условиях». ¾ Изготовление совместно с родителями нестандартного оборудования по дыханию «Воздушный футбол», «Волшебный домик», «Лесная полянка», «Грибочки спрятались», «Зайчики играют в прятки», «Солнышко и тучки», «Змейка», «Сдуй шапку с одуванчика», «Обжорки», «Волшебная коробочка» и т.д. |
¾ Включение дыхательной гимнастики в образовательный процесс. ¾ Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики. ¾ Видео - игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания. ¾ Опыты на тему «Воздух» |
¾ Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей. ¾ Систематическое использование дыхательных упражнений. ¾ Включить дыхательные упражнения в комплексы утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики после сна, по физическому развитию и физкультминутках, во время проведения НОД и др. ¾ Ориентирование родителей на формирование у ребёнка положительного отношения к здоровому образу жизни; получение новых практических знаний по данной теме; установление эмоционального контакта со своими детьми; использование здоровьесберегающих технологий в семье. ¾ Мастер-класс для родителей «Игры для дыхательной гимнастики своими руками». ¾ Фотосессия воспитанников «Правильное дыхание» |
3 | Творческий |
¾ Организация совместной творческой деятельности. ¾ Использование в режиме дня отдельных форм гимнастики для разных категорий детей. ¾ Фотоколлаж «Дышим правильно, красиво». ¾ Представление нестандартных пособий по дыхательной гимнастике. ¾ Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению дыхательной гимнастики. ¾ Развлечение с элементами дыхательных упражнений. |
¾ Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья. ¾ Использование здоровьесберегающих технологий в семье. |
¾ Презентация проекта «ДДТ» для педагогов и родителей. ¾ Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми. ¾ Положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта. ¾ Снижение уровня заболеваемости. ¾ Выставка пособий. ¾ Формирование у участников проекта «правильных дыхательных привычек». ¾ Обобщение и распространение опыта работы по данной теме (презентация проекта в СМИ, публикация консультаций на сайте детского сада). |
Принципы проекта:
Принцип социальной безопасности развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижения заболеваемости;
Принцип разностороннего развития личности (активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которой ребенок сам ищет рациональный способ решения);
Принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей). Принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей.
Формы работы:
- Самостоятельная деятельность
- Cовместная с взрослым деятельность
- Совместная деятельность с детьми
- Дидактические игры
- Дыхательные упражнения
- Консультации для родителей
- Буклеты, памятки
- Мастер-класс (изготовление нетрадиционного оборудования)
- Выставка пособий, изготовленных родителями
- Беседы
- Объяснение – показ
- Опыты
- Непосредственно-образовательная деятельность
- Развлечение
- Фотовыставка
- Наглядная пропаганда — сочетание различных видов наглядности (картинки, видеофильмы и т. д.).
- Обмен опытом с педагогами
- Презентация