Индивидуальный проект "Музыкальная память Урала"

Рейтинг: 12

Музыкальная память Урала
Тематика: 
Автор: 
Балбашова Маргарита, Доронин Евгений, Логинова Алёна
Руководитель: 
Абрамова Ирина Евгеньевна, Макаренко Евгения Игоревна
Учреждение: 
МБУ ДО ДЮЦ «Мир»
Класс: 
5

Готовая индивидуальная творческая работа по музыке на тему "Музыкальная память Урала" содержит справочные сведения о музыке времен Великой Отечественной войны. В работе перечислены все военные песни, которые пелись на Урале в тяжелые 1941 - 1945 гг. и после Великой Победы.

Подробнее о проекте:


В ученическом творческом проекте по музыке на тему "Музыкальная память Урала" ученики 5 класса описали историю появления песни «Уралочка». Для этого была подробно изучена биография композитора, автора слов и исполнителя данной музыкальной композиции военного периода. Работа направлена на расширение знаний учащихся о музыкальном творчестве Урала времён Великой Отечественной войны.

Готовый творческий проект по музыке на тему "Музыкальная память Урала" содержит анализ социологического опроса людей разных возрастных групп (школьников, их родителей, взрослого поколения), проведенного с целью выяснения знаний о военных песнях. В рамках проекта было проведено мероприятие с исполнением военных песен Урала под гитару. В канун 75-ой годовщины Великой Победы настоящий проект формирует духовный и нравственный потенциал у молодого поколения с помощью приобщения к песенному творчеству военных лет.

Оглавление

Введение
1. Подвиг тыла во время Великой Отечественной войны.
2. Музыка в годы Великой Отечественной войны.
3. История автора слов песни «Уралочка».
4. История композитора песни «Уралочка».
5. История исполнителя песни «Уралочка».
6. План проекта «Музыкальная память Урала».
7. Анализ, проведенного опроса по теме «Песни военных лет».
8. Анализ реализации проекта.
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение


В настоящее время предпринимаются попытки переписать историю Великой Отечественной войны. Развенчать Россию, как главного борца с фашизмом. Дети должны знать правду о подвиге нашего народа, его героев, о том какую цену заплатили за Победу их деды и прадеды.

Песни военных лет формируют чувства сопричастности к огромному историческому пласту, предшествующих поколений, к разделённости исторической судьбы своей Родины. Война не могла уничтожить живую человеческую мысль, эмоции, чувства. На войне нет времени для отдыха, но есть отдушина в череде суровых солдатских будней. Одной из таких отдушин всегда были песни.

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в отечественном музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь людей, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателем как памятники истории, овеянные романтикой эстетического воздействия.

Актуальность: уже 75 лет прошло с того времени, как отгремели залпы в честь Победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом день Победы становится всё более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны, и, приходится печально признавать, что с ними уходит и память о той войне. Изучение истории военных песен поможет понять, какие песни звучали в военные годы, какую музыку слушали наши прабабушки и прадедушки.

Проблема: многие наши сверстники, в основном, ничего не знают о военных песнях Урала. Это подтолкнуло нас на создание проекта «Музыкальная память Урала».

Новизна: формирование духовного и нравственного потенциала у молодого поколения с помощью приобщения к песенному творчеству военных лет.

Цель проекта: расширение знаний о музыкальном творчестве Урала времён Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Проанализировать материалы, литературу и электронные источники по теме проекта.
  2. Изучить историю создания песни «Уралочка».
  3. Познакомиться с композитором, автором и исполнителем песни.
  4. Провести социологический опрос людей разных возрастных групп (школьников, их родителей, взрослого поколения) с целью выяснения знаний о военных песнях.
  5. Подготовить выступление на гитаре с мелодией фронтовой песни «Уралочка».
  6. Оформить буклет с текстом песни «Истории одной песни».
  7. Изготовить эмблемы-значки с военной символикой.

Объект: песня, написанная во время Великой Отечественной войны как особый вид музыкально-поэтического творчества Урала.

Предмет: история созданияпесни «Уралочка»

Гипотеза: песня «Уралочка» написанная в годы Великой Отечественной войны не известна современному подрастающему поколению.

Тип проекта: исследовательский

Продолжительность: с февраля по март 2020 г.

Участники проекта: учащиеся КЛГ «Визит» и творческого объединения «Профессия будущего», педагоги дополнительного образования.

Проектный продукт: презентация песни «Уралочка», буклет «История одной песни» и значки-эмблемы с музыкально-военной символикой.

Методы работы:

  • анкетирование;
  • исследовательский;
  • практический;
  • аналитический.

Практическая значимость: изученная нами информация может использоваться для популяризации военных песен, по средством использования музыкального материала на занятиях в творческих объединениях, а так же при подготовке к праздничным концертным программам и конкурсам патриотической песни.

Этапы работы

I этап: подготовительный – выбор темы, постановка цели и задач, подбор рабочей групп. Определение источников необходимой информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, распределение задач между членами рабочей группы, формирование представления о результате проектной работы, подбор литературы, архивный поиск записи песни.

II этап: практический, исследовательский, сбор и уточнение информации, обмен информации с другими лицами, мозговой штурм по возникшей проблеме, поэтапное выполнение исследовательских задач проекта, формулирование выводов и оформление результатов проекта.

III этап: презентация творческого проекта «Музыкальная память Урала», рефлексия – подведение итогов.

Подвиг тыла во время Великой Отечественной войны


Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Из-за потери густонаселенных западных районов и мобилизации в Красную армию значительно сократилась численность работников.

Ушедших в армию мужчин призывного возраста заменили подростки, старики, женщины. Только во второй половине 1941 года на заводы пришли почти 2 миллиона домохозяек, школьников и пенсионеров. Академик-металлург Евгений Оскарович Патон вспоминал: «Никогда не забыть мне женщин тех лет. Сотнями приходили они на завод, выполняли самую тяжелую мужскую работу, стояли часами в очередях и воспитывали детей, не сгибались под тяжестью горя, когда прибывала похоронная на мужа, сына или брата. Это были настоящие героини трудового фронта, достойные восхищения».

Стараясь максимально обеспечить рабочей силой оборонные отрасли, государство прибегло к массовой мобилизации работников легкой промышленности, сельского хозяйства, ряда других отраслей, а также учащихся на предприятия тяжелой промышленности. Рабочие военных заводов и транспорта считались мобилизованными. Самовольный уход с предприятий запрещался.

Массовый характер приобрело движение «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». Появились двухсотники, выполнявшие за смену по две нормы.

Война сильно ухудшила условия жизни советских людей. Даже по официальным (вероятно, сильно приукрашенным) данным потребление мяса в рабочих семьях в 1942 году снизилось в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем, молочных продуктов — на 40%. В деревне потребление мяса сократилось втрое, хлеба — на треть. В пище стало намного меньше жиров, сахара, овощей. Не хватало круп. Зато стали есть вдвое больше картофеля.

Нехватка продовольствия вызвала его жесткое нормирование. Повсеместно были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия; более чем в ста крупных городах — также на мясо, рыбу, жиры, макаронные изделия и крупы.

Как и в первой половине 1930-х годов, было установлено несколько категорий нормированного снабжения. К первой категории относились рабочие оборонной промышленности, ко второй — рабочие других отраслей, к третьей — служащие, к четвертой — иждивенцы и дети. Инженерно-технические работники приравнивались к рабочим соответствующих предприятий. К рабочим были приравнены также врачи, учителя, литераторы, работники культуры и искусства.

С осени 1943 года по первой категории выдавалось 700 грамм хлеба в день, по второй — 500 грамм Служащие получали 400 грамм, дети и иждивенцы — 300.

Чтобы отоварить карточки, очередь к дверям магазина приходилось занимать с ночи. Утром, отстояв несколько часов, можно было получить заветную буханку и если повезет — кусочек масла, маргарина или комбижира. Впрочем, нередко оказывалось, что продуктов нет совсем; даже хлеба порой хватало не на всех. Карточки выдавались на месяц и при утрате не восстанавливались. Потеря карточек, особенно в начале месяца, означала голодную смерть.

Цены на продукты, выдававшиеся по карточкам, на протяжении всей войны не изменялись. Однако вне системы нормированного снабжения происходила быстрая инфляция — тем более, что государство для покрытия военных расходов увеличило выпуск бумажных денег.

Война лишила миллионы людей крова. Беженцы, эвакуированные нередко вынуждены были ютиться в переоборудованных общественных зданиях или занимать углы в домах и квартирах местных жителей. Большинство переживших эвакуацию с теплотой вспоминают об обитателях Урала и Сибири, Казахстана и Средней Азии — людях разных национальностей, потеснившихся ради того, чтобы дать приют незнакомым семьям.

Таким образом, война стала жестоким испытанием для всего нашего народа. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Поразительная стойкость, проявленная народом в те тяжелые годы, позволила стране выстоять войне и победить.

Музыка в годы Великой Отечественной войны

У каждого времени свои песни. В песнях живёт история страны, в них отражается судьба народа. Бывает так, что в жизни человека песня играет важную, только ей отведённую роль: становится мечтой, надеждой, утешением, побуждает к поступку. Искусство пробуждало в душах людей чувство прекрасного, помогало выжить, не обижаться на жизнь, а быть достойными памяти отцов.

Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.

Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей.

Одним из таких концертных номеров было исполнение песни «Уралочка». Наверное, никто из слушателей тогда не задумывался, кто автор слов этой песни, кем написана музыка. Брали за сердце простые слова и задушевная мелодия:

…Моя подружка дальняя, как елочка в снегу.
Ту ёлочку, уралочку, забыть я не могу.

А в зале сидели те самые уралочки, простые труженицы войны, работавшие до седьмого пота, растившие детей без мужей, погибших на фронте, и всѐ-таки не утратившие способности радоваться, любить, верить в лучшее:

Письмо моей уралочки попробуй-ка пойми,
На фронт прислала валенки, а пишет мне «пимы».
На каждом слове токает, всё «то», да «то», да «то».
Зато такого токаря не видывал никто.

Песня о любви и верности, о тяготах войны и трудности ожидания, о победе жизни над смертью была написана в 1943 году поэтом Г. Славиным и композитором А.И. Хачатуряном (см. приложение 1.).

Трудовые будни сурового уральского города, нехитрые радости простых людей побудили композитора в сотрудничестве с Г. Славиным написать удивительно жизнеутверждающую песню:

…Но дело наше верное: не стоит слёзы лить,
Свободные, счастливые, 100 лет мы будет жить!
Приду – сыграем свадебку, по чарке разопьём,
И вскоре сыну имечко придумаем вдвоём».

История автора слов песни «Уралочка»


Сержант Славин Григорий Маисеевич лично участвовал в минировании моста через реку Днепр под бомбёжкой противника в июле 1941 г. Он был начальником караула по охране этого места, где неоднократно проявлял стойкость и мужество при налётах авиации врага.

По приказу штаба 21 армии в сентябре 1941 года вёл на дрезине в Брянске разведку впереди бронепоезда, участвовал в восстановлении железнодорожного пути при огневых налётах врага, проявляя самоотверженность и смелость. 6 октября 1941 года, выполняя задание по разведке пути, был тяжело ранен в обе ноги. Свыше года Славин пролежал в госпитале и перенёс 7 операций, одна нога была ампутирована выше колена.

Будучи инвалидом Отечественной войны, находясь в тылу, сержант Славин непрерывно поддерживал связь со своей частью. Им написаны «Марш восстановителей», «Письмо на фронт», «Давайте споём о победе», «Уралочка» и другие патриотические стихи и песни, которые пели бойцы его бригады. Своими стихами он воодушевляет воинов железнодорожников на новые боевые подвиги.

Поэтому у многих бойцов в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились листы, блокноты с записями фронтовых песен, стихов и анекдотов, возможно одной из таких песен была и «Уралочка» (см. приложение 1.). Считали, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка.

История композитора песни «Уралочка»

А.И.Хачатурян (1903—1978) - автор крупных симфонических произведений, камерно-инструментальной музыки, в период Великой Отечественной войны неоднократно обращался к песенному жанру. Им были написаны песни «Капитан Гастелло» (стихи А.Лугина, 1941), «Море Балтийское» (стихи Я. Родионова, 1941), «Могучий Урал» (стихи А.Барто, 1942), «Гвардейский марш» (стихи В.Лебедева-Кумача, 1943), «Песня о Красной Армии» (совместно с Д.Шостаковичем, стихи М.Голодного, 1943) и многие другие.

И все же самой популярной и распространенной из них стала «Уралочка», написанная в 1943 году на стихи Г.Славина. «Я очень люблю эту песню, — говорил впоследствии композитор, — и никогда не забуду, что первое ее издание было отпечатано на газетной бумаге тиражом более полумиллиона экземпляров в Свердловске редакцией газеты «Уральский рабочий». Стоила эта листовочка рубль, и весь гонорар пошел на нужды фронта.

Помню, вместе со Славиным мы написали тогда еще одну песню — ответ на симоновское стихотворение «Жди меня» — «Я жду тебя» с очень трогательным текстом». Обе песни вышли в 1944 году отдельным изданием в Музфонде СССР. Еще раньше, 7 марта 1943 года, «Уралочку» опубликовала газета «Комсомольская правда».

История исполнителя песни «Уралочка»

Исполнителем песни для записи виниловых пластинок стал Георгий Виноградов. Он родился в Казани 16 ноября 1908 года. В этом же городе с младых лет проявил музыкальность – пел в хорах Богоявленской и Петропавловской церквей, а позже обучался игре на скрипке в Клубе самодеятельности железнодорожников. Но после внезапной смерти отца – Павла Васильевича, прервал занятия музыкой, пошёл учиться на рабфак и начал трудиться телеграфистом на станции Казань, помогая семье, в которой, помимо Георгия, были и братья, и сёстры.

Весной 1931 года Георгий Павлович стал вольным слушателем казанского Восточного музыкального техникума, совершенствуя игру на скрипке и осваивая альт. А по окончании рабфака получил направление в Москву на учёбу в военную Академию связи. Обладая природным вокальным даром, развивать и совершенствовать его начал довольно поздно – почти в тридцатилетнем возрасте, занимаясь в Татарской оперной студии при Московской Консерватории у Назария Райского и Михаила Львова. Именно тогда Георгий Павлович подал рапорт об увольнении из военной Академии и целиком посвятил себя служению музыке.

И вот уже в 1937 году Георгий Виноградов – солист Всесоюзного Радио, его голос звучит в эфире, а имя его приобретает известность. Год спустя голос Георгия Павловича Виноградова зазвучал и с грампластинок…

Георгий Павлович Виноградов был признан артистом широкого творческого диапазона! Грянула Великая Отечественная война... Георгий Виноградов, как и его соотечественники, не раздумывая, подал в военкомат заявление о мобилизации и отправке на фронт, но получил направление в Отдельный образцово-показательный оркестр Наркомата обороны под руководством Семёна Александровича Чернецкого.

Концерты оркестра слушали бойцы на Западном, Белорусском, Волховском, Брянском фронтах – на передовой, в кратких затишьях между боями... Осенью 1941 года под Вязьмой концертная бригада, состоящая из артистов Государственного джаза СССР, в которой был и Георгий Виноградов, попала в окружение. Георгию Павловичу и нескольким музыкантам удалось перейти линию фронта и вернуться к своим, однако из 30 человек в живых остались только 11. На этом «Госджаз СССР» закончился... Фронтовую бригаду переформировали и отправили в блокадный Ленинград, где артисты дали около 1000 концертов.

Таким образом, во время Великой Отечественной войны песня была самым распространенным жанром советской музыки. Песня стала духовным оружием фронта и тыла. Она звала в бой, воодушевляла памятью о мирных днях и вселяла в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины и жизнеутверждение. История песни «Уралочка» стала своеобразным путеводителем Урала по истории в годы Великой Отечественной войны (см. приложение 5.).

План проекта «Музыкальная память Урала»


Этапы работы над проектом

Этап Задачи Сроки Деятельность учащихся
I
Подготовительный этап
- Сформулировать тему, цель и постановку задач.
- Определить объект, предмет и формулировать гипотезу.
- Распределить обязанности между участниками проекта.
- Определить источники получения необходимой информации по теме проекта.
- Поиск архивной записи песни «Уралочка».
Февраль

2020 года

- Обсуждение темы, проблемных вопросов, постановка цели и задач, определение объекта, предмета, формулирование гипотезы, составление плана деятельности по проекту, архивный поиск записи песни «Уралочка».

- Распределение обязанностей.

II основной этап - Изучить литературу, электронные источники, по теме проекта.

- Провести анкетирование «Песни военных лет» среди учащихся, учителей и пожилых людей (в том числе тружеников тыла) г. Н.Тагила».

- Составить буклет «История одной песни».

- Изготовить значок с военно-музыкальной символикой.

Февраль 2020 года

Февраль 2020 года

Март

2020 года

Март

2020 года

- Работа с интернет источниками и литературой, подбор материала.

- Проведение анкетирования «Песни военных лет» среди учащихся, учителей и пожилых людей (в том числе тружеников тыла) г. Н.Тагила».

- Изготовление буклета «История одной песни».

- Изготовить значок с военно-музыкальной символикой.

III Заключительный этап

(Рефлексия)

-Творческое

представление мультимедийной презентации

проекта «Музыкальная память Урала», буклета «История одной песни», исполнение песни «Уралочка» и вручение сувениров – значков с военно-музыкальной символикой в ДЮЦ «Мир» перед учащимися КЛГ «Визит» и творческого объединения «Профессия будущего».

- Проведение «Круглого стола» (обмен мнениями и впечатлениями по теме проекта, подведение

итогов)

Март

2020 года

- Подготовка и защита мультимедийной

презентации по проекту «Музыкальная память Урала». Представление буклета «История одной песни» и исполнение песни «Уралочка», вручение сувениров – значков с военно-музыкальной символикой в ДЮЦ «Мир» перед учащимися КЛГ «Визит» и творческого объединения «Профессия будущего».

- Проведение «Круглого стола» (ответы на вопросы, дискуссия, самооценка, подведение итогов).

Анализ, проведенного опроса по теме «Песни военных лет

Опрос по теме «Песни военных лет» мы проводили среди учащихся, учителей и пожилых людей (в том числе тружеников тыла) г. Нижний Тагил. При этом были использованы методы социологического опроса, сравнительного анализа, обобщения. Было опрошено 75 учеников, 30 учителей и 20 пожилых людей. В опросе приняли участие 125 человек. Респондентам было предложено ответить на 6 вопросов.

музыка урала 1

Из анализа анкет следует, что все участники опроса знают юбилей какого памятного события будет отмечаться в мае 2020 – 75-летие победы в Великой отечественной войне. Проведенный опрос показал, что 88 опрошенных часто слушаю военные песни, из них 57 – поют их.

музыка урала 2

Респонденты всех возрастов знают военные песни. Причем учащиеся знают от 3 до 8 военных песен, называют самыми известными 4-5 военные песни. Люди более старшего возраста знают от 6 до 9 военных песен, труженики тыла даже более - называют до 19 военных песен.

Среди самых известных военных песен большинство респондентов отметили песни «Катюша» (125 голосов), «День Победы» (125 голосов), «Темная ночь» (99 голосов), «Смуглянка» (101 голос). Наименьший показатель узнаваемости у песни «Уралочка» - её знает всего 15 пожилых людей, заставших выпуск виниловых пластинок с этой музыкальной композицией.

Возраст/ вопрос Учащиеся школы, молодежь до 30 лет Взрослые от 30 до 50 лет Взрослые старше 50 лет
да нет да нет да нет
1 75 0 30 0 20 0
2 41 34 27 3 20 0
3 14 61 23 7 20 0
5 12 63 30 0 20 0
6 0 75 0 30 15 5

Певца-исполнителя Советского времени – Георгия Виноградова, который исполнял песни «Темная ночь», «В лесу прифронтовом», «Соловьи» и «Смуглянка» - 62 респондента (и них всего 12 учащихся). Последний вопрос, посвященный написанной в 1943 году песне «Уралочка» показал, что молодежь, а также взрослые до 50-ти лет не знакомы с этой песней.

Таким образом, из анализа нашего анкетирования следует, что необходимо знакомить школьников разных возрастов с военными песнями Урала, историей их создания, авторами (поэтами и композиторами), исполнителями советского времени.

Поскольку в этом песенном жанре главное достоинство, отличающее фронтовые военные песни от любых других – удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, в любовь, во все лучшее, что есть в человеке. Песни эти полны уверенности в обязательной и неизбежной нашей победе над врагом. В них – надежда на непременное возвращение домой, в родные края. В связи с этим, авторами проекта было принято решение о создании буклета «История одной пластинки».

Анализ проектной деятельности

Составив наш план проекта «Музыкальная память Урала», мы начали по нему работать. Длительность проекта составила с февраля по март 2020 г.

На 1 этапе мы выделили проблему учащихся: незнание военных песен Урала, сформулировали цели и задачи, определили объект, предмет, сформулировали гипотезу, составили план проекта, провели поиск архивной записи песни «Уралочка».

На 2 этапе обобщив литературу и интернет источники по изучаемой нами проблеме, мы познакомились с историей песни «Уралочка», с ее создателями: автором слов Г.М.Славиным и композитором А.И.Хачатуряном, исполнителем песни Г.Виноградовым. Для полного раскрытия смысла песни, узнали, как труженики тыла Урала жили во время Великой Отечественной войны.

Пришли к выводу, что песни которые создавалась в годы Великой Отечественной войны, отражали быт, трагедии и надежды того времени. Исполнители военной песни были всенародно любимы. В марте нами был проведен опрос и анкетирование по листу опросника «Песни военных лет» (см. приложение 2.) среди учащихся, учителей и пожилых людей (в том числе тружеников тыла) г. Н.Тагила». Изготовили буклет «История одной песни» (см. приложение 3.). Изготовили значки с военно-музыкальной символикой (см. приложение 4.).

На 3 этапе мы организовали и провели «Круглый стол», который состоялся 19 марта 2020 года в ДЮЦ «Мир», где мы представили учащимся КЛГ «Визит» и творческого объединения «Профессия будущего» мультимедийную презентацию исследовательского проекта «Музыкальная память Урала». Также мы провели самооценку собственной деятельности. По завершению круглого стола, где был подведен итог нашей деятельности, мы представили буклет «История одной песни», раздали сувениры – значки с военно-музыкальной символикой и исполнили песню «Уралочка».

Заключение


Изучив литературу по данной теме, мы дополнили свои знания о музыкальной истории Урала и о нелегкой жизни тружеников тыла. Персонажем песни «Уралочка» являются простые люди, которые тоскуют по родным, мечтают о любви и мирной жизни. Эта песня пронизана оптимизмом и счастливым будущим в их жизни. И, тем не менее, они продолжают «дело войны» во имя Родины и той мирной жизни, которую они защищают.

При таком подходе активизируется видение песен, написанных в военное время, как наследие народной культуры, которое из поколения в поколение передает историческую память о прошлом. В процессе внимательного и чуткого анализа у нас возникло чувство сопричастности к прошлым событиям, о которых рассказывает песня.

В целом музыкальный феномен имеет неоценимое воздействие на слушателя с давних времен, гармоничное сочетание мелодии и стихов производит яркое впечатление на психику человека. Краткость исполнения, глубина содержания поэтического текста придает этому жанру особое эмоциональное воздействие на слушателя. Особенно это было важно в годы войны, когда песня с ее мелодизмом и поэтикой передавала чувства участников войны, вселяла надежду, помогала выжить в нечеловеческих условиях среди смерти и боев.

Благодаря нашему проекту мы по-другому стали относиться к истории своего народа, проникшись его особенным духом, энергетикой. Нам, молодому поколению, очень важно бережно хранить знание об истории, людях нашей страны.

Таким образом, поставленная цель нашего проекта «Музыкальная память Урала» достигнута, задачи реализованы в полном объёме, подтверждена гипотеза в том, что песня «Уралочка», написанная в годы Великой Отечественной войны, не известна современному подрастающему поколению.

Практическая значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что приведенный в ней материал может быть использован: для дальнейшего изучения проблемы военно-песенной культуры, для популяризации военных песен, а также найти применение в концертной деятельности к 9 мая - Дню Победы. Материал, изложенный в буклете, может стать основой для использования не только на занятиях, но также и во внеурочной работе.

Он поможет разнообразить формы патриотического воспитания. Наряду с традиционными мероприятиями, такими как: встречи с ветеранами, конкурсы военно-патриотической песни, тематические викторины и т.д. Практиковать исполнение песен военных лет в более современной обработке, создавать видеоклипы на эти песни. В дальнейшем, продолжая работу над этой темой, можно создать целый ряд листовок и буклетов о других военных песнях.

В дальнейшем планируем показать этот проект перед старшеклассниками в школах, где мы учимся. Приобщая учащихся к музыкальному наследию своего народа, в них воспитывается чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна. Поэтому ее обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой поражает воображение подростков, помогает воспитывать чувство любви к Родине, развивает патриотизм у молодого поколения.

Библиографический список

  1. Значки // Военная энциклопедия: под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб.; [М.] 2008: Тип. т-ва И. Д. Сытина
  2. «Проектная деятельность учащихся», Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова, издательство «Учитель», 2007
  3. Сидоров С. Изготовление значков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 202–204.
  4. Энциклопедия для детей. История России. XX век. Сост. С.Т.Исмайлова. - М.: Аванта+,1996.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: