Проект "Мем - как современный универсальный язык"
В индивидуальном детском проекте по русскому языку на тему «Мем - как современный универсальный язык» дается определение понятия "мем", выясняется, какое место заняли мемы в современной языковой культуре, установлено, почему мемы обрели такую популярность в интернет-пространстве.
Подробнее о проекте:
Ученическая исследовательская работа на тему «Мем - как современный универсальный язык» рассматривает исторические сведения о появлении мемов как языкового явления на просторах Сети Интернет, анализирует виды мемов и классифицирует их, приводит исследование источников мемов и дает трактовку самым распространенным в Сети мемам.
Готовый проект по русскому языку «Мем - как современный универсальный язык» доказывает, что мем является неотъемлемой частью искусства. А интернет-мем, в частности, — не что иное, как вид сетевого фольклора. В работе говорится о том, что праобразом мема был анекдот. Автор проекта убежден, что мемы — часть нашей культуры, атрибут современного цифрового общества. Больше об этом современном культурном явлении далее в проекте.
Оглавление
Введение
1. История мемов.
2. Класс мемов.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Добрый день, у меня для Вас две новости. Первая — мем это не любая смешная картинка в интернете, это даже не всегда картинка и не всегда в интернете. Вторая — мемы это хорошо и полезно. Так что же такое мем?
Мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Последний критерий является основополагающим, потому что лишь на подражании (репликации) и строится весь механизм возникновения мема.
Как единица культурной информации, мем не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Другими словами, мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.
В то же время мем является неотъемлемой частью искусства. А интернет-мем в частности — не что иное, как вид сетевого фольклора. Да-да. Мем пришёл на смену анекдотам. Ведь сейчас при встрече или в компании никто не обменивается шутками из сборников, все обсуждают последние мемасы. И мы должны с этим смириться. Мемы — не плохо! Мемы — часть нашей культуры, атрибут современного цифрового общества. Давай узнаем об этом явлении побольше.
Приложение 1.
История мемов
Исследованием мема как феномена занимались многие западные ученые с 1970-х годов. Ему посвящена научная дисциплина меметика. В 1976 году английский учёный Ричард Докинз выпустил книгу «Эгоистичный ген», которая ознаменовала зарождение меметики как науки. В меметике происходит перенос концепции дарвиновской теории эволюции на человеческую культуру. В широком понимании это подход, который изучает идеи как единицы культурной информации. Термин «мем» возникает в работах Докинза как аналогия с «геном» в генетике.
Концепция мема развивается в работах другого ученого, Дугласа Рашкоффа, который переносит её на медиапространство. Книга Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» (далее – «Медиавирус») развивает идеи Докинза и переносит понятие мема в медиасреду.
Если у Докинза «мем» — это некая единица информации, аналогичная «гену» в генетике, то «мем» Рашкоффа – это сложный вирус, имеющий разное происхождение. Медиавирусами он называет те явления и события (медиасобытия), которые косвенно или непосредственно воздействуют на общество. Соответственно, в одноимённой книге Рашкофф описывает примеры того, как различные медиа воздействуют на общество и манипулируют общественным мнением.
Концепция Дугласа Рашкоффа распространяется на период второй половины XX века. Именно тогда, по его мнению, общество перешло в новую эпоху, называемую им «инфосферой». Она даёт благоприятную почву для зарождения и распространения таких явлений, как медиаактивизм, политический пиар, интерактивные СМИ, медиавирусы и т.д.
Вызывая интерес у потребителей медиа и распространяясь, медиавирусы, как утверждает Рашкофф, «способны вызвать серьёзный сдвиг в массовом сознании».
Ещё немного определений
Итак, мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, любая идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Мемы создаются и распространяются людьми. Мемом, в его широком смысле, может быть что угодно, любой элемент массовой культуры, любой популярный бренд, строчка из песни, известный человек.
Среди субъектов, которые участвуют в процессе т.н. «мемизации» (создания мема из какого-либо явления), можно различить собственно источник мема, его непосредственный создатель и ретранслятор. Источником мема называется то самое событие или явление, которое становится мемом. Источником может быть человек, его слова, его образ, а может быть – неодушевленный предмет.
Так, источником популярного мема «георгиевская ленточка» является прообраз этого символа – георгиевская (или гвардейская) лента, которая служила основой для военной награды. Акция зародилась в рамках локального проекта информационного агентства РИА «Новости», которое и можно назвать в данном случае создателем мема. Его ретранслятором тут являются все люди, которые распространяют георгиевские ленточки и надевают их.
Можно встретить другое понимание термина «мем». На сайте «Мемы и медиавирусы» мем объясняется как «знак, очищенный от контекста». Действительно, это можно назвать одной из характеристик мема: как единица культурной информации он не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Возьмем, например, известное сленговое слово «Дратути». Приложение 2.
Впервые оно появилось в речи одного из персонажей телепередачи «Городок». А как мем с картинкой в виде собаки — зародилось в соцсетях и на портале «Пикабу». Но теперь говоря «Дратути» мы же не имеем в виду Модэста из «Городка». И даже не всегда вспоминаем о собаке. Это значит, что слово уже утратило свой контекст, оно стало знаком. И поэтому «дратути» — это мем.
Таким образом, можно сделать вывод, что мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.
Отдельной разновидностью мема можно назвать интернет-мем. Это та же единица культурной информации, получившая в качестве канала распространения новую среду – интернет. В интернете происходит обмен интернет-мемами, а сами они представлены в нескольких формах: в виде статичного или подвижного изображения, в звуковом и словесном виде. Об этом подробнее.
Классифкация мемов
Какие бывают мемы?
Классификаций у мемов множество. Их можно делить по самым разным признакам. Например, по способу зарождения различают:
- Преднамеренно созданные (так называемые «форсед мем», которые создаются маркетологами или унылыми юзерами для раскрутки бренда или самих себя)
- Кооптированные (такие, которые вроде бы возникают спонтанно, но моментально подхватываются заинтересованными сторонами и раскручиваются с какой-либо целью)
- Самозарождающиеся (абсолютно народное творчество, мем в чистом виде, вирусняк).
Мемы стандартно делятся на визуальные, аудиальные, текстовые и смешанные.
- Визуальные — самые массовые. Это и есть ваши любимые картинки, макросы, демотиваторы, эдвайсы, комиксы, фотожабы, фейсы и прочее-прочее. Приложение 3.
- Аудиальные — песни, слоганы, девизы. Да, это тоже мемы. Между нами тает лёд! Аудио приложение 1.
- Текстовые — любые словесные выражения, неологизмы («Крымнаш»), стихотворения, слоганы, существующие в текстовом виде. Стишки-пирожки, например. Приложение 4
- Смешанные — к ним можно отнести видеомемы, потому что они сочетают в себе визуальные и аудиальные признаки. По некоторым источникам к смешанным мемам относятся картинки с текстом, потому что они совмещают в себе и визуальный, и вербальный контент.
Мемы можно классифицировать в зависимости от каналов их распространения, и на этом основании выделяется один из самых массовых и популярных видов – интернет-мемы. Аналогично тому, как распространяется массовая информация, выделяются такие каналы распространения мемов, как телевидение, печатная пресса, радио. Еще одной формой передачи мемов можно назвать т.н. каналы личной коммуникации: межличностное общение и общение одного лица с аудиторией. Данный принцип классификации условен, поскольку одни и те же мемы могут распространяться по разным каналам.
Интернет-мемы можно делить и по такому критерию, как срок жизни: на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным можно отнести такие мемы, которые живут, т.е. активно распространяются пользователями, намного дольше, чем длилась сама история, ставшая основой для мема. Краткосрочный мем – тот, который перестает быть актуальным так же спонтанно, как он возник.
В зависимости от обстоятельств распространение мема занимает от нескольких дней до нескольких лет, после чего процесс репликации замедляется или останавливается. Наступает «период пресыщения»: мем вытесняется другими, новыми мемами. Иногда мем остается известным лишь узкой аудитории пользователей интернета.
В свою очередь каждый из видов мемов тоже подвергается делению по признакам. Например, существует классификация визуальных и текстово-визуальных интернет-мемов, представленная в статье Александра Горбачева «Все развлечения «Вконтакте». Типология мемов от улыбчивого кавказца до Саши Грей». В данном случае автор унифицирует понятие мема до его самого распространенного типа – вирусной картинки. Среди таких мемов выделяются по структурным типам следующие виды.
Двусоставные – двухчастное высказывание, состоящее из завязки и панчлайна. В большинстве случаев это картинка с обрамляющим ее текстом. К такому типу относятся, например, демотиваторы – изображения с подписями, формально направленными «на создание атмосферы обречённости и бессмысленности человеческих усилий». Или популярные когда-то эдвайсы.
Персонажные – мемы, основанные на изображении какого-либо специфического персонажа, где визуальная составляющая выполняет функцию вербальной. Например, мем, изображающий актера Роберта Дауни-младшего, закатывающего глаза, – даже в отрыве от контекста он несет в себе определенный посыл (отношение ретранслятора к предмету речи, выраженное усталостью и обреченностью).
Синтаксические – мемы, основанные на повторяющейся структуре текста, в которой по смыслу меняются отдельные элементы. Например, популярный афоризм «Можно бесконечно смотреть на три вещи…» становится мемом, если последнюю часть выражения заменить чем-то другим.
Ситуативные – мемы-комиксы, которые, подобно синтаксическим, представлены типовой схемой, в которой меняются отдельные элементы. Например, комикс в виде квадрата, разделенного на четыре части, в которых обыгрывается четырехчастная сценка с политиком Владимиром Жириновским.
Компаративные – мемы, основанные на сопоставлении двух или трех изображений (мем «Ты и тот парень»).
Заключение
Если коротко, мемы - это фольклор, как современный универсальный язык.
В классическом понимании этого феномена (по Р. Докинзу), мемами могут быть те же афоризмы и поговорки, а они, как известно, являются жанрами народного творчества. Соответственно, мемы в некоторых случаях тождественны фольклору, а интернет-мемы можно назвать современным фольклором или сетевым фольклором. В таком случае, мемы, безусловно, относятся к самодеятельному искусству.
Т.Е. Савицкая в статье «Интернет-мемы как феномен массовой культуры» тоже видит черты фольклора в мемах. Она пишет о том, что мем – явление комплексное и характерное для культуры постмодерности.
Мемы могут носить индивидуализированный, абсурдистский характер оговорок и описок, различных омофонов и т.д. По мнению Савицкой, такой персонализированный и «социально заостренный» комизм мема естественно связывает его с традицией «салонного острословия» и даже обычным анекдотом.
На это обращает внимание и А. Ашкеров. Он говорит, что в меме есть что-то от народного анекдота из-за его способности к тиражированию.
«Мем – это как бы кульминация анекдота, это наиболее живая его часть, это его пружина, которая приводит его в действие», — резюмирует автор.
Используемая литература
- Дуглас Рашкоффа. «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание»;
- статья Александра Горбачева «Все развлечения «Вконтакте»;
- Максим Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»;
- Сайт «Мем и медиавирусы».
Приложение