Проект "Вред или польза чипсов"

Рейтинг: 10

Вред или польза чипсов
Тематика: 
Автор: 
Низкина Олеся
Руководитель: 
Зайцева Людмила Семеновна
Учреждение: 
МБОУ Можарская СОШ
Класс: 
1

Индивидуальная исследовательская работа по химии "Вред или польза чипсов" содержит в себе описание теоретической информации о способах изготовления чипсов и их составе, а также анализ состава самых популярных среди школьников марок чипсов и воздействие входящих в их состав компонентов на организм человека.

Подробнее о проекте:


В процессе работы над исследовательским проектом по химии о пользе и вреде человека автор провел опрос, по результатам которого выявил, какой процент учащихся его школы употребляет в пищу чипсы, составил список самых популярных марок чипсов и провел исследование их состава на выявление наиболее опасных для здоровья человека компонентов. Автор дает характеристику каждого компонента и описывает их воздействие на организм человека.

Ученик школы в рамках своего проекта на тему "Вред или польза чипсов" излагает самые интересные факты о чипсах, составляет простые, но важные рекомендации по питанию с целью сохранения здоровья школьников в условиях негативного воздействия на человеческий организм покупных снеков, в состав которых входят опасные химические компоненты, красители и ароматизаторы.

Оглавление

Введение
1. Методика приготовления чипсов.
2. Вредны ли чипсы?
Заключение
Литература

Введение

Твоя пища должна быть твоим лекарством.
Гиппократ


Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это  богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Всем хорошо известно мудрое изречение "Человек есть то, что он ест". Стремление людей вести здоровый образ жизни предполагает правильное отношение к питанию. Многие определяют питание как потребление здоровой пищи. Но что считать "здоровой пищей?"

Проблема здорового питания довольно распространена в современном обществе, что определяет актуальность темы исследования, и частичку этой проблемы я попытаюсь раскрыть в своей работе.

Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема загрязнения чипсов чужеродными веществами является одной из самых злободневных. Большинство учащихся лишены полноценного режима питания. Министерство здравоохранения запретило продавать чипсы в школьных столовых и буфетах. Однако, ребятишки из нашей школы приносят их с собой, покупают после уроков, очень довольные, перекусывают ими.

По нормам СанПина предоставлен перечень продуктов, запрещённых для питания детей в детских учреждениях. Среди них оказались кока – кола и чипсы по следующим причинам: многие из них изготавливаются из порошков, они содержат ароматзаторы, красители искусственного происхождения, эмульгаторы, специи или пищевые добавки и, кроме того, они очень калорийные.

Таким образом, можно ли считать чипсы частью здорового рациона питания? Данная проблема послужила основой для моего исследования в рамках проекта о вреде и пользе чипсов.

Учащимся нашей школы была предложена группа различных продуктов питания. Ученики указывали предпочитаемый продукт питания и причины его предпочтения. Провели соцопрос среди учащихся 5-11 классов, в опросе участвовало 63 учащихся.

  1. Употребляете ли Вы чипсы?
  2. Употребляете ли Вы фаст–фуд?
  3. Употребляете ли Вы картофель–фри?
  4. Употребляете ли Вы поп–корн?

Мы провели анкету среди учеников нашей школы, и оказалось, что почти все ребята любят эти продукты, но особенное предпочтение отдают чипсам, поэтому дальнейший поиск информации был ориентирован на чипсы. Тема проекта "Вред или польза чипсов" и самого исследования очень актуальна в настоящее время, так как чипсы являются наиболее популярным продуктом питания у школьников. Однако знают ли они, что чипсы загрязнены химическими искусственными веществами или пищевыми добавками? Догадываются ли родители, что чипсы могут привести к различным заболеваниям?

Практическая значимость данной исследовательской работы велика. Каждый человек с малых лет знаком с чипсами. Однако, пищевые добавки в них входят и как они влияют на организм человека.

Актуальность данного исследования заключается еще и в том, что множество людей, в том числе и дети, страдают заболеваниями пищеварительной системы. Можно предположить, что химические вещества в составе чипсов вызывают расстройства желудка.

В чем причина? Отсутствие полноценного, сбалансированного питания, частое употребление чипсов является причиной различных заболеваний. Встала необходимость ознакомиться с составом чипсов, изучить информацию о биологической роли веществ, находящихся в чипсах, определить калорийность данного продукта и наличие химических веществ, причиняющих вред здоровью человека.

Предмет исследования: качественный состав чипсов.

Объект исследования: чипсы.

Гипотеза исследования: если в составе чипсов входят вещества, которые негативно влияют на организм человека, то их регулярное употребление может привести к ухудшению состояния здоровья.

Цель исследования:

  1. Изучить химический состав чипсов и влияние её компонентов на здоровье человека;
  2. Способствовать приобщению учащихся и их родителей к здоровому образу жизни, к правильному питанию;
  3. Выявить популярность различных пищевых продуктов среди учащихся на основе анкетирования.

Для выполнения цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с литературой по данной проблеме;
  2. Изучить влияние ингредиентов, входящие в состав чипсов, на организм человека;
  3. Провести анкетирование среди учащихся и выяснить отношение школьников к чипсам;
  4. Сделать выводы по результатам анализа теоретического материала, анкетирования  и ознакомить учащихся и родителей с результатами исследования.

Методика приготовления чипсов


На самом деле, откуда взялся такой заморский продукт, похожий на русскую жареную картошку? Под термином «чипсы» (от англ. «chips» - ломтик, кусочек) следует понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого. Впервые чипсы были приготовлены 24 августа1853 г. в США для американского мультимиллионера К. Вандербильта его изобретательным шеф- поваром Д. Крумом. Он нарезал картошку так тонко, как мог.

После чего зажарил её в масле до хруста. К недоумению повара, новое блюдо настолько понравилось миллионеру, что он только его и употреблял. В 1926 году была изобретена упаковка, позволявшая разделить место продаж. Началась экспансия этого продукта в кинотеатры, на стадионы и в магазины.

Необходимо помнить, что в процессе обжаривания масло подвергается ряду нежелательных изменений. Оно гидролизуется и при этом образуются вредные вещества. Следовательно, масло надо защищать от внешних воздействий и периодически его менять. Рекомендуется добавлять к маслу антиоксиданты, чтобы предупредить его окисление.

Сегодня для приготовления картофельных чипсов используют специальные сорта картофеля с низким содержанием сахара и диаметром клубней 3-4 см. Отобранный картофель моют, чистят и нагревают до 800С (при этом в нём экстрагируются восстанавливающие сахара и разрушаются ферменты). Затем картофель нарезают ломтиками и после удаления выделившегося на их поверхности крахмала обжаривают в растительном масле.

Существует статистика, что:

  1. каждый россиянин в среднем съедает 0,5 кг чипсов в год;
  2. европеец: 1–5 кг/год;
  3. американец: 10 кг/год.

Изучение состава чипсов на упаковках

Используя лупу, выпишем ингредиенты чипсов в таблицу 2.

Для исследования мы взяли чипсы следующих марок:

  1. «Lаys».
  2. «Estrella».
  3. «Русская картошка».
  4. «Московский картофель».
  5. «Золотая картошка» (новинка).

Влияние ингредиентов, входящие в состав чипсов, на организм человека


Как видно из таблицы кроме натуральных продуктов (картофеля и растительного масла), сахара, соли в состав чипсов входят различные синтетические вещества: углеводы, пищевые добавки, обозначенные большой буквой «Е» с соответствующим номером. Благодаря синтетическим пищевым добавкам, чипсы имеют разные вкусы и ароматы, «хрустят» и долго хранятся. Рассмотрим более подробно основные синтетические составляющие чипсов:

Лактоза - молочный сахар, состоит из молекул глюкозы и галактозы, очень сладкий. Лактоза относится к углеводам, которые увеличивают усвоение кальция в организме. В результате в кишечнике происходит брожение молочного сахара, а следствием этого может быть тошнота, вздутие, газы, диарея.

Усилитель вкуса и аромата – глутамат натрия – Е 621 - натриевая соль глутаминовой кислоты. Глутамат натрия получают в промышленности из тростникового и свекловичного сахара или из пшеничной клейковины. Он придает растительным блюдам привкус и аромат мяса, однако избыток этого вещества в пище приводит к размягчению костной ткани организма, образованию хрящевых участков, нарушает функцию щитовидной железы.

Но у некоторых людей возможны аллергические реакции, головокружение, тошнота. С одной стороны он делает чипсы вкусными, с другой стороны этот порошок может вызывать истончение сетчатки при его содержании в ежедневном рационе не менее 20%.  Китайские ученые выяснили, что злоупотребление глутаматом натрия может привести к ожирению, избыточному весу, привыканию. Именно он заставляет есть чипсы снова и снова.

Усилитель вкуса и аромата - гуанилат натрия – E 627- натриевая соль гуаниловой кислоты , природной кислоты, которая является частью РНК, одного из носителей генетического кода в клетке. Таким образом, он входит в состав всех клеток во всех живых организмов. Астматики должны избегать гуаниловой кислоты и гуанилатов. Люди страдающие от подагры должны избегать гуанилатов.

Усилитель вкуса и аромата- инозинат натрия- E 631 - способен скрывать неприятный естественный вкус продуктов питания. Надо проявить осторожность людям аллергикам, людям страдающим астмой так как может спровоцировать обострение заболеваний.

Мальтодекстрин (патока)- используется в пищевой промышленности очень широко: в производстве напитков, мороженого, в молочной промышленности, в кондитерских изделиях, является усилителем вкуса, способствует сохранению и усилению свойств ароматических добавок.

Лимонная кислота - Е 330. Применяется в пищевой промышленности как вкусовая добавка, регулятор кислотности и консервант. Не рекомендуется людям с повышенной кислотностью желудка. Ортофосфат кальция(смесь солей) – Е 341. Ca(H2PO4)2,СaHPO4,Ca3(PO4)2

Пищевая добавка Е341 мало изучена. По некоторым данным фосфаты кальция обладают канцерогенным воздействием и повышают уровень содержания вредного холестерина в крови. Может вызвать заболевания желудочно-кишечного тракта.

Ортофосфат натрия(смесь солей) – Е 339. Na3PO4 , NaH2PO4, Na2PO4.

При употреблении E339 в больших количествах наблюдаются расстройства желудочно-кишечного тракта, так как антиоксидант обладает слабительным эффектом. Поэтому не стоит увлекаться продуктами питания с содержанием фосфатов натрия.

Ацетат натрия – Е 262. СН3СOONa . Применяется в качестве консерванта. Также добавка E262 в качестве ароматизатора при производстве чипсов, придавая продукции слегка уксусный вкус и аромат. В допустимых дозах безопасен, но в больших концентрациях может вызывать расстройство желудочно-кишечного тракта, раздражение кожи и глаз.

Крахмал в организме подвергается гидролизу, конечным продуктом является глюкоза, избыток ее откладывается в печени в виде высокомолекулярного углевода – гликогена. Но малоподвижный образ жизни не требует большого количества энергии, нарушается баланс между поступлением в организм и расходом энергоемких веществ, а это приводит к ожирению.

В настоящее время учёные всего мира обеспокоены содержанием во многих продуктах питания: картофельных чипсах, картофеле фри, гамбургерах и в остальных продуктах под общим названием «фаст – фуд» очень опасного канцерогена и мутагена – акриламида (амида акриловой кислоты). Это вещество используется в промышленности для изготовления пластмасс и очистки воды.

Вредны ли чипсы?


В начале этого учебного года провела анкетирование 63 учащихся разного возраста. Цель анкетирования заключалась в том, чтобы выяснить отношение школьников к интересующейся нашей проблеме. Можно ли читать чипсы частью здорового рациона питания? Отношение учащихся к предпочитаемым пищевым продуктам можно посмотреть на стр.2. Они выбрали чипсы.

1. Покупая продукты, обращаете ли вы внимание на их состав?
А) Да Б) Нет

2. Знаете ли вы, как расшифровываются пищевые добавки, обозначаемые с помощью индекса Е?

А) Да Б) Нет

3. Знаете ли вы, как они влияют на ваше здоровье?

А) Да Б) Нет

4. Как часто чипсы присутствуют в вашем рационе питания?

А) Ежедневно Б) 2-3 раза в неделю В) 1-2 раза в месяц

5. Кто покупает вам чипсы?

А) Родители Б) Старший брат

В) Бабушка (дедушка) Г) Сам

6. Как вы считаете, чипсы полезны или вредны для здоровья?

А) Конечно полезны

Б) Конечно вредны

В) Никогда не задумывался об этом

7. Что вас привлекает при выборе чипсов?

А) Красивая упаковка

Б) Запах, вкус

В) Удобно есть

Г) Стоят дешево

8. Часто ли вас беспокоят боли в животе, тошнота, рвота, головные боли?

А) Часто Б) Иногда В) Никогда

9. Можно ли читать чипсы частью здорового рациона питания?

А) Да Б) Нет

Результаты анкетирования

В процессе работы над исследовательским проектом в школе было проведено анкетирование учащихся 5-11 классов. Опрос показал, что 80% опрошенных не обращают внимания на состав продуктов и не знают о том, как расшифровываются добавки. А также 53%.

Из 100% опрошенных учащихся- 20% считают, что чипсы полезны, 10% опрошенных соглашаются с утверждением, что чипсы вредны. Примерно 53 % никогда не задумывались об этом. Ежедневно употребляют чипсы -21% школьников, раз в месяц- 42 % респондентов.

Чем младше возраст, тем больше процент чипсов, купленных родителями. Старшеклассники приобретают их сами. Учащиеся младших классов при выборе чипсов обращают внимание на яркую упаковку -40% и на цену-25%. Ученики постарше ориентируются на запах, вкус -32% и на цену-56%

Таким образом, анализ анкетирования показал, что проблема здорового рациона питания продолжает оставаться актуальной. Большинство школьников не обращают внимания на состав чипсов, а некоторые продолжили употреблять этот продукт, зная о наличии в нем вредных веществ. В результате у них появляются различные заболевания. Причиной этих заболеваний является отсутствие полноценного, сбалансированного питания, частое употребление чипсов, кока- колы и других продуктов. Отсюда намечаются следующие задачи: изучить состав продукта, влияние пищевых добавок на организм человека.

Результаты теоретического анализа чипсов по упаковке. Изучив сведения с упаковки, мы выяснили, что в состав всех чипсов входит картофель или картофель-полуфабрикат, растительное масло, соль, регуляторы кислотности, усилители вкуса и аромата (Е621, 627, 631).

Заключение проекта


Чипсы являются одним из самых актуальных видов продукции, но как показали результаты исследований, чипсы не могут заменить полноценное питание. Ежедневное употребление чипсов в больших количествах может нанести непоправимый вред здоровью человека. Очевидно, здесь пользу искать бесполезно. После мощной переработки картофель теряет все свои положительные свойства и приобретает исключительно вредные.

Все чипсы независимо от производителя - мина замедленного действия для желудка. Вы никогда не замечали, что вам хочется кушать чипсы все чаще и чаще?

Употребление в пищу высококалорийных картофельных чипсов («жирная» пища) может приводить к ожирению, к развитию заболеваний желчного пузыря.

Проведенное в рамках данного исследовательского проекта "Вред или польза чипсов" социологическое исследование среди учащихся школы показало, что большинство учащихся употребляют чипсы. Учащиеся не знают, что чипсы могут нанести какой-либо вред здоровью и даже не задумывались о вреде чипсов.

Реклама чипсов - очень яркая и красочная, поэтому нет ничего удивительного в том, что она привлекает наше внимание. Сложнее всего убедить себя, что чипсы - это вредно. Проведенный эксперимент с грызунами был убедительным, наглядным. Я лично убедилась о вреде исследуемого продукта. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась. Теперь, наверное, есть смысл предложить себе полезную альтернативу - семечки или орехи.

Таким образом, в результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Провела литературный анализ по данной проблеме;
  2. Изучила ингредиенты, входящие в состав чипсов, сравнила их, изучила влияние пищевых добавок на организм человека;
  3. Провела анкетирование среди учащихся и выяснила отношение школьников к чипсам;
  4. Сделала выводы по результатам анализа теоретического материала, анкетирования и ознакомила учащихся с результатами исследования.

Рекомендации по питанию

В заключение всей работы необходимо добавить, что в наше время, в период постоянного нервного напряжения, переутомления, а кроме того, с экологическими проблемами, следует обратить внимание на свое питание.

Поэтому рекомендую:

  1. Не употреблять продукты, имеющие яркий цвет. Они переполнены искусственными красителями;
  2. При покупке обратить внимание на состав. Если в продукте много пищевых добавок лучше воздерживаться от них;
  3. Не употреблять снеки, насквозь пропитанные маслом. Такие чипсы сделаны из картофельного порошка, муки;
  4. Проверять чипсы на листке бумаги. Безопасные чипсы не должны оставлять жирных следов на белом листе бумаги;
  5. Обратить внимание при покупке на цвет. Все ломтики в пачке должны быть одинаково золотистыми, без темных пятен и черных краев.
  6. Заменить чипсы полезными продуктами: орехами, семечками, финиками.

Список литературы

  1. Андреева М.П. Проектные уроки как форма ин­теграции знаний // Химия в школе. — 2002. — № 7. — С. 51-56.
  2. Большой Кулинарный Словарь. Еда без вреда.
  3. Горбаткова Б. Х., Таутиева М. А.Качественный анализ ионов аналитических групп по кислотно-основному методу: Методические указания к лабораторным работам по аналитической химии. – Владикавказ: Терек, 2011. – 73 с.
  4. Железнякова Ю. В., Назаренко В. М. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии // Химия в школе. — 1999. — № 3. — С. 47-50.
  5. Р. Н. Насиров, Г.К. Баймукашева. Эксперимент межпредметного характера на занятиях кружка.// Химия в школе-2008.-№4.-С. 64-70.
  6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г. Р83 Химия: Органическая химия: Учебник для 10 кл. средней школы – М.: Просвещение, 2011.- 160с., с.133
  7. Интернет-ресурсы.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: