Индивидуальный проект "Физическая культура - залог здоровья"
В готовом исследовательском проекте по физкультуре на тему «Физическая культура - залог здоровья» учитель физкультуры в школе описывает воспитательную деятельность, направленную на укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности школьника.
Подробнее о проекте:
В учительской творческой работе по физкультуре «Физическая культура - залог здоровья» педагог описывает способы формирования умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах), воспитания культуры общения учащихся со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, проектной, игровой и соревновательной деятельности, а также выясняет методы профилактики асоциальных проявлений у учащихся.
В исследовательской работе (проекте) по физкультуре о физическом воспитании учащихся предложены разные варианты тем для разработки учебно-методического плана, а также подробно расписаны цели обучения, развития и воспитания учащихся на уроках физкультуры и массовых мероприятиях, подразумевающих физическую активность детей.
Оглавление
Введение
1. Темы учебно-тематического плана предмета.
2. Цели обучения, развития, воспитания.
3. Приращение в ЗУН и специфические умения.
4. Этапы работы над проектом «Физическая культура залог здоровья».
Заключение
Введение
Задачи проекта:
- Укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- Формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах)
- Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, проектной, игровой и соревновательной деятельности;
- Профилактика асоциальных проявлений.
Форма организации детей: групповая работа.
Ведущая деятельность: поисковая, творческая.
Сфера применения результатов: социологический, культурологический, спортивный, оздоровительный.
Используемые технологии: художественные, спортивные.
Форма продуктов проектной деятельности: анализ данных социологического опроса, газеты, стендовый доклад, групповой или личный отчет проектантов.
Способ объединения результатов на презентации: мероприятие, состязание.
Виды презентации: защита докладов, рефератов, конкурс рисунков, плакатов, оформление стендов «Спортивная жизнь школы», «Российский спорт», «Вредные привычки», «Здоровый образ жизни».
Класс или возраст детей: все классы школы.
Количество участников: 113 человек
Предметная область: Основная предметная область (физическая культура) и дополнительные предметные области (основы безопасности жизнедеятельности и окружающий мир).
Состав проектной группы:
- Учащиеся школ
- Классные руководители;
- Учителя – предметники;
- Инициативная группа родителей;
- Школьный фельдшер.
Ожидаемый результат:
- повышение мотивации к предмету;
- увеличение желающих и желания освоить способы сохранения своего здоровья;
- улучшение психологического климата в коллективе;
- рациональное использование свободного времени.
Характер координации – явный
Темы учебно-тематического плана предмета
Уроки физической культуры отличаются большим разнообразием игр и упражнений, эстафетами. Учащиеся на уроке должны получить некоторые теоретические сведения о физической культуре, здоровом образе жизни, понимать значение физических упражнений, знать основные правила гигиены и поведения, уметь применять эти умения и навыки на практике в повседневной жизни.
Примерная тематика раздела «Теоретические сведения» на уроках физической культуры:
- Правила безопасного поведения в местах занятий по физическому воспитанию (в спортивном зале, на спортивной площадке).
- Правила поведения во дворах, на игровых площадках, школьных спортивных площадках во внеурочное время.
- Правила нашего класса на уроках физкультуры.
- О значении физической культуры для здорового образа жизни.
- Двигательный режим школьника.
- Меры предупреждения опасности на водах, в парках, во дворе, дома.
- Требования к одежде на занятиях в различных условиях.
- Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы.
- Значение занятий физическими упражнениями в режиме дня для здоровья.
- Значение занятий физическими упражнениями в режиме дня для учебы и отдыха.
- Особенности урока физкультуры в начальных классах
- Правила выполнения комплекса упражнений гигиенической гимнастики.
- Правила выполнения комплекса упражнений для формирования правильной осанки.
- Значение правильного дыхания для здоровья. Правила дыхания при беге.
- Профилактика утомления, связанного с учебной деятельностью.
- Правила выполнения тестов для оценки физической подготовленности.
- Здоровый образ жизни, его значение для человека и преимущество по сравнению с нездоровым образом жизни.
- Закаливание и его влияние на организм.
- Переохлаждение и его предупреждение во время самостоятельного гуляния зимой.
- Профилактика детского травматизма.
- Оказание доврачебной помощи при легких травмах (ушибах, ссадинах, потертостях и др.).
- Значение физической культуры в жизни современного человека.
- Соблюдение режима дня.
- Утренняя гигиеническая гимнастика.
- Физкультминутки и физкультурные паузы на уроках.
- Гигиенические правила занятий физическими упражнениями.
- Личной гигиене младших школьников.
- Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки.
- Правила дыхания.
Сроки реализации проекта – 3 месяца
Цели обучения, развития, воспитания
Для реализации цели физической культуры учащихся общеобразовательной школы сформулировал базовые задачи, в число которых входят:
- формирование у школьников мотивации к занятиям физической культурой;
- обучение их умениям и навыкам использования средств личной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физической культуры;
- формирование понимания смысла занятий личной физической культурой.
Формирование мотивации основывается на следующих потребностях:
- физиологических (активные двигательные действия);
- в безопасности (от боли, неприятных ощущений, страдания, гнева, неустроенности);
- в социальных связях (идентификация в коллективе, социальная причастность к определенной группе, дружба, привязанность и др.);
- в самоуважении (достижение успеха, признание со стороны окружающих, одобрение старших, в том числе учителя);
- в самоактуализации (реализация индивидуальных возможностей, способностей, понимание и осмысление окружающего мира).
Обучение знаниям, умениям и навыкам использования средств личной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физической культуры подразумевает владение следующими умениями:
- самостоятельно поставить цель занятий личной физической культурой;
- выбрать адекватные средства и методы достижения поставленной цели; самостоятельно организовать занятие личной физической культурой;
- технически верно выполнить физические упражнения;
- осуществить контроль, оценку реакции своего организма на тренировочную нагрузку.
Приращение в ЗУН и специфические умения
Формирование у школьников понимания смысла занятий личной физической культурой подразумевает: — постижение сущности явлений, лежащих в основе выполняемого двигательного действия или упражнения; — знание закономерностей возникновения и развития этих явлений; — установление устойчивых связей между отдельными явлениями, возникающими в процессе занятий личной физической культурой.
Режим работы - урочно-внеурочный
Техническое оснащение — интернет, поселковая и школьная библиотеки, музеи, видеофильмы о спорте, о профилактике вредных привычек, о воспитании здорового образа жизни, спортивный зал. Учебно-методическое оснащение — учебники и учебные пособия, всевозможные руководства и методички для учителя.
Видеофильмы «Белая смерть», «Правила дорожного движения», «Профилактика вредных привычек», «Мы и спорт и физкультура». Информационное оснащение – печатные и электронные статьи, книги, аудио и видео о спорте, вредных привычках, беседы с учителями, родителями, специалистами в этой области. Кадровое оснащение – классные руководители, учитель физической культуры, тренер секций, библиотекари, родители.
Этапы работы над проектом «Физическая культура залог здоровья»
1. Подготовительный этап. На уроке физической культуры ученики в беседе со мною выявляют причины нежелания детей заниматься спортом, физическими упражнениями, рассматриваем ситуации, к которым может привести это. Я предлагаю принять участие в проекте «Физическая культура – здоровые дети», после чего формирую нескольких групп для участия в проекте внутри класса. Намечаем план и распорядок деятельности, распределяем нагрузку между учащимися. Итогом деятельности в рамках проекта становятся: полученные теоретические знания; соревнование «День Здоровья!».
2. Планирование работы. План: определить источники информации (справочная литература, экскурсионная деятельность, Интернет, беседы с учителями, родителями. поиск информации по здоровому образу жизни, необходимости занятий спортом, профилактики вредных привычек в Интернете и литературных источниках; определение объёма работы каждого участника проекта; аналитическое обобщение полученных результатов; определение состава участников групп, в зависимости от тематической работы внутри неё: создание символики и девиза команд; защита проекта в ходе выполнения поисковых.
На этом этапе вырабатываю план действий, распределяю обязанности и определяю сроки работы поэтапно, планирую способ сбора и анализ информации, планирую форму итогового представления результата.
Каждая группа получает задание:
- Доклады о здоровом образе жизни.
- Доклады о вредных привычках и их профилактике.
- Газеты «Здоровый образ жизни».
- Сочинения «Физкультура и спорт в моей семье».
- Сбор информации. Посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, просмотр видеофильмов, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.
- Анализ информации. Во внеурочное время учащиеся делятся со мной результатами своей поисковой деятельности, я корректирую, уточняю высказывания, помогаю выделить главное, подвожу детей к определению вывода.
- Презентация результатов проектной деятельности. Результатом данной проектной деятельности соревнование «День Здоровья!».
Заключение
В процессе участия в проекте учащиеся понимают значимость и необходимость занятий физической культуры. При подготовке и участии в соревнованиях дети развиваются физически, в них воспитывается самостоятельность, инициатива, повышается чувство ответственности, проявляется коллективизм, развиваются коммуникативные навыки.
Готовясь к соревнованиям, учащиеся хорошо усваивают правила игр, знакомятся с рядом новых игр и эстафет, многие из которых используются в их повседневной игровой деятельности, идёт сплочение учащихся, родителей и школы в активной оздоровительной спортивной деятельности.