Понятие мультфильма. История мультипликации
Мультипликационный фильм или кратко мультфильм — это фильм, выполненный с помощью рисования и предназначенный для показа в кинотеатре, по телевизору или на компьютере.
Первым русским мультипликатором (1906 г.) считается Александр Ширяев. Он создал первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором были изображены 12 танцующих кукольных персонажей-фигурок на фоне неподвижных декораций.
Мультик был снят на 17,5-миллиметровую плёнку.
Создавал он его три месяца. За время создания Александр Ширяев протёр ногами дырку в паркете, так как постоянно ходил от кинокамеры к декорациям и обратно.
Этот мультфильм найден в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым уже в 2009 г.
Там же были найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и др.
Современным мультипликаторам ещё не удалось разгадать секреты русского мультипликатора. Куклы Ширяева не просто ходят по земле, они каким-то образом прыгают и крутятся в воздухе.
Долгое время считался первым российским мультипликатором биолог Владислав Старевич (1912 год). Он сделал обучающий мультфильм с насекомыми.
В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, а именно — битву двух самцов-рогачей за самку. И во время съёмки фильма выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны.
Тогда Старевич препарировал жуков, приделал к лапкам тоненькие проволочки, прикрепил их воском к туловищу и снял нужную ему сцену покадрово. Таким образом появился обучающий мультипликационный фильм.
В такой же технике Старевич снял вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм "Прекрасная Люканида", или "Война усачей с рогачами».
В этом мультфильме жуки разыгрывали сценки и сюжеты из рыцарских романов. Мультфильм стал пользоваться бешенным успехом у зрителей до середины 20-х годов.
Покадровая техника кукольной мультипликации была в то время совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах люди, не понимая самой техники сьемок, изумлялись тем, каких невероятных достижений можно добиться дрессировкой насекомых.
После «Люканиды» на экраны выходят похожие по технике мультфильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913). Эти мультфильмы вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
В фильме «Ночь перед Рождеством» (1913) Старевич впервые объединил в сьемках актёрскую игру и кукольную мультипликацию.
Советская графическая мультипликация родилась уже в 1924—1925 годах. За один только 1924 год на студии «Культкино» коллектив художников выпускает целый ряд мультфильмов: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования», «Советские игрушки», «Случай в Токио», «Юморески».
Такая скорость создания мультфильмов стала возможной благодаря новой технике в мультипликации — плоских марионеток, освобождающей аниматоров от трудоемкого рисования большого количества рисунков.
Известные мультфильмы этой эпохи:
- "Каток" (1927, И. Иванов-Вано);
- "Почта" (1929, М. Цехановский);
- "Органчик" (1933, Н. Ходатаев).
Еще одним мультипликатором того времени был по профессии архитектор Александр Птушко. В отделе кукольной мультипликации Мосфильма, он нашёл свою среду для реализации своих художественных замыслов.
Александр Птушко стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультфильмом «Новый Гулливер» (1935). Александр Птушко соединил в одном кадре кукольную мультипликацию и актерскую игру. В этом мультфильме есть удивительные массовые сцены с множеством кукол и выразительной мимикой в мультипликации, а также очень хорошая кинематографическая работа режиссера.
Александр Птушко стал первым директором студии «Союздетмультфильм», но после покинул мультипликацию и посвятил себя игровому кино. Однако, даже в более поздних своих фильмах он использовал объёмную мультипликацию для спецэффектов, ее можно увидеть в фильме «Илья Муромец» (1956).