Проект «Листопад»
В рамках готового исследовательского проекта по окружающему миру "Листопад" учащаяся 4 класса начальной школы изучает справочные сведения о причинах изменения окраски листьев у деревьев и кустарников и о причинах листопада у лиственных растений в осенний период.
Подробнее о проекте:
В индивидуальной детской исследовательской работе "Листопад" обучающейся 4 класса начальной школы выдвинута гипотеза о том, что, листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело и листья боятся холода, дается характеристика особенностям листопада у разных лиственных растений, проводятся практические опыты по извлечению пигментов из растительного материала.
В ученическом проекте по биологии в доступной форме изложены причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников перед листопадом, и дается объяснение, почему деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья. В процессе проведения опытов автором были извлечены пигменты из растительного материала некоторых кустарников (сирень и шиповник).
Оглавление
Введение
1. Причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников
2. Листопад у лиственных деревьев и кустарников.
3. Особенности листопада у разных деревьев и кустарников.
4. Исследование по извлечению пигментов из растительного материала.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуализация темы: Мне всегда было интересно узнать, откуда у осени столько ярких разнообразных красок. Ведь летом все листья зелёного цвета. Почему именно осенью листва меняет окраску, и листья становятся жёлтыми, красными, багровыми. На уроке «Окружающий мир» мы изучали сезонные изменения в природе. Принесли с экскурсии много разноцветных листьев. А вот ответа, почему все листья разной окраски, я так и не получила, тогда решила самостоятельно это выяснить.
Цель работы: изучить причины изменения окраски листьев у деревьев и кустарников перед листопадом.
Задачи:
- Изучить литературу по теме.
- Провести наблюдения за окраской лиственных деревьев и кустарников в осенний период.
- Исследовать, почему осенью листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску.
- Выяснить, почему деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья.
- Сделать выводы и дать рекомендации.
Объект исследования: опавшие листья деревьев и кустарников.
Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и кустарников.
Гипотеза: Я предполагаю, что листья меняют окраску на деревьях и кустарниках, потому что дерево заболело и листья боятся холода.
Практическая значимость: умение самим добывать информацию по нужной теме, находить применение полученным знаниям в повседневной жизни, развитие эстетического вкуса, интереса к экологическим проблемам.
Новизна работы заключается в том, что таких исследований в нашей школе ещё никто не проводил, материала в литературе по данной теме недостаточно.
Что такое листопад
Листопад - естественное опадание листьев у древесных растений и кустарников осенью, связанное с подготовкой растений к зиме и вызванное изменением длины дня. Лишь у немногих (напр., дуб) листья засыхают и постепенно разрушаются; обыкновенно листья, предварительно потерявшие зелёный цвет и ставшие жёлтыми и красными, опадают.
Листья могут опадать массой в определённый период или постепенно, по одному в течение длительного времени. Если растение на какой-либо срок теряет все листья, их называют листопадными. Вечнозелёные растения несут листья круглый год, сменяя их периодически.
Основные осенние сезоны
Осень – одно из четырёх времён года, между летом и зимой. Осень – переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура воздуха.
Условно осень делится на четыре подсезона.
1 подсезон – начало осени. Начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип, вяза, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным, что чаще бывает в последней декаде сентября.
2 подсезон – золотая осень. Длится приблизительно с конца сентября по середину октября. В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет и начинается интенсивное опадение листвы. Постепенно оголяются леса.
3 подсезон – глубокая осень (октябрь). С окончанием листопада у берёзы, осины и вяза начинается и длится глубокая осень. Она продолжается до первого снега (не летящего в воздухе, а того, что хотя бы на день или ночь покроет землю).
4 подсезон – предзимье (первая половина ноября). Последний осенний подсезон, являющийся одновременно переходом к зиме, за что и получил своё название.
Зелёный цвет листьев
Летом все деревья имеют одну окраску – зелёную. А вот осенью те же самые листья приобретают различную окраску. Откуда берутся эти цвета?
Оказывается, листья зелёного цвета потому, что в них содержится особое вещество – хлорофилл. Учёные назвали это вещество хлорофиллом (от греческих слов «хлорос» — зелёный и «филлон» — лист). Хлорофилл считают зелёной кровью растений. Он как будто крошечная кухня внутри каждого листочка!
Эта кухня помогает превратить солнечный свет и воду в питание для растений. Наука доказала, что без зелёного листа не только не может жить растение, но не было бы и вообще жизни на Земле. Оказалось, что в клетках листа происходят важнейшие превращения воды и углекислого газа в сахар и крахмал. При этом листья выделяют кислород, которым дышит всё живое на планете. Великий русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев называл лист великой фабрикой жизни.
Большую часть жизни Тимирязев посвятил исследованиям хлорофилла. В своей книге «Жизнь растения» он на ярких примерах показал, как питается, растёт, развивается и размножается зелёное растение. Хлорофилл играет главную роль в фотосинтезе.
Процесс фотосинтеза можно изобразить вот такой простой формулой.
ВОДА + УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ СВЕТ = ГЛЮКОЗА + КИСЛОРОД
ХЛОРОФИЛЛ
Листья кажутся нам зелёными от большого количества хлорофилловых зёрен, расположенных в листе. Вместе с хлорофиллом в листе есть и другие пигмент - КАРОТИНОИДЫ (жёлтый и оранжевый цвет), АНТОЦИАН (красный цвет и багровый). Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и снова образуется.
Но это происходит только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго, образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. И лист всё время остаётся зелёным. В это время другие пигменты «дремлют». К концу лета - началу осени дни становятся короче. Деревья чувствуют приближение холода и начинают готовиться к зиме.
Света растения уже получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, а ночью не успевает восстановиться. Зелёный свет в листе убывает, и заметным становится жёлтый, багряный или красный оттенок. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Деревья и растения подготавливаются к зиме, и дают нам возможность каждый раз восхищаться их прекрасным разноцветьем.
Исследование по извлечению пигментов из растительного материала
1 этап – подготовительный: постановка проблемы, выбор объекта, изучение территории, знакомство с методиками и литературой.
2 этап – экспериментальный: проводился сбор опавших листьев на территории пришкольного участка. Определение незнакомых листьев по атласу-определителю, проведение опытов по окраске листьев.
3 этап – аналитический: анализ результатов исследований, выяснение почему листья изменяют свой цвет в осенний период, экспериментальным путём выяснение от чего зависит окраска листьев на деревьях и кустарниках, выделение растительных пигментов.
4 этап – отчетный: оформление исследовательской работы.
5 этап – информационный: с результатами работы были ознакомлены ученики нашего класса и участники районной конференции.
Методы работы:
1. Опрос одноклассников о причинах изменения окраски листьев.
2. Наблюдения за изменением окраски листьев в разные подсезоны осени.
3. Сбор опавших листьев деревьев: берёзы повислой, клёна американского, осины, рябины, ольхи серой; кустарников: шиповника майского, сирени, аронии (черноплодной рябины).
Проведение опытов по изменению окраски листьев
Опыты № 1,2 Выделение из листьев сирени хлорофилла
Опыты № 3,4 Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана.
Результаты опроса одноклассников
Я прочитала в атласе-определителе А.А. Плешакова «От земли до неба» сведения о каждом дереве и кустарнике, который буду изучать, и провела опрос среди одноклассников, пытаясь выяснить, что они думают об изменении окраски листьев перед листопадом.
Опрос одноклассников по теме: «Почему листья меняют окраску?»
Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников в разные
Растение | 1 подсезон | 2 подсезон | 3 подсезон | 4 подсезон |
Берёза повислая | первые жёлтые листочки | обильное пожелтение листвы | окончание листопада | |
Клён американский | багряный цвет листьев | опадение листвы | ||
Осина | жёлтые и ярко-красные листья | окончание листопада | ||
Рябина | первые красные листочки | обильное покраснение листвы | опадение листвы | |
Ольха серая | не меняют окраски листья | не меняют окраски листья | не меняют окраски листья | окончание листопада |
Шиповник майский | первые красные листочки | обильное покраснение листвы | опадение листвы | |
Сирень | не меняют окраски листья | не меняют окраски листья | не меняют окраски листья | окончание листопада |
Арония | пурпурно-красный цвет | опадение листвы |
Результаты опытов по извлечению пигментов
ОПЫТ № 1. Выделение из листьев сирени хлорофилла
Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба
Ход работы: для опыта взяла лист сирени, т. к. в нём есть только один пигмент – хлорофилл. Положила в колбу, залила спиртом и стала наблюдать за происходящим. Через 5-7 минут на нём появились тёмные пятнышки. В том месте, где листочек был немного надорван, появился светло-зелёный цвет. Спирт приобрёл светло-зелёный оттенок. Я ждала ещё 20 минут, но цвет ярче не стал.
Вывод: изменение цвета спирта произошло потому, что хлорофилл растворяется в спирту.
ОПЫТ № 2. Выделение из листьев сирени хлорофилла
Оборудование и материалы: лист сирени, спирт, колба, чашка, штатив, сухое горючее, поднос, спички
Ход работы: теперь я колбу со спиртом, в которой уже лежал лист сирени, решила нагреть на водяной бане. Когда вода в чашке нагрелась,
спирт стал окрашиваться в зелёный цвет. Через 5 минут спирт полностью изменил свою окраску
Вывод: хлорофилл растворяется в спирту, а при нагревании этот процесс происходит быстрее. Крепкая спиртовая вытяжка из зелёных листьев на свету выглядит изумрудно-зелёной.
ОПЫТ № 3. Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана
Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, кастрюля, ложка, 9% уксусная кислота.
Ход работы: для опыта взяла листья краснокочанной капусты, т. к. в них есть – антоциан, положила в кастрюлю, поставила на огонь. Когда вода закипела, появился бирюзовый оттенок. Затем цвет воды стал более насыщенным. Я капнула прямо в кастрюлю несколько капель 9% уксусной кислоты и вода в кастрюле приобрела два разных оттенка. Там, куда попала кислота, вода стала розовой, а вторая часть воды осталась бирюзовой. Я помешала ложкой воду в кастрюле, и вода стала ярко - розового цвета. Я достала ложкой листочек капусты и увидела, что сейчас он не фиолетовый, а бледно- жёлтый. На проведение опыта я потратила 15 минут.
Вывод: в листьях краснокочанной капусты есть антоциан, который придаёт листьям розовую окраску.
ОПЫТ № 4. Выделение из листьев краснокочанной капусты антоциана
Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, стеклянная кастрюля, тарелка, стакан, 70% уксусная кислота
Ход работы: взяла 3 листа краснокочанной капусты, положила в кастрюлю с водой и поставила на огонь. Когда вода в кастрюле закипела, вода стала менять цвет. Сначала она окрасилась в светло-голубой цвет, затем вода стала зеленоватого оттенка, на листьях появились белёсые пятна. Я решила подольше поварить листья, через 20 минут они стали тёмно-зелёного цвета, а вода приобрела грязно-красный оттенок. Я перелили воду в стаканчик, капнула несколько капель 70% уксусной кислоты, и вода окрасилась в ярко-красный цвет.
Вывод: этот опыт доказывает, что в листьях растений есть пигмент – антоциан, который придаёт воде красную окраску.
Общие результаты исследования листьев на предмет выделения пигментов:
опыты | проведение | результаты | вывод |
Опыт №1
с листьями сирени |
лист сирени опустили в спиртовый раствор | спирт окрасился в светло-зелёный цвет | хлорофилл растворяется в спирту |
Опыт №2
с листьями сирени |
колбу со спиртом нагревали на водяной бане | спирт приобрёл изумрудно-зелёный цвет | хлорофилл при нагревании
растворяется в спирту быстрее |
Опыт №3
с листьями краснокочанной капусты |
листья капусты кипятили в воде, капнули 9% уксусной кислоты | вода окрасилась в розовый цвет | из листьев капусты выделился антоциан |
Опыт №4
с листьями краснокочанной капусты |
листья капусты кипятили в воде, воду перелили в стакан, капнули 70% уксуса | вода окрасилась в ярко-красный цвет | из листьев капусты выделился антоциан, чем сильнее раствор кислоты, тем ярче цвет |
Заключение
Изучив литературу по теме, я узнала, что листопад - это естественное опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой к зиме. Провела наблюдения за окраской листьев деревьев и кустарников осенью и увидела, что листья окрашены по-разному.
Проведя опыты, узнала, что изменение окраски листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла, есть в листе. Выяснила, что деревья и кустарники сбрасывают листву, чтобы выжить в
зимний период.
Моя ПЕРВАЯ ГИПОТЕЗА о том, что осенью деревья болеют, и поэтому меняют окраску листьев, не подтвердилась. Но я поняла, что осенняя окраска листьев зависит от того, какой пигмент, кроме хлорофилла есть в листьях.
Моя ВТОРАЯ ГИПОТЕЗА о том, что листья боятся холода и поэтому осенью облетают, тоже не подтвердилась. Но я узнала, что деревьям и кустарникам выгодно сбрасывать листву, чтобы выжить в холодную зиму. Окраска листьев зависит от наличия того или иного пигмента, содержание, которого зависит от длины светового дня.
Список литературы
- Плешаков А. А., От земли до неба. Атлас-определитель [текст]/ М.: Просвещение, - 1998.- 84-91 с.
- Дитрих А., Юрмин. Г., Почемучка. Детская энциклопедия [текст]/ М.: Педагогика-пресс, - 1993. – 182-184 с.
- Детская энциклопедия. Лес [текст]/ - 2003 - № 8. – 24-40 с.
- Граубин Г., Почему осенью листопад [текст]/ М.: Малыш, - 1985. - 2-24 с.
- Куркова С. СМ., Сидоренко В. Н. Окружающий мир [текст]/ М.: Паритет, - 2004. – 27-28 с., 128-129 с.
- Кожевников А. В., Весна и осень в жизни растений [текст]/ М.: Владос, -1983. – 57-59 с.
- Детская энциклопедия. Мир леса [текст]/ М.: Махаон, 2008. 44-45 с.
- Сайты в Интернете.
Приложение