Проект в ДОУ «Профессии»

Тематика: 
Автор: 
Халиманова А.М., Орешкина Е.М., Попова Э.Г.
Учреждение: 
МБДОУ «Детский сад № 256» г. Новокузнецк
Класс: 
0

Педагогические работники ДОУ в ходе работы над долгосрочным проектом в ДОУ "Профессии" реализуют поставленную перед собой цель, сформировать у дошкольников первоначальные знания о профессиях и положительное отношение к труду и профессиональному миру.

Подробнее о проекте:


Педагоги долгосрочного проекта в старшей группе ДОУ "Профессии" путем проведения тематических мероприятий с воспитанниками детского сада формируют у детей интерес к профессиям взрослых, способствуют сплочению семьи ребёнка интересами к одному делу, воспитывают ценностное отношение к профессиям и результатам их труда, развивают творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Материал предложенного творческого проекта в ДОУ "Профессии" можно использовать на занятиях по окружающему миру в старшей и подготовительной группах детского сада, направленных на изучение профессий и профессиональных функций, определение первоначальных профессиональных интересов ребенка. В подготовке творческого проекта в рамках должностной инструкции социального педагога ДОУ по профстандарту активную помощь оказал социальный педагог дошкольного учреждения.

Оглавление

Введение
1. Ярмарка профессий в ДОУ.
Заключение
Литература

Введение

Актуальность.. «Знакомство с профессией» одно из самых важных в жизни ребёнка. Чем ближе будет предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем.


Так как именно профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни.

Помните эти всем известные строчки С. Михалкова? «А что у вас?» - это книжка не просто случайный разговор мальчишек и девчонок во дворе в стихах, так в ненавязчивой форме С. Михалков знакомит детей с профессиями. А ваши дети знают, кем вы работаете?

Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге.

Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих трудящихся, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями.

Возможность работы обусловлена следующими факторами:

  • Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
  • Родители воспитанников работают на предприятиях разной направленности, а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

Очень эффективным оказался проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. В сборе материала для проектов участвовали педагоги, дети и родители.

Проблемы:

  • Недостаточная информированность детей о профессиях.
  • Не сформирован познавательный интерес к труду взрослых.

Цель: Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.

Задачи:

  • Формировать интерес к профессиям взрослых, способствовать сплочению семьи ребёнка общими интересами к одному делу.
  • Воспитывать ценностное отношение к профессиям и результатам их труда
  • Развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Принципы:

  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащения детского развития;
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
  • Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Вид проекта: долгосрочный, информационный - практика ориентированный.

База реализации: МБ ДОУ «Детский сад № 256», старшая группа.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели Орешкина Е. М., Попова Э.Г, родители воспитанников.

Необходимые условия реализации проекта:

  • Интерес детей и родителей.
  • Методические разработки.
  • Интеграция со специалистами детского сада.

Ожидаемый результа:

  • Сформированность у дошкольников интереса к профессиям взрослых
  • Воспитание уважения к труду взрослых и результатам их деятельности.

Методы проекта:

  • Анкетирование
  • Наблюдение
  • Беседы
  • Совместные игры
  • Экскурсии

Механизм реализации проекта:

  • Работа по реализации проекта велась в четырех направлениях: самообразование, работа с детьми, педагогами, родителями.
  • Подбор и изучение разнообразного материала по теме.
  • Составление перспективно - тематического плана работы «Ярмарка профессий», конспектов занятий, развлечений.
  • Картотека игр.
  • Разработка буклетов, консультаций, журналов для родителей.
  • Изготовление картотеки стихотворений
  • Изготовление макетов, атрибутов и костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Подборка методической литературы по теме «Ознакомление дошкольников с профессиями»
  • Интернет – ресурс;
  • Методический инструментарий (подборка карточек с заданиями, конспекты бесед, занятий и т.д.);
  • Художественная литература (подборка стихов);
  • Видео экскурсии для детей.

"Ярмарка профессий" в ДОУ. I этап – подготовительный

№ п/п Содержание деятельности Предполагаемый результат
1.1. Диагностика детей и анкетирование родителей по профориентационной работе. Определения уровня сформированности первоначальных знаний детей о профессиях родителей.
1.2. Изучение нормативно-правовой и методической литературы в рамках ознакомления с новыми технологиями и интересными идеями по подготовке детей старшего дошкольного возраста к профессиональной ориентации. Повышение профессиональной компетенции по данной теме.
1.3. Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д). Использование данного материала в рамках проекта
1.4. Составление перспективно-тематического плана Перспективно-тематический план
1.5. Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей Конспекты
1.6. Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды Созданы условия для реализации задач данного проекта
1.7. Подбор материала для проведения мастер-класса «Кто добывает руду в шахте», «Моя мама – повар» и т.д. Использование материала в рамках проекта
1.8. Подбор стихов, потешек, речитативов. Использование для развития ритмичности
1.9. Опрос детей с целью выявления знаний детей о профессиях родителей. Определения уровня теоритических и практических знаний детей о профессиях родителей.

"Ярмарка профессий" в ДОУ. II этап – практический

№ п/п Содержание деятельности Предполагаемый результат
Работа с детьми
1 Беседы с детьми об истории города Новокузнецка и основных предприятиях города, о профессиях родителей воспитанников.

Беседы: «Соблюдение техники безопасности при работе», «Люди какой профессии заботятся о нашем здоровье?».

Расширять представления детей о профессиях родителей.
2 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: Введение детей в ход проекта через игровую ситуацию с формулировкой проблемы.

Гипотеза детей: «Профессии – все нужные и важные»

Составили с детьми план совместной деятельности о важности профессий.

План действий:

  • Обратиться за помощью к взрослым;
  • Найти информацию в книгах;
  • Научиться играть в различные игры по ознакомлению с профессиями
  • Познавательная деятельность с детьми «Встречи с интересными людьми различных профессий»
  • Рассматривание рисунков, фотографий о профессиях.
  • Сюжетные картинки о профессиях
  • Экскурсии-наблюдения
  • Видеоматериалы и фоторепортажи о профессиях и людях труда.
  • Наблюдения за трудом взрослых Организованная образовательная деятельность «Весёлые поварята», «Волшебный семицветик», «Открытие ателье» и др.
  • Конкурс рисунков «Кем быть?», «Профессии моих родителей».
  • Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел?», Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта»
  • театрализованная деятельность, физкультурное развлечение, организация дидактических, настольных, словесных игр.
  • Организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно бытовой.
Знакомство детей с профессиями родителей. (врач, повар, швея, шахтёр, шофёр и т.д.)

Уточнение представления детей о профессиях, пробуждение любознательности, интереса к деятельности взрослых, выработка положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

Дети видят результат своего труда, его значимость для других

3 Разработка алгоритмов трудовой деятельности представителей той или иной профессии. Картотека.
4 Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр в группе в течение дня:

  • Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Кому, что нужно для работы?», «Кто с кем сотрудничает», «Кем быть?», лото «Профессии».
  • Сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Супермаркет», «Дом быта», «Мы – шахтёры», «Строители», «Юные водители», «Пожарные», «Служба спасения» и др.
Работа с родителями
1 Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта «Ярмарка профессий». Повышение педагогической компетентности по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями в современном мире.
2 Консультации по теме проекта: «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?», «Трудовое воспитание в семье».
3 Разработка буклета «Ознакомление детей с трудом взрослых»
4 Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.
5 Родительское собрание «Трудовое воспитание в формирование личности ребёнка».

"Ярмарка профессий" в ДОУ. III этап – презентационно–заключительный

№ п/п Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 Выявление представлений у детей о профессиях, умение самостоятельно организовать и провести игру (беседы, наблюдение) Составление справки.
2 Создание фотогазеты «Династии профессии родителей» Фото –газеты: «Династия шахтёров», «Династия металлургов»
3 Обобщение опыта работы. Систематизация материалов работы по проекту
4 Презентация проекта презентация опыта работы над проектом «Ярмарка профессий» на методическом объединении.

Заключение

У детей сформировалось понимание значения слова «профессия».

У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.

В результате реализации проекта у педагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.

Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.

Созданы календари профессий; конспекты тематических занятий.

Подготовлен фотоотчет на сайте ДОУ.

Оформлена выставка детских работ «Работа всякая нужна, работа всякая важна». Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.

Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

профессии в доу

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 528 с.
  3. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция — СПб: Питер, —480 с: ил., 2004
  4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет