Проект по математике на тему «Числа вокруг нас»
В готовом проекте по математике "Числа вокруг нас" учениками 4 класса начальной школы была поставлена цель, собрать материал для справочника «Мой поселок в цифрах». Для этого учащиеся провели подсчет всех образовательных, культурных и медицинских учреждений, находящихся на территории поселка Сосьва.
Подробнее о проекте:
Автор готового исследовательского проекта по математике о числах дает обоснование понятия "цифра", выясняет историю появления чисел и приобретение ими современного вида, рассуждает на тему того, насколько необходима математика, в частности счет и цифры, в повседневной жизни человека.
Ученическая творческая работа по математике "Числа вокруг нас" содержит математический счет построек, заведений, памятников и природных ресурсов, которыми обладает поселок Сосьва. На основании полученных данных учениками 4 класса был подготовлен сборник «Мой поселок в цифрах», в котором представлен перечень школ, детских садов, рек, магазинов и прочих организаций, находящихся на территории поселка, с фотографиями.
Оглавление
Введение
1. История чисел.
2. Числа в поселке Сосьва.
Заключение
Введение
Математика окружает нас всюду, поэтому иногда мы даже не обращаем внимания, насколько важны в нашей жизни числа. В этом проекте мы решили рассмотреть математику в нашем родном поселке.
Цель: собрать материал для справочника «Мой поселок в цифрах».
Задачи:
- Изучить историю чисел.
- Определить источники информации.
- Собрать материал и разместить в сборнике «Мой поселок в цифрах».
- Представить сборник одноклассникам, родителям и ученикам школы.
История чисел
История возникновения чисел очень глубокая и давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что стало просто необходимо использовать символы для написания чисел.
Давным-давно во времена, когда у людей не было цифр и они не умели считать как мы сейчас, у них возникало огромное количество поводов для счета. И самый простой вариант счета подсказала природа. Люди использовали пальцы рук, а при больших числах и ног, чтобы посчитать, например, количество голов скота в стаде. Это было достаточно неудобно. Потом кто-то придумал делать для счета глиняные кружочки, другие пользовались иными подручными средствами.
Первое доказательство использования древними людьми счета — это волчья кость, на которой 30 тысяч лет назад сделали зарубки. В Древности у разных народов существовали свои способы счета. Например, майа использовали только три обозначения: точку, линию и эллипс и записывали ими любые цифры. В Древнем Египте около 5000-4000 лет до н.э. использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня — пальмовым листом, а сто тысяч — лягушкой.
А вот наши предки-славяне использовали самую сложную запись чисел. Они их записывали буквами, над которыми ставили специальный значок «титло», чтобы отличить, где написали буквы, а где цифры, и значков у них было аж 27.
Но человечество развивалось, усложнялись и подсчеты. Появилась потребность в записи чисел. Примерно в 5 веке до нашей эры появились первые цифры.
Говорят, что первые числа изобрели шумеры, народ, живший на территории Южного Междуречья Тигра и Евфрата, современного Ирака примерно в IV-III тысячелетии до н.э. Шумеры изобрели и так называемое клинописное письмо или клинопись. На глиняных табличках рисовались различные символы в виде клиньев.
Цивилизация шумеров была очень развита для тех времен. Для счета применялись сначала глиняные фишки различной формы. Со временем на них стали делать пометки, которые обозначали количество и вид того, что считали. Например, две козы. Но два мешка писали совершенно по-другому. То есть они описывали количество конкретных объектов и не выделяли отдельно цифру.
500 лет до н.э. появились римские цифры. Римская система счисления была очень распространена в Европе, пока не придумали арабские цифры. Во так они обозначались: I—один, V-пять, X-десять, L-пятьдесят, C-сто, D-пятьсот, M-одна тысяча.
С небольшими числами она вполне удобна, но для записи больших чисел очень сложна. Еще один недостаток: невозможно письменно делать вычисления. Их можно сделать только в уме, что может породить большое количество ошибок.
Сейчас римские цифры тоже применяют, например, в записи века, порядкового номера монарха и т.п.
В пятом веке в Индии появилась система записи, которую мы знаем как арабские цифры и активно используем сейчас. Это был набор из 9 цифр от 1 до 9.
Однако Индия была оторвана от других стран. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, и каждая цифра записывалась так, чтобы ей соответствовало количество углов. Например, в цифре 1— один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него просто оставляли пустое место.
Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся.
Интересно то, что современные арабские цифры сильно отличаются от тех, которые используем мы:
Сейчас тоже используются разные числа. Некоторые страны, как например, арабские страны и Китай, пользуются своими особенными цифрами. Но, все-таки, наибольшее распространение получили арабские цифры, которые используют и понимают во всем мире.
Числа в поселке Сосьва
Поселок Сосьва был основан в 1880 году.
Население в 2017 году 8275 человек.
Расстояние от п. Сосьва до ближайшего города Серова:
- 87 км – по прямой,
- 105 км – по железной дороге,
- 108 км – по автодороге
- Пожарная часть - 1
- Полиция - 1
- Отделение Сбербанка – 1
- Столовые - 2
- Аэропорт - 1
Транспорт
- Железнодорожная станция Сосьва-1
- Железнодорожная станция «Новая Сосьва» - 1
- Автобусный маршрут «Сосьва-Серов» -1
- Транспортный маршрут «Сосьва - Гари» - 1
- Курсирует поезд «Сосьва – Свердловск», «Сосьва-Серов»
- Общественный транспорт «Такси»
Образование
Школы:
- Школа№1
- «Детская школа искусств»
- Школа№4
- Школа№5. В нашей школе 139 человек.
Детские садики:
- «Сказка»
- «Василёк»
- «Алёнушка»
- «Берёзка»
- Филиал Серовского техникума
Медицина
- Больницы-2
- Аптеки-3
Культура и спорт
- «Районный спортивно- культурный комплекс» - 1
- «Дом детского творчества»
Религия
- Храм Николая Чудотворца
Магазины
- Магнит
- Монетка
- Александр
- Глобус
- Теремок
- Ксения
- Авто-плюс
- Восьмёрочка
- Авто-дом
- Рябинушка
- Фортуна
- Каменный
- Юлия
- Горизонт
- Хозяйственный
- Книжный
- Гранд
Итог - 17 магазинов
Памятники
Памятников – 4:
- Погибшим воинам в ВОВ
- Погибшим в гражданскую войну - 2
- Герою РФ Виктору Романову
Реки
- Киселёвка
- Сосьва
- Ерёминка
- Тесьма
- Молва
Мосты
- Мост через реку Пату в Мишино.
- Мост через реку Олту.
- Мост через реку Сосьву в Гари.
- Мост через Воробино.
- Мост через реку Сосьву в Кошай.
Заключение
в результате работы над проектом мы узнали много нового и интересного о нашем посёлке. Эта информация будет полезна на уроках математике, окружающий мир.
Материал для проекта подобрали: Бородин Илья, Торопова Оксана, Фомина Олеся, Чибрикова Диана, Сушков Данил, Борматова Вероника, Мухин Сергей, Врублевская Карина, Соколов Андрей.
Проект оформили: Бородин Илья, Мухин Сергей, Анкудинова Юля.