Проект на тему «Илья Муромец» 4 класс
В ученическом проекте по литературному чтению на тему «Илья Муромец» автором была поставлена цель, изучить и сравнить особенности в изображении образа русского богатыря великими русскими художниками 19 века и на основании художественного образа Ильи Муромца изготовить рисунок с его изображением в технике «вытыканка».
Подробнее о проекте:
В рамках готовой детской исследовательской работы по литературному чтению на тему «Илья Муромец» учеником 4 класса начальной школы был подготовлен творческий материал по теме для одноклассников с целью привлечения их внимания к теме «Богатыри». В процессе изучения справочной информации о богатырях автор обобщает материал о былинном творчестве, расширяет знания о богатырях и их обычаях, и выясняет, существовал ли былинный богатырь на самом деле или это только вымысел народных сказаний.
В исследовательской работе (проекте) в 4 классе начальной школы на тему «Илья Муромец» было проведено анкетирование среди учащихся с целью, определить уровень их знаний о богатырях и их обычаях, по результатам которого был подготовлен доклад и кроссворд о русском богатыре Илье Муромце. Полученные материалы способствуют лучшему усвоению знаний и расширению кругозора младших школьников.
Оглавление
Введение
1. Социологический опрос одноклассников о богатыре.
2. Русский богатырь Илья Муромец – легенда или быль?
4. Особенности в изображении образа богатыря художниками 19 века.
5. Кроссворд «Богатырь».
6. Создание рисунка в технике «вытыканка».
Заключение
Список литературы
Введение
После того как на уроках изобразительного искусства мы познакомились сказочно-былинным жанром, а также с некоторыми работами известных русских художников 19 века. Меня заинтересовал конкретный персонаж этих картин - Илья Муромец, я захотел больше узнать о нем и выполнить рисунок на тему: «Русский богатырь-Илья Муромец» в технике «вытынанка». В моей исследовательской работе я хочу раскрыть образ русского богатыря и дать ответ на вопрос: существовал ли былинный богатырь на самом деле или это только вымысел народных сказаний? Если же он был в реальности, как раскрыли образ русского богатыря русские художники 19 века.
Гипотеза: Я предположил, что полученные знания помогут мне в технике «вытынанка» воплотить образ русского богатыря, воспетых в произведениях литературы и искусства и украсить интерьер своей комнаты.
Цель: изучить и сравнить особенности в изображении образа русского богатыря великими русскими художниками 19 века.
Задачи:
- Подготовить творческий материал по теме для одноклассников с целью привлечения их внимания к теме «Богатыри».
- Выяснить, существовал ли былинный богатырь на самом деле или это только вымысел народных сказаний.
- Обобщить материал о былинном творчестве, расширить знания о богатырях и их обычаях.
План работы над проектом:
1) Поиск и сбор информации:
- Беседы с одноклассниками, библиотекарем, учителем, родителями;
- Изучение литературных пересказов, русских народных былин;
- Получение информации о жизни богатыря через Интернет-ресурсы.
2) Проведение социологического опроса:
- Составление анкеты, чтобы проверить знания сверстников о русском богатыре Илье Муромце
- Составление сравнительных таблиц, диаграмм;
- Придумать творческие задания к теме, чтобы мои исследования стали интересными и познавательными для других (кроссворды).
3) Выполнение практической работы:
- Изучить и выбрать характерные детали одежды, вооружения, доспехов;
- Применение техники «вытынанка» в создании рисунка «Богатырь»;
- Выполнить рисунок для оформления своей комнаты.
4) Анализ проделанной работы.
Кому будет полезен мой проект?
- Мои одноклассники получат информацию о жизни богатыря Ильи Муромца;
- Расширю свои познания в области литературы и искусства;
- Получу новые знания и поучусь их добывать;
- Создам интересный материал в помощь преподавателю для работы на уроках;
- Порадую родителей тем, что занимаюсь нужным и полезным делом.
Объектом исследования является русский богатырь Илья Муромец как символ мужества, героизма, отваги русского народа.
Предмет: особенности изображения Ильи Муромца в произведениях искусства.
Актуальность моего исследования я вижу в том, что мне интересно создать реальный образ сильного, мужественного защитника нашей Отчизны. Я выбираю картину в технике «вытынанка» – это красиво и оригинально.
Социологический опрос одноклассников о богатыре
Чтобы узнать, что известно моим одноклассникам о богатыре Илье Муромце, я решил провести социологический опрос:
- Правда ли все, что рассказывается в былинах об Илье Муромце?
- А есть ли еще, какие виды искусства, произведения которых посвящены этому богатырю?
- Что послужило источником для создания этих произведений?
- А существовал ли на самом деле такой человек?
- Происходили ли в истории нашего государства все те события, которые описывают былины об Илье Муромце?
В ходе анализа ответов на вопрос: Правда ли все, что рассказывается в былинах об Илье Муромце?
Результаты оказались следующими: правильный ответ (большая часть содержания былин - это вымысел) дали 46% ребят. Таким образом, большинство учащихся воспринимают события былин как истину, т.к. ничего не знают об исторических событиях.
Ответы на вопрос: А есть ли еще какие виды искусства, произведения которых посвящены этому богатырю?
Дали правильный ответ (да, об одном и том же герое написаны разные произведения: музыкальные, театральные, литературные, живописные.) 5% .
Вывод: учащиеся мало знают о произведениях на тему былин разных видов искусств.
С вопросом "Что послужило источником для их создания?" многие справились: правильный ответ (былины) дали 71%.
На вопрос: А существовал ли на самом деле такой человек? Правильный ответ (историки предполагают, что Илья Муромец реальный человек) дали- 17% учащихся.
А вот результаты заключительного вопроса «Происходили ли в истории нашего государства все те события, которые описывают былины об Илье Муромце?» подтвердили своевременность данной работы, т.к. показали, что участники анкетирования практически очень мало знают об истории России. Правильный ответ (события – это вымысел) дали-12% ребят.
Таблица. Анализ данных, полученных при проведении опроса учащихся 6 «а» класса МАОУ СОШ № 11.
Вопросы | Количество опрошенных учеников | Количество давших правильный ответ | Соотношение в процентах |
---|---|---|---|
Правда ли все, что рассказывается в былинах об Илье Муромце? | 26 | 12 | 46% |
А какие еще произведения искусства посвящены этому богатырю? | 26 | 2 | 5% |
Что послужило источником для их создания? | 26 | 19 | 71% |
Существовал ли на самом деле такой человек? | 26 | 5 | 17% |
Происходили ли в истории нашего государства все те события которые описывают былины об Илье Муромце? | 26 | 3 | 12% |
Проанализировав результаты опроса, я пришел к выводу, что мои одноклассники знают об этом богатыре лишь то, что запомнилось с детства из былин и сказок, и были поражены, узнав, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.
Отсюда видно, что моя работа будет полезной и познавательной.
Илья Муромец – легенда или быль?
В истории России есть, чем дорожить, гордиться и о чем сожалеть. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину. Чем же знамениты «русские богатыри?» я решил обратиться к былинам. Былины – русские героические сказания. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.
Богатыри являются главными персонажами былин. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает цикл былин об Илье Муромце. Илья Муромец – легендарный богатырь, защитник Русской земли и главный герой русского былинного эпоса. Ему посвящено около тринадцати сюжетов в сказках и былинных песнях. Поражает то, что Илья Муромец описан не только как герой, а как сложная многогранная личность. До сих пор многие не знают, что это не сказочный герой, а реальный человек.
Я заинтересовался и решил узнать как можно больше о русских былинах, которые рассказывают о богатыре и об исторических фактах из жизни Ильи Муромца для того, чтобы сопоставить их и выяснить насколько правдиво, народные сказители передают события того времени. В процессе работы над данным исследовательским проектом выяснилось, что очень многие знаменитые историки, писатели и художники посвящали свои труды былинам об Илье Муромце, изучали исторические документы, чтобы доказать его реальное существование и составить биографию богатыря.
Был ли на самом деле этот легендарный богатырь? Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.
Отрывок из былины: Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют.
По данным Интернет ресурсам я узнал: На берегу реки Оки, в селе Карачарово действительно находится дом, где родился русский богатырь. В настоящее время там проживает семья Гущиных, которые считают себя потомками богатыря.
Современные антропологи научно доказали, что Илья Муромец родился 5 сентября 1143 года в крестьянской семье. Считается, что реальным прототипом былинного героя был крестьянский сын по прозвищу Чоботок. Илья был долгожданным ребенком, но родился "расслабленным", то есть, говоря современным языком, у него были нарушения опорно-двигательного аппарата.
Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника земли Русской. Вот как это было.
Однажды, когда немощный молодец находился в одиночестве, ему явились святые старцы в образе «калик перехожих» и попросили: «Поди и принеси нам напиться». Первым подвигом Ильи был подвиг милосердия. Воспитавший в себе монашескую кротость и послушание, Илья искренне желает выполнить волю старцев и встает на ноги, получив за душевный порыв, за доброту, за желание помочь людям богатырскую силу.
В Карачарове есть знаменитый источник. Именно здесь, как рассказывают, брали воду, от которой поправился Илья, до этого 33 года пролежавший на печи. О том же, кстати, повествуют былины, отмечая, что «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения»
Будучи уже в зрелом возрасте, Илья не возгордился, но пронес богатырскую силу через всю свою жизнь, как драгоценный дар, данный ему Богом и принадлежащий не лично ему, а всему русскому народу, которому он бескорыстно, и самоотверженно служил до самой смерти. Самому Илье приписывают слова: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять». Вот и здесь прослеживается желание верой и правдой послужить родине.
Русский богатырь служил в дружине киевского князя Владимира. Представитель крестьянского сословия, он обладал, прежде всего, не физической, а нравственной силой: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Глубоко христианское смирение сопровождало все его подвиги. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступает в бой.
Мой интерес к личности Ильи Муромца подогрел тот факт, что мощи его находятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.
Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, оставил мир, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре и затворился. Ученым, исследовавшим мощи Ильи Муромца, удалось установить и причину его гибели. Илья Муромец погиб не в бою, однако в результате боя. На его груди есть характерный след, свидетельствующий, что сюда попало копье. Илья, по-видимому, пытался заслониться от него рукой либо перехватить копье на лету, и это уменьшило силу и глубину удара. Полученная рана с течением времени так до конца и не зажила, а, периодически воспаляясь, все больше и больше подтачивала организм, пока не привела к гибели богатыря.
О смерти первого богатыря Киевской Руси официальные документы того времени практически ничего не сообщают. Объяснение этому факту может быть одно: имя простолюдина мозолило глаза родовитому боярству. Поэтому оно и было вымарано из летописи как нежелательный и даже возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика. Тем более, что захоронен он в приделе главного храма Киевской Руси – Софии Киевской_ великокняжеской усыпальнице (где и князей-то не всех хоронили).
Бояре же о погребении в Софии Киевской и мечтать не могли, так как для них это была честь неслыханная! Вероятно по этой причине в позднее время гробница «мужицкого боярина» была разрушена. Заботу о нетленных мощах легендарного человека, что в православии считается очевидным признаком святости, взяла на себя Киево-Печерская Лавра, где они покоятся и поныне под скромной надписью над гробницей «Илья из Мурома». Именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародного любимца ратника. Богатырь жил в 1188 году.
Закончил свою жизнь Илья Муромец на 50-60 году своей жизни 1 января 1188года, к лику святых он причислен в 1643году. Пальцы его правой руки сложены в троеперстии, и в этом всякий православный христианин видит знак извечной принадлежности земли Русской к Церкви Православной. Кстати. Именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ивановича торжественно установили икону «преподобного Ильи Муромца» во вновь отстроенной церкви.
На родине святого богатыря, в Спасо-Преображенском соборе одноименного монастыря, покоится частица мощей преподобного Илии – средний палец шуйцы, то есть левой руки богатыря. В 1990 г. антрополог С. Никитин по гипсовой копии лицевой части и рентгенограмме головы воссоздал облик «законника Ильи» из Ближних пещер Киево-Печерской лавры. Позже была изготовлена деревянная фигура в полный рост, точно воспроизводящая все особенности строения, которые удалось выявить при исследовании мощей. Автор изваяния – художник С. Субботин. В августе 2006 г. фигура была привезена в Спасо-Преображенский монастырь.
В Муроме Владимирской областибылинный герой увековечен в памятнике – в облике богатыря-инока: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза.
В 1988 году по инициативе Академии наук Украины было проведено исследование мощей Ильи Муромца. Они подтвердили реальность многих былинных историй о великом воине. Ученые установили, что подвергшееся экспертизе тело принадлежит человеку крепкого телосложения, который при жизни обладал огромной физической силой.
Его рост составлял 180 см. То, что это тело принадлежит именно легендарному богатырю, удалось установить благодаря следам, которые остались на позвоночнике от перенесенного в детстве тяжелого заболевания опорно-двигательного аппарата. Однако костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась, и после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.
Итак в ходе сбора информации я выяснил, что русский богатырь Илья Муромец это не только былинный герой, но и реальный человек, который жил в 11 веке.
В дальнейшем я попытался определить особенности в изображении образа русского богатыря великими русскими художниками 19 века. Эти картины помогут мне в создании образа богатыря.
Илья Муромец в произведениях искусства
Одним из наиболее известных произведений Виктора Михайловича Васнецова является картина "Богатыри". Художник работал над картиной почти 20 лет. Васнецов особенно упорно искал тип и характер центрального образа картины- Ильи Муромца. И, как это нередко бывает, помог случай. Вот как рассказывает об этом В.Васнецов: "Иду по набережной около Крымского моста и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья".
Восхищенный художник уговорил Петрова прийти к нему в мастерскую и в несколько сеансов написал с него большой портрет этюд, послуживший основой для образа Ильи Муромца. Васнецову удалось схватить и запечатлеть в случайном незнакомце -спокойную ясность простого крестьянского лица, зоркость и прозорливость светлого умного взгляда. В картине Васнецова «Богатыри» Илья Муромец – умудренный опытом богатырь.
Его фигура поражает мощью. Под стать седоку и конь. От богатыря веет силой. В тоже время есть что-то в герое мягкое и ласковое, доброе, свойственное открытой русской душе. Таким рисуют Илью Муромца русские былины, таким его понял и изобразил на своей картине В. Васнецов. Широко открытый прямой взор, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый под большими усами рот говорят о его сильной воле.
М. Врубель, познакомившись с картиной Васнецова «Богатыри», сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающем на коне-битюге. Картины с изображением, героев былин относят к мифическому жанру, поэтому в некоторых случаях художник может преувеличить визуально рост, мощь и т. д.
Таков врубелевский Богатырь - порождение окружающей природы, которая дает этому гиганту величие и мощь. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко.
Врубель не иллюстрирует какую-либо былину, он ставит перед собой более сложную задачу. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. Художнику удалось найти пластическое выражение мысли о богатырском начале как о порождении могучих сил природы.
Художники жили в одну историческую эпоху, и объединяет их картины уважение и почитание к образу русского богатыря. Но, насколько отличается техника передачи сюжета. Если Васнецов передает точный детальный портрет, соблюдают пропорциональные соотношение в передачи фигур, то у художника Врубеля наоборот преобладает передача мощи, силы богатыря и поэтому он использует гиперболу объема. Но художники преследуют одну цель показать героя – патриота, защитника своей Родины.
Об одном и том же герое написаны разные произведения: музыкальные, театральные, литературные, живописные. Авторы по-разному видели и стремились выразить героя, одни и те же идеи, художественные образы. Но все они дополняют друг друга.
В 1965 году на экраны страны вышел кинофильм режиссера Александра Птушко «Илья Муромец». Актеру Борису Андрееву, который исполнил роль богатыря удалось передать мужественный и неповторимый образ Ильи Муромца. Огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.
Кросворд по теме «Богатырь Илья Муромец»
Об итогах своей работы я рассказал своим одноклассникам, что вызвало у них большой интерес к теме. Затем я подготовил кроссворд для ребят, чтобы выяснить, что теперь они знают о богатыре.
По горизонтали:
1.Художники братья, которые писали картины о Древней Руси, о богатырях .
Вспомните отчество Ильи Муромца Как звали мать Ильи Муромца?
По вертикали:
1.Князь, которому служили богатырь.
2. Главное оружие богатырей.
3. Как называется знаменитая картина В.Васнецова.
4.Произведения устного народного творчества, где в героических народных песнях воспеваются сильные и могучие защитники Русской земли – богатыри (былины).
5. Село, где родился Илья Муромец.
6.Богатыря прозвали так, потому что он родом из этого города. Что это за город?
Результаты кроссворда порадовали:
Мы пришли к выводу, что богатырь Илья Муромец - человек исключительный, наделен чертами, которыми не обладает обычный человек.
Былинный богатырь олицетворяет собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Он стоит на страже Русского государства, его независимости и чести.
Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смог одолеть Илья Муромец. Ему под силу не только истребление огромных войск врага, но и дела мирного характера.
Создание рисунка в технике «вытыканка»
В создании моей работы мне помогли картины великих русских художников, былины и сюжеты из фильмов об этом богатыре. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Я хочу, чтобы мой богатырь был таким же.
В былинах мы находим множество исторических предметов давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга все это есть у богатыря. На картинах великих художников показаны как были вооружены богатыри.
На тело богатыря была надета кольчуга – железная рубашка. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
На голове богатыря был шлем. На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел.
Щит - это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело.
Копьё — метательное, колющее холодное оружие. Длина копья составляла от 3 до 4 метров. Оно состоит из деревянного древка и металлического наконечника.
Мой богатырь должен быть сильным и выносливым, так как его одеяние весило более 60 кг, и готовым сразиться с врагами. Он получился настоящим воином – патриотом готовый в любое время защитить свою отчизну.
Заключение
Проводя анализ проделанной работы, чувствую, что не зря взялся за этот проект. В процессе работы над проектом об Илье Муромце, прежде всего, я получил большое удовольствие от «общения» с искусством и литературой. В ходе работы над проектом узнал старинные былины и сказания о русских богатырях, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
Именно в них услышал голоса живой истории и увидел картины далёкого прошлого. Сколько сделал открытий для самого себя?! На всех занятиях кружка старался рассказать ребятам что-то новое, интересное. На уроках окружающего мира с удовольствием дополнял рассказы учителя.
Моя мечта сбылась: в интерьере моей комнаты появилась новый рисунок в технике «вытынанка», который нет в магазине и у моих друзей. «Русский богатырь-Илья Муромец». Мне кажется, образ моего богатыря похож на образ Ильи Муромца. Мне предстоит создать в технике «вытынанка» образы Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Они станут оберегами нашей семьи. А потом, когда я буду служить в армии, они будут сохранять спокойствие моей мамы.
Список литературы
- Муравьёва Т. В. Мифы славян и народов Севера. – М.: Вече, 2005.
- Русские народные сказки/ Составители Нечаев А., Рыбакова Н. – М.: Гос. Изд. Художественной литературы, 1952.
- Сухова О. Хронограф. Муромский историко-художественный музей. – Муром, 2003.
- Алмазов Б. Илья-богатырь. – СПб., 2005.
- Аникин В.П. Русский богатырский эпос. М., 1990.
- История русской литературы X – XVII веков. / Под ред. Д. С. Лихачева. –М.: Просвещение, 1980.
- Краткое описание города Мурома и его святынь. – Муром, 2004.
- Круглов Ю.Г. Былины. СПб., 2005.
- Ингтернет