Проект по технологии «Разделочная доска» 5 класс

Рейтинг: 39

Разделочная доска
Тематика: 
Автор: 
Ищенко Иван
Руководитель: 
Макаренко С.М.
Учреждение: 
МБОУ СОШ № 8 с. Дмитриевское
Класс: 
5

Ученический проект по технологии на тему "Разделочная доска" описывает самостоятельную работу ученика 5 класса, проведенную в целях изготовления разделочной доски из древесины, содержит в себе разработку идей по изготовлению разделочных досок и подробные чертежи будущего изделия.

Подробнее о проекте:


Созданный учеником 5 класса творческий проект по технологии "Разделочная доска" содержит исторические сведения о появлении и развитии искусства резьбы по дереву, описание видов резьбы по дереву, дается определение понятия древесина и рассматриваются виды древесины, ее свойства, предлагается несколько вариантов разделочных досок, которые можно изготовить самостоятельно.

В учебном творческом проекте по технологии для мальчиков об изготовлении разделочной доски автор самостоятельно изготавливает данное изделие по предварительно разработанным чертежам, дает характеристику используемых материалов, описывает технику безопасности во время работы с древесиной и инструментами при изготовлении разделочной доски. В конце проекта предлагается экономическая и экологическая оценка полученного изделия.

Оглавление

Введение
1. История появления резьбы по дереву.
2. Виды резьбы по дереву.
3. Древесина и её свойства.
4. Инструменты и приспособления.
5. Банк идей и предложений.
6. Методика и техника выполнения.
6.1.Характеристика используемых материалов.
6.2.Техника безопасности при изготовлении разделочной доски.
6.3.Технологическая часть.
7. Технологическая последовательность изготовления разделочной доски.
8. Экономический расчет изготовления разделочной доски.
9. Эколого-экономическое обоснование изготовления разделочной доски.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Введение


Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое.

Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера...Именно необходимость тонкой ручной работы делает деревянные сувениры такими дорогими, и такими редкими.

В наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т.д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд.

Театр, как известно, начинается с вешалки, а любая кухня начинается с ножа и разделочной доски. Прием здоровой и вкусной пищи станет для человека не только полезным, но и приятным процессом, если еда приготовлена из свежих продуктов собственными руками. И как же тут обойтись без главных помощников любого повара – разделочных досок. Изучив основы технологии обработки древесины, я решил самостоятельно сделать кухонную разделочную доску.

Актуальность. Кухня в наше время – это уже не просто помещение для приготовления и приема пищи. В условиях современной жизни, когда ежедневные рабочие нагрузки, стрессовые ситуации изматывают человека, кухня превращается для человека в некий реабилитационный центр.

Трудно не заметить, как преображается человек после вкусной вечерней трапезы, как приходит в равновесие его внутреннее состояние. А для некоторых уже сам процесс приготовления еды является неким психологическим моментом, позволяющим расслабиться, отрешиться от проблем и настроиться на спокойное гармоничное течение жизни. Особенно, когда кухонные принадлежности помогают в этом, создавая подходящий эмоциональный тон. Вот поэтому я решил преподнести сюрприз маме и сестре и изготовить разделочную доску.

Его новизна проявляется в том, что в настоящее время в моду вновь возвращается декоративно-прикладное искусство. Высоко ценятся уникальные работы, выполненные мастерами вручную. Это относится и к такому виду искусства, как резьба по дереву.

Для того чтобы работа над моим изделием была не просто тратой времени, а полезным для меня занятием, я поставил перед собой цели и задачи.

Цель проекта: изготовить разделочную доску.

Задачи:

  1. Совершенствование умений при работе с древесиной;
  2. Формирование навыков работы с различными материалами и ручными инструментами;
  3. Пополнение знаний об истории декоративно-прикладного искусства;
  4. Приобретение опыта работы с методической литературой;
  5. Создание условий для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделий;
  6. Развитие познавательного интереса и творческого мышления.

Я надеюсь, что моё изделие понравится моим родным. По мере выполнения мною проекта, получу много дополнительных и полезных знаний и умений. К тому же, эта работа окажется очень полезной для меня. Она позволит мне подготовиться к профессиональному самоопределению с учётом моих интересов и способностей.

История появления резьбы по дереву


Своими корнями резьба по дереву уходит вглубь веков. Многие такие изделия служили своего рода талисманами, в них верили, им поклонялись. Отголоски тех времен сохранились и сегодня. Прекрасно сделанные резные сувениры из дерева в изобилие имеются на рынке. Особое распространение имеют они в туристическом бизнесе. Да и в домашнем обиходе резные изделия пользуются большим спросом.

В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи леса, домовые духи, лошадиные духи.

Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно было его только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году) и произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйская лошадь на 5 дней в году останется беззащитной. А если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу.

А такой идол, изображённый на рисунке, охранял всю деревню. Выполняли его 52-мя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4 – 5 метров) у въезда в селение, «дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней и разбойников.

Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это для соблюдения гигиены.

В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Пётр – 1, отправляясь в путешествие по Европе, всегда брал с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших знатного и почётного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил своё здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

Что ещё в Х веке в Киеве существовали мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта.

А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной палаты.

В XVIII веке большое количество мастеров – резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.

Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создаёт резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно – промышленное училище, где готовят мастеров народных художественных промыслов.

Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы. Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Виды резьбы по дереву


Различают следующие виды резьбы по дереву: плоскорельефная, рельефная, геометрическая (трехгранно-выемчатая), контурная, прорезная, накладная, объемная.

Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки, прялки и многое другое. В плоскорельефной резьбе невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном.

По технике выполнения плоскорельефная резьба подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным фоном. Для рельефной резьбы характерны углубленный фон и выступающие над ним формы изображения - низкорельефные (барельеф) и высокорельефные (горельеф). Геометрическая (выемчатая) резьба создает узор, заглубленный в гладкий фон.

Представлена двумя основными техниками - трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой характерен узор, для скобчатой - ногтевидные или лунообразные элементы изображения. Контурная резьба выполняется углубленными линиями по гладкому фону. Напоминает гравирование. Прорезная (ажурная, сквозная, пропильная) резьба создается путем сквозного выпиливания или высверливания фона.

Представляет собой тонкую, легкую, ажурную композицию, работающую на просвет. При накладной резьбе вырезанное изображение накладывают на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоемкой его выборки. Под объемной резьбой понимают обычно мелкое трехмерное изображение - скульптуру. В резьбе для достижения яркой декоративности подчас сочетаются разные ее виды: накладная резьба со сквозной, плоскорельефная с контурной и т. д.

Древесина и её свойства

Древесиной называют очищенный от коры и веток материал, который используют в производстве.

Древесина – широко распространённый строительный и поделочный материал. Она обладает удивительными свойствами, легко поддаётся обработке, из неё можно изготовить самые разнообразные по назначению изделия.

В зависимости от породы дерева, места его произрастания, внешних условий и обработки древесина может быть белой и тёмной (почти чёрной), лёгкой и тяжёлой, мягкой и твёрдой.

Все породы деревьев делят на две группы: лиственные и хвойные. Лиственные – это берёза, клён, дуб, каштан, тополь и др. Хвойные – ель, сосна, тис, лиственница. Твёрдую древесину имеют дуб, клён, ясень, лиственница, мягкую – ель, сосна, тополь, осина, липа.

Древесина – упругий материал. Её упругость зависит от породы дерева. В умелых руках древесина превращается в разнообразные поделки. Любое изделие из древесины делают с учётом её свойств, которые зависят от породы дерева. Так, например, спички делают из мягкой древесины осины и тополя, катушки – из берёзы, паркет - из твёрдой древесины дуба или ясеня, карандаши – из кедра.

Есть у древесины свойство, которого нет у других природных материалов - то раскалываемость (или расщепляемость). Раскалыванием получают заготовки для спичек и др.

Постоянно сталкиваясь с древесиной в повседневной жизни, человек невольно изучал её свойства, открывал всё новые и новые возможности этого чудесного материала. Немаловажно и то, что изготовление изделий из древесины можно организовать без особого труда в домашних условиях.

Для резьбы выбирают хорошо высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженной текстуры (берёзы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и т.д.).

Миниатюрную резьбу выполняют на твёрдой древесине самшита, груши, яблони, клёна, граба и т.д.

Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород.

Чтобы работать с деревом, нужно знать секреты, которые оно хранит. Часто встречающиеся породы деревьев необходимо уметь определять по строению, форме листа, коре, древесине.

Липа имеет желтоватую, мягкую древесину. Применяется для изготовления мебели, деревянной посуды, игрушек. Очень ценна кора липы, из которой получают лыко, делают мочало. Легко обрабатывается ручными инструментами.

Осина применяется для изготовления спичек, деревянной посуды, бочек. Древесина белая, мягкая, хорошо колется, легко обрабатывается ручными инструментами. Стружка используется как упаковочный материал.

Ива имеет мягкую, гибкую, лёгкую древесину. Хороший материал для изготовления деревянной посуды, плетения. Легко обрабатывается ручными инструментами.

Сосна – широко распространённое хвойное дерево Древесина светлая. Применяется для изготовления мебели, шпал, телеграфных столбов. Из сосны получают скипидар, канифоль. Обрабатывается ручными инструментами. Из древесины сосны можно сделать много различных поделок.

Ель имеет светлую, мягкую, смолистую древесину. Легко обрабатывается ручными инструментами. Применяется как строительный материал, из её древесины получают бумагу, изготавливают музыкальные инструменты.

Лиственница применяется в строительстве. Олимпийский велотрек в Москве построен из лиственницы. Древесина плотная, тяжёлая, хрупкая, устойчива к загниванию. Трудно обрабатывается ручными инструментами. Мелкие детали при забивании в них гвоздей трескаются.

Берёза – широко распространённое дерево, имеющее белую, с желтоватым оттенком древесину средней твёрдости. Применяется для изготовления лыж, деревянной посуды. Хорошим поделочным материалом является кора берёзы – береста, которую снимают с засохших или спиленных деревьев.

Дуб имеет твёрдую, тяжёлую, светло – бурую, устойчивую к загниванию древесину. Долго пролежавшая в воде, она становится чёрной и прочной, как камень (морёный дуб). Дуб применяется для изготовления мебели, паркета и др. Трудно обрабатывается ручными инструментами.

Человечество давно научилось использовать природные материалы. Древесина даёт большие возможности для проявления мастерства. Она сравнительно легко и хорошо обрабатывается.

Инструменты и приспособления для изготовления разделочной доски


Древесина по разнообразию применения не имеет себе равных. С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов делал человек всё необходимое для жизни: жилище, хозяйственные постройки, лодки, сани, телеги, мебель, посуду, игрушки и многое другое.

Топорбыл самым универсальным инструментом. В старинной пословице говорится: "Топор всему делу голова". Но там, где работа была тонкой, на помощь топору приходил другой древнейший универсальный инструмент – нож. Ножом строгали, резали, расщепляли древесину. Хороший нож и топор были гордостью мастера, их берегли и даже передавали по наследству от отца к сыну.

Сейчас для обработки древесины применяют специальные столярные инструменты.

Пиление производят различными по устройству и насечке зубьев пилами. Они бывают для продольного, поперечного и смешанного пиления .Ребятам (мл. школьникам) лучше использовать небольшую, с мелкими зубьями ножовку для поперечного и смешанного пиления.

Строганиепроизводят различными инструментами. Их тоже много, и предназначены они для разных работ. Но мне пока достаточно рубанка, чтобы строгать небольшие детали.

Для пиления под различными углами используют приспособление – стусло, которое состоит из трёх дощечек, сбитых в виде корытца. На вертикальных дощечках сделаны пропилы под нужным углом (45 – 50 гр.)

Разметку производят столярным угольником, линейкой. Для сверления применяют коловорот, дрель, бурав. Зачищают, шлифуют древесину напильником или наждачной шкуркой.

Банк идей и предложений по изготовлению разделочной доски

Разделочные доски стандартных и необычных, причудливых форм, естественные или декоративные, с классическими изображениями или футуристическими пейзажами – такое разнообразие форм и дизайнерских решений способно удовлетворить характер и вкус любой хозяйки или повара. Да и материал для изготовления разделочной доски подбирается особенный. Натуральное дерево или высокосортный бамбук дольше сохраняют остроту ножа и отлично реагируют на температуру.

Для изготовления разделочной доски возьмем один из самых универсальных материалов – дерево. По разнообразию физико-механических свойств с деревом вряд ли могут сравниться другие природные материалы. Древесину можно резать, строгать, расщеплять, гнуть, окрашивать, обжигать.

Доступность материалов, наличие в школьной мастерской инструментов, относительная простота технологии выполнения изделия позволяет сделать вывод об удачности выбора проекта.

Разделочные доски могут быть самые разные: обычные, из фанеры, в форме рыбы, животных, фруктов.

Поэтому, перед тем, как начать выполнять проект, я решил попробовать себя в роли дизайнера и подобрал несколько наиболее интересных вариантов:

ИДЕЯ 1. Обычная разделочная доска с ручкой – проста и удобна в использовании.

ИДЕЯ 2. Разделочная доска в форме рыбы – меньше площади для разделки

ИДЕЯ 3. Разделочная доска из фанеры – не эстетична.

Проработав все варианты, я решил остановить свой выбор на 1 варианте. В своем проекте я выбрал традиционную форму в старинном русском стиле с нанесением орнамента с помощью красок. Для работы больше всего подходят доска из липы, так как она из мягкой породы, легко обрабатывать, не коробится.

Применяемый древесный материал должен быть без дефектов, без трещин и сучков. Техника выпиливания мне знакома и проста.

Процесс изготовления мне доступен и позволяет использовать имеющиеся навыки, знания и умения. Для изготовления своего изделия я подобрал нужные материалы и инструменты.

доска 1

При изготовлении доски необходимо принять во внимание факторы, приведенные ниже (схема 1):

Универсальность моего проекта заключается в том, что ее можно использовать по прямому назначению, то есть как разделочную доску, и как интерьер кухни.

Экономичность заключается в том, что все материалы для данного проекта можно найти в мастерской, среди отходов производства.

Конструктивность необходимо учитывать при изготовлении, она красивая, удобная и прочная.

Экологичность заключается в том, что при изготовлении данного проекта использовался экологически чистый материал – древесина.

С эстетической точки зрения, здесь я использовал старинные традиции.

Методика и техника выполнения разделочной доски


Характеристика используемых материалов.

Нам понадобится:

  • Деревянный брусок размером 20*130*470 мм.
  • Лак для древесины (50 г.)
  • Краски акриловые, можно акварельные.

Кроме этого нам может пригодиться лобзик, набор резцов и напильников, небольшой наждачный и сверлильный станок, обычная пила и циркулярная. Рабочее место можно оборудовать дома, отведя под мастерскую комнату, либо обустроиться в теплом гараже. Для работы необходим устойчивый стол, стул, дополнительное настольное освещение – достаточно яркое, не менее 75 Вт, иначе при работе с мелким рисунком зрение может пострадать.

Техника безопасности во время изготовления разделочной доски

При обработке древесины:

  1. Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.
  2. Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов.
  3. Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку, сверху, а лампа должна находиться на достаточном расстоянии от резчика.
  4. Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках.
  5. Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии.
  6. Инструмент класть на верстак режущей кромкой от себя.
  7. Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками – отступления от этого правила – нет!
  8. Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора.
  9. Необходимо всегда иметь под рукой средства первой медицинской помощи.

При окраске:

  1. Окраску изделий производить только на накладной доске.
  2. Не допускать попадания краски и растворителей на кожу рук и лица.
  3. Не окрашивать изделия и не хранить краску вблизи нагревательных приборов.
  4. Проветрить помещение, в котором проводится окраска.
  5. Руки после окрашивания вымыть с мылом.

Технологическая часть

Разработка эскизов, шаблонов:

доска 2

доска 3

Выполняем чертеж:

доска 4

доска 5

доска 6

Технический рисунок:

доска 7

Технологическая последовательность изготовления изделия

Выбрать заготовку из доски толщиной 15-20 мм Линейка, карандаш
Разметить контур изделия Карандаш, линейка
Выпилить контур изделия Электролобзик
Высверлить отверстия Сверлильный станок
Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы
Отделка изделия Наждачная бумага
Нанести рисунок для раскрашивания Карандаш, краски
Покраска изделия Лак, кисть

Экономический расчет изготовления разделочной доски

Определим стоимость материалов, необходимых для изготовления доски. Определим объем древесины в м3. Сначала переведем линейные размеры из миллиметров в метры.

Изделие 20 мм = 0,02 м; 130 мм = 0,13 м; 470 мм = 0,47 м.

Объем древесины равен 0,02*0,13*0,47 = 0,001222 м3.

Стоимость древесины = 0,001222*4000 = 5 руб. 89 коп.

Лака понадобится 50 гр.

1 литр лака стоит 120 рублей, т.к. 50 г. = 0,05 кг, то стоимость лака равна 0,05*120 = 6 рублей, но так как мы 2 раза покрываем изделие лаком, значит 6*2 = 12 рублей.

Затраты на электроэнергию

Мощность станка равна 200 Вт = 0,2 кВт, т.к. стоимость 1 кВт = 2 руб. 09 коп, то стоимость электроэнергии равна 2,09 руб.

Итого: стоимость древесины + стоимость лака + стоимость электроэнергии = 5,89 + 12 + 2,09 = 19 руб.98 коп.

Эколого - экономическое обоснование разделочной доски

Наше производство должно быть таким, чтобы экологические и экономические задачи решались как единая задача.

Глядя на выполненное мной изделие, хочу сказать, что потрудился не напрасно. Доска изготовлена из экономически чистого продукта, хорошо украсит интерьер кухни, оправдала себя по затратным средствам.

Достоинства данного проекта:

  • во-первых, необходимая вещь на кухне;
  • во-вторых, универсальна;
  • в-третьих, легка в изготовлении, экономична.

Недостатки:

  • изготовлена из мягкой породы

Заключение

В наши дни, когда товар промышленного производства заполнили наш быт, я предлагаю сделать своими руками свой дом, внеся элементы творчества и индивидуальности в окружающий нас мир. А главное – получить огромное удовольствие от вещи, сделанной вашим трудом в сочетании с оригинальной фантазией.

Прошли века, изменилось мировоззрение людей, их быт. А изделия народных мастеров и сегодня по-прежнему восхищают нас своим совершенством. В наше время декоративное искусство не только сохраняется в музейных залах, оно живет в народе. С чувством благоговения относимся к изделиям, хранящим тепло человеческих рук. Ведь в каждой вещи – часть души, сердца мастера.

Работа по дереву приносит радость, дарит мастерство, делает нашу жизнь красивее, богаче.

В процессе выполнения творческого проекта по технологии «Разделочная доска» я научился выбирать породу древесины, делать заготовку, пользоваться инструментами, шлифовальной шкуркой, клеем, осваиваю несложные токарные работы по дереву.

Конечно, почти каждую деревянную вещь можно купить в магазине. Но тогда я бы не узнал, как легко и весело ходит по доске рубанок, снимая тонкую в завитках, золотистую стружку, как нежно и чисто пахнет древесина, не ощутил бы ладонью живое тепло этого материала, не почувствовал бы радость, когда из-под моих рук словно по волшебству, рождается красивая и нужная в доме вещь.

На фотографии представлен результат моей работы.

При подготовке проекта мною было проработано достаточно много специализированной литературы по обработке древесины.

Я попробовал себя в роли дизайнера. Оценив труд дизайнера, понял, насколько он требует творческого подхода и аккуратности.

Я доволен результатом своего труда и, думаю, он будет оценен по заслугам.

Список литературы

  1. Бузкинов М., Потапов Г.,Искусство резьбы по дереву. -М.: Антиква, 1998.
  2. Гликин М.С. Декоративная работа по дереву на станках. М.: Искона, 1999.
  3. Мартенсон А. Начинаем мастерить из древесины. М.: Просвещение, 1979.
  4. Леонтьев Д.П. Сделай сам. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. М.: Народное творчество, 2002.
  6. Лебедева Е.И., Бургунова Е.М. Резьба по дереву.М.: Аделант, 2005.
  7. Абросимова А. Художественная резьба по дереву. М.: Высшая школа, 1989.
  8. Хворостов А.С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. М.: Просвещение, 1977.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: