Развитие творческих способностей учащихся
Период обучения в школе является самым благоприятным для развития у учащихся творческих способностей. Для этого требуется создание в процессе обучения благоприятных условий для формирования творческих способностей детей в разных направлениях, включая художественное, музыкальное, техническое и т.д.
К условиям формирования творческих способностей относятся:
- Физическое и интеллектуальное развитие ребенка.
- Создание обстановки, способствующей развитию ученика.
- Самостоятельное решение ребенком поставленных задач, применение для этого всех своих знаний и возможностей.
- Свобода выбора деятельности, чередование нагрузки и характера выполняемых работ.
- Оказание помощи в затруднительных моментах, выраженной в подведении учащегося к правильному решению, а не в принятии решения за него.
- Поощрение творческих начинаний и увлечений ребенка.
Для развития у учащихся творческих способностей только созданием благоприятных условий в школе и на занятиях не обойтись. Для осуществления развития творческого потенциала у школьников необходимо рассмотреть следующие действия:
- Включить в воспитательную программу образовательного учреждения факультативные занятия, подразумевающие развитие у школьников творческих способностей.
- Применять методы и формы работы с детьми, способствующие развитию их творческого потенциала.
- Организовать работу с родителями, выработать алгоритм взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в рамках осуществления творческой деятельности.
Для воспитания творческой личности в школе необходимо уделить внимание тем методам организации образовательного процесса, которые направлены на формирование у школьника умственной активности, трудолюбия и смекалки, мотивируют ученика на самостоятельные поиски знаний, требуемых для достижения поставленной цели.
Способы развития творческих способностей у школьников
Характер работы, направленной на развитие творческого потенциала у детей, может видоизменяться в зависимости от ситуации. Давайте рассмотрим методы развития творческих способностей у детей в разных обстоятельствах.
Развитие творческих способностей на уроках
Организовать творческую деятельность детей в процессе проведения классных уроков и занятий можно посредством привлечения учеников к подготовке сообщений, написанию рефератов, составлению кроссвордов и викторин, сочинению сказок и сценариев по изучаемой теме.
Также учителем могут быть использованы методы проведения дидактических игр и приемов, творческие задания, направленные на формирование у учащихся творческого мышления и развитие познавательного интереса.
В целях развития творческих способностей учащихся на уроках в школе широко используются компьютерные технологии, позволяющие привлечь внимание учащихся и сделать занятие более интерактивным.
Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
Организация и проведение внеурочных мероприятий в школе положительно воспринимается детьми, позволяет им раскрепоститься и применить свои творческие способности на практике.
К внеурочной творческой деятельности относятся тематические недели, организация экскурсий, праздничные мероприятия, творческие состязания.
В процессе проведения внеклассных творческих мероприятий учащийся становится непосредственным участником педагогического процесса, развивает и формирует навыки и способности построения личностных взаимоотношений и организации совместной деятельности с учителем и коллективом.
Развитие творческих способностей на кружках и факультативах
Кружковые занятия являются самым благоприятным способом развития творческих способностей учащихся.
Предметные кружки вызывают у учащихся интерес к учебной дисциплине, развивают кругозор школьника, способствуют приобретению учеником навыков самостоятельной работы, повышают уровень знаний по предмету.
Принимая участие в театральных постановках, викторинах, литературных гостиных, играх-соревнованиях, у учащихся активно развивается воображение, фантазия и память.
Творческие способности учащихся необходимо развивать, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, имеющую свою точку зрения и способную ее аргументированно отстоять. Благодаря творческой деятельности развивается эмоциональный фон школьника, мышление и самосознание. Именно к этому и стремится образование!