Суть социального проекта
Что мы подразумеваем, говоря о социальном проектировании в школе? Социальный проект – это индивидуальная или коллективная деятельность учащихся, направленная на приобщение детей к общественной деятельности, достижение социально значимой цели, поддержание духовных и материальных ценностей в условиях современного социума.
Также, читай: суть творческого проекта
Суть социального проекта - создание автором проекта позитивного социального нововведения в условиях ограниченных ресурсов для его осуществления.
Проведение социальных проектов является разновидностью социального воспитания ребенка в условиях погружения ученика в определенные обстоятельства, в которых ему необходимо установить проблему и найти способы ее решения. В процессе социального проектирования у школьника формируется личный взгляд на окружающий мир, устанавливаются новые способы социального взаимодействия с одноклассниками, родителями и педагогом, вырабатывается умение формировать свою я-концепцию.
В рамках работы над социальным проектом учащимся предоставляется возможность выявить социальную проблему и поставить перед собой задачи, решение которых позволит достичь желаемого результата.
Социальное проектирование способствует осуществлению учащимся интеллектуальной и творческой деятельности, направленной на моделирование и структурирование окружающего нас мира с учетом исключения выявленных в нем проблем.
Предложение и обоснование учащимися школы социальных изменений является сутью социального проекта.
Объектом социального проекта принято выделять материальные и духовные ценности, духовную деятельность и социальное развитие человека, личные качества и стремления человека в разные временные периоды, социальный статус и роль человека в системе взаимоотношений, культурные структуры общества, политические и идеологические взгляды.
Субъектами социального проекта выступают личности и организации, реализующие цель преобразования социальной действительности.
В основе проведения социального проекта в школе лежит анализ потребностей ближайшего общества. Из этого формируется социальная проблема, требующая своего устранения или преобразования. Далее формируется цель работы и план действий, дается описание предполагаемого результата.
На следующем этапе рассматривается научная информация по изучаемому вопросу, учитывается зафиксированный в мировой практике результат проведения похожих проектов.
Обобщив изученные сведения, составляется задание социального проектирования, в котором обозначаются требования, которым оно должно соответствовать, выражаются новые идеи и способы наиболее эффективного достижения поставленной цели.
Выполняется анализ теоретической базы и проводится практический эксперимент.
На заключительном этапе социального проектирования предлагается программа действий, определяющая способы решения поставленных задач в заданных условиях.
Социальные проекты проводятся с целью привлечь внимание подрастающего поколения к актуальным проблемам местного общества, вызвать у них интерес к практической деятельности, направленной на разрешение социальных проблем своими силами.
Социальные проекты учащихся могут быть представлены в виде:
- Расчетов и числовых показателей, необходимых для решения определенной социальной проблемы;
- Чертежей, графических рисунков и схем;
- Текста, в котором описаны действия по осуществлению прогнозируемых изменений в социуме.
Занятость школьника в проведении социального проекта обеспечивает получение подростком дополнительной информации и, как следствие, повышает уровень культуры детей, формирует правильное социальное поведение, реализует навыки и умения ребенка в планировании своей деятельности и расчете необходимых ресурсов для достижения результата.
Работа над социальным проектом формирует у ученика чувство ответственности, помогает осознать значимость своей деятельности и повысить самооценку.