Отношение общества к психическим расстройствам и их лечение

Отношение к психическим расстройствам и их лечение

Древность. Зарождение демонологии. Изучая останки древних людей и их материальную культуру, археологи сделали вывод, что, возможно, в этих обществах патологическое поведение рассматривалось как результат влияния злых духов. Можно предположить, что люди доисторических обществ верили, будто все, что происходит вокруг них и в их психике, происходит в результате действий сверхъестественных существ.


В частности, они верили, что тело и разум человека представляют собой поле битвы между внешними силами добра и зла. Обычно патологическое поведение объяснялось как победа злых духов, и для того чтобы вылечить человека, следовало провести изгнание этих духов из его тела. На некоторых черепах, найденных в Европе и Южной Африке, можно увидеть следы операции, при которой в черепе больного каменным инструментом вырезалось круглое отверстие.

Некоторые историки пришли к выводу, что эта операция производилась для лечения галлюцинаций или тяжелой меланхолии (для неё характерны печаль и неподвижность). Череп вскрывался с целью выпустить духов зла, которые были «причиной» возникновения проблемы. В более поздних обществах патологическое поведение также объяснялось одержимостью демонами.

К примеру, все египетские, китайские и еврейские источники объясняют психологические проблемы именно таким образом. В этих ранних обществах патологию часто лечили экзорцизмом. Идея заключалась в том, чтобы принудить злых духов покинуть тело человека.

Шаман или жрец читали молитвы, упрашивали духов зла, производили разные магические действия или давали человеку, «одержимому злыми духами», пить различные жидкости. Если же эти приемы не приносили нужных результатов, то прибегали к более ,жестоким методам – человека бичевали или не давали ему есть.


Античность. Лечение психической патологии. Во времена процветания греческой и римской цивилизаций, приблизительно с 500 г. до нашей эры до 500 г. нашей эры, философы и врачи стали предлагать различные объяснения патологического поведения. Гиппократ (460-377 до н. э.), считал, что все болезни имеют естественные причины. По его мнению, болезненная патология поведения вызывается внутренними физическими причинами.

В частности, он считал, что виной патологии бывает какая-то форма заболевания мозга, а это заболевание — как, на его взгляд, и любая болезнь — имеет своей причиной дисгармонию четырех животных гуморов (жидкостей), циркулирующих в человеческом теле: желтой желчи, черной желчи, крови и слизи (флегмы).

Например, избыток желтой желчи вызывает безумную радость; избыток черной желчи является источником постоянной печали. Мнение Гиппократа в этом , разделяли и великие греческие философы: Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.)

В соответствии с этими взглядами античные врачи лечили психические отклонения, сочетая медицинские и психологические средства. Прежде чем прибегнуть к таким крайним мерам, многие греческие врачи вначале прописывали больному теплую и дружественную поддержку, музыку, физические упражнения. Римские врачи считали, что пациенту с психическими нарушениями необходим покой и моральная поддержка.

Средние века. Возвращение демонологии. Просвещенные взгляды античных ученых оказались неспособны поколебать веру обычных людей в демонов. С упадком Рима демонологические взгляды и лечебные практики стали вновь популярны. По Европе распространялось недоверие к науке. В Европе времен 500-1350 г. н. э., очень выросла власть духовенства.

Церковь отрицала научные формы исследований и контролировала образование. Религиозные верования изобилующие суевериями и демонологией, стали доминировать над всеми аспектами жизни. Поведение человека обычно рассматривалось как борьба между добром и злом. Поведение, отклоняющееся от общепринятых норм , рассматривалось как свидетельство влияния Сатаны.

Несмотря на все это, некоторые ученые и врачи все еще доказывали правильность медицинских объяснений и средств лечения, но к сожалению их взгляды не пользовались популярностью. Средние века были напряженным и беспокойным временем, эпохой войн, восстаний городского населения и чудовищных эпидемий. Люди винили дьявола за тяжелые времена и боялись, как бы он не овладел ими.

В этот период стало очень много случаев патологического поведения. Кроме того, случались всплески массового безумия, когда у многих людей одновременно были одни и те же видения и галлюцинации. При одном таком психическом нарушении, тарантизме, группы людей внезапно начинали скакать, делая круги, плясать и биться в конвульсиях.

Все были убеждены, что этих людей укусил «волчий паук» — тарантул. При другой форме массового безумия, ликантропии, люди считали, что их душами овладели волки или другие звери. Так называемые оборотни вели себя как звери и воображали, что все их тело покрылось шерстью. И снова стало считаться, что ключ к исцелению больного лежит в изгнании дьявола из его тела. Возвращение экзорцизма привело к тому, что священники обращались к Господу с мольбами и молитвами.

Они могли также давать больным пить святую воду или горькие жидкости. Если эти приемы не срабатывали, экзорцисты пытались воздействовать на дьявола оскорбляя его и унижая а в самых крайних случаях, больного морили голодом, секли, ошпаривали кипятком или растягивали его. Только когда Средневековье подошло к концу, европейские города становились все больше, правительственные чиновники забирали власть в свои руки, а церковники теряли влияние, такие методы лечения стали терять свою популярность.

К тому же, светские власти начали строить больницы и взяли на себя заботу о больных, включая людей, страдающих психическими нарушениями. Взгляды медиков на патологию уже находили некоторое понимание, поэтому многие пациенты с психическими нарушениями стали лечиться в больницах, таких как больница Тринити в Англии.

Период раннего Возражения. Создание приютов. В период раннего Возрождения, демонологические взгляды на патологию продолжали стремительно терять свою популярность, когда стали активно развиваться культура и наука. Немецкий врач Иоганн Вейер (1515-1588), первый врач, специализирующийся на душевных заболеваниях, полагал, что разум так же подвержен болезням, как тело. Теперь его считают первооткрывателем современной психопатологии.

В этой атмосфере продолжали совершенствоваться методы заботы о людях с психическими нарушениями. В Англии такие люди содержались дома, а их семьи получали на содержание больных средства от местного церковного прихода. В самых разных местах Европы находились устроенные церковью богадельни, предназначенные для лечения людей с психическими нарушениями.

Наиболее известный из таких приютов находился в городе Гиле в Бельгии. Начиная с XV века в Гиль со всех концов Европы стремились люди, надеющиеся на излечение своей психики. Из многочисленных приезжих сформировалась первая в мире «колония» пациентов с душевными заболеваниями. Гиль был первопроходцем современной системы психического здоровья общества, и до сих пор показывает всему миру, что люди с психическими проблемами с благодарностью реагируют на заботу и уважительное лечение. К сожалению, эти улучшения в содержании больных и заботе о них начали исчезать к середине XVI века.

Городские чиновники обнаружили, что частные и общественные дома для содержания психически больных людей в состоянии вместить лишь небольшую часть людей с серьезными психическими нарушениями, а больниц недостаточно, и они слишком малы. Все чаще городские власти стали превращать больницы и монастыри в так называемые приюты, заведения, в которые можно было отправить людей с психическими нарушениями.

Совершенно очевидно, что эти заведения начинали свою деятельность с наилучшими намерениями — обеспечить пациентам лечение и уход. Однако по мере того как приюты переполнялись, они мало-помалу стали превращаться в своего рода тюрьмы, где пациентов содержали в грязных помещениях и обращались с ними с немыслимой жестокостью.

Например, в 1547 году лондонская Вифлеемская больница была отдана городу королем Генрихом VIII исключительно для содержания в ней душевнобольных. В этом приюте пациентов держали в цепях, их крики были слышны во всей округе. Эта больница превратилась в популярный туристский аттракцион; люди с удовольствием платили за то, чтобы посмотреть на обитателей приюта.

Название этой больницы, которое местные жители произносили как «Бедлам», стало означать хаотический шум. Подобным же образом в «Башне лунатиков» в Вене пациентов содержали в узких проходах, через внешние стены которых за ними могли наблюдать туристы.


Моральное лечение. К 1800 году в лечении людей с психическими проблемами снова стали появляться некоторые улучшения. Историки обычно указывают на парижский приют для душевнобольных мужчин Ла Бисетр как на первое место проведения реформ в подобных больницах. В 1793 году, во время Французской революции Филипп Пинель (1745-1826) стал там главным врачом.

Он доказывал, что пациенты — это больные люди, а болезни скорее следует лечить с помощью моральной поддержки, а не цепями и побоями. Он предоставил больным свободу передвижений по больничной территории, заменил мрачные темницы солнечными комнатами и предложил моральную поддержку и добрые советы как необходимую часть лечения. Данный подход принес ощутимые успехи.

В самочувствии многих людей, просидевших слишком долго взаперти, за короткий срок появились значительные улучшения, и эти пациенты были отпущены на волю. Позднее Пинель проделал тоже самое в парижской больнице для женщин с психическими нарушениями Сальпетриер. В это же время английский квакер по имени Вильям Тюк проделал подобное на севере Англии.

В 1796 году он основал Йоркское убежище, в котором около тридцати пациентов с психическими нарушениями жили, как гости, в тихих деревенских домах и их лечили сочетанием отдыха, бесед, молитвы и ручного труда. Данные методы Пинеля и Тюка называются моральным лечением, поскольку эти врачи уделяли большое внимание моральному влиянию и человечным, уважительным приемам лечения, которые стали применяться к пациентам с душевными заболеваниями в разных местах Европы и Соединенных Штатов.

Людей с психическими проблемами все больше стали рассматривать как потенциально полезных членов общества, чья психика была подорвана стрессом. Стали признавать, что такие больные нуждаются в индивидуальном лечении, включая обсуждение с ними их проблем, полезную деятельность, работу, общение и покой. Больше всех для распространения морального лечения в Соединенных Штатах сделал Бенжамен Раш, выдающийся врач, работавший в больнице Пенсильвании.

Раш развивал новые, гуманные методы лечения. Например, он требовал, чтобы для непосредственной работы с пациентами в больницу брали умных и чутких сотрудников, которые читали бы больным, разговаривали с ними и брали их на регулярные прогулки. Он также полагал, что для излечения пациентов полезно, если время от времени врачи делают им какие-то маленькие подарки.

Деятельность Раша оказала определенное влияние на другие больницы. Так же школьная учительница Дороти Дикс (1801-1887) добилась того, что человечность в заботах о душевнобольных стала предметом внимания общества. С 1841 по 1881 год Дикс ездила из штата в штат, посещала законодательные собрания, дошла и до Конгресса, всюду рассказывая об ужасах, которые она наблюдала в лечебницах для душевнобольных и призывала к реформам.

Деятельность Дикс привела к тому, что правительство стало тратить больше средств для улучшения лечения больных с психическими нарушениями. Каждый штат нёс ответственность за развитие больниц для душевнобольных. Дороти Дикс лично помогала созданию двадцати двух государственных больниц, которые предназначались для морального лечения. Такое лечение на годы улучшило положение с лечением людей с психическими отклонениями.

К 1950-м в ряде больниц Европы и США отмечалось, что многие пациенты излечились и были выписаны. В конце XIX века в результате некоторых факторов движения за моральное лечение ситуация снова изменилась к худшему. Одним из этих факторов, была скорость, с которой движение становилось популярным. По мере того как увеличивалось количество больниц для пациентов с психическими нарушениями, стало возникать все больше трудностей со средствами и с персоналом, показатели выздоровления больных снизились.

Другим отрицательным фактором была ошибочность предположения, что все пациенты могут вылечиться, если с ними гуманно обращаться. Для некоторых этого было достаточно. Другим же требовалось более эффективное лечение. Кроме того, успехам морального лечения нанесла большой вред новая волна предубеждений против людей с психическими нарушениями.

По мере того как все больше пациентов исчезало в огромных, далеких от центров цивилизации психиатрических больницах, обыватели приходили к мнению, что все психически больные — это странные и опасные существа. Поэтому люди не испытывали большого желания давать средства на таких больных, когда речь заходила о благотворительности или распределении правительственных фондов.

Кроме того, многие пациенты государственных психиатрических лечебниц в Соединенных Штатах конца XIX века были бедными иностранцами-иммигрантами, помогать которым у граждан не было никакого желания. В начале XX века движение за моральное лечение имело все основания прийти в упадок как в США, так и в Европе. Государственные психиатрические больницы могли обеспечить только скромное содержание пациентов и самое неэффективное лечение, при этом с каждым годом эти больницы все больше переполнялись. Длительная госпитализация вновь стала обычным явлением.


Соматогенная точка зрения. Конец XIX века увидел также триумфальное возвращение соматогенной точки зрения, утверждающей, что патологическая психика имеет физические причины. Этот взгляд имеет по крайней мере 2300-летнюю историю — вспомним Гиппократа, полагавшего, что патологическое поведение является результатом заболевания мозга и дисбаланса жизненных гуморов. Возрождению этой теории поспособствовало.

Во-первых, работа выдающегося немецкого исследователя Эмиля Крепелина. В 1883 году Эмиль Крепелин опубликовал учебник, в котором доказывал, что такие физические факторы, как усталость, могут быть причиной психической дисфункции. Кроме того, он создал первую современную систему классификации патологического поведения. Открытия в области биологии также внесли свой вклад в подъем популярности соматогенной теории.

Важным открытием было то, что органическая болезнь, сифилис, приводила к прогрессивному параличу, необратимому расстройству, симптомами которого, в частности, были такие признаки психической патологии, как бред величия. В 1897 году немецкий невролог Ричард фон Крафт-Эбинг впрыснул вещество, взятое из сифилитических язв, пациентам, страдающим от прогрессивного паралича, и обнаружил, что ни у кого из них не проявилось симптомов сифилиса.

Поскольку у всех пациентов с прогрессивным параличом оказался иммунитет к сифилису, Крафт-Эбинг выдвинул теорию, что причиной их болезни был сифилис. Новое понимание прогрессивного паралича и работа Крепелина привело многих исследователей и практиков к предположению, что причина многих психических нарушений лежит в физических факторах.

Эти теории и возможность применения быстрых и эффективных приемов лечения психических нарушений особенно приветствовались людьми, работающими в больницах для душевнобольных, где количество пациентов росло с угрожающей скоростью. Несмотря на это, в первой половине XX века биологические подходы принесли, в основном, одни разочарования.

Несмотря на то ,что было предложено множество медицинских средств лечения пациентов психиатрических больниц, большинство методик не работало. В качестве лечения врачи пробовали удаление зубов, удаление миндалин, гидротерапию (чередование горячих и холодных ванн) и лоботомию, хирургическое рассечение некоторых нервных волокон в головном мозге. На самом деле данная теория начала приносить пользу пациентам не ранее 1950-х, когда были открыты некоторые эффективные средства.

Психогенная точка зрения. Конец XIX века увидел успехи точки зрения психогенного происхождения психологических отклонений. Данный взгляд на проблему тоже имеет долгую историю, но он не казался перспективным, пока свои возможности не продемонстрировал гипноз. Гипноз — это процедура, которая вводит людей в транс.

Данная процедура стала использоваться для того, чтобы помочь лечению больных с психическими нарушениями уже в 1778 году, когда австрийский врач по имени Фридрих Антон Месмер начал клиническую деятельность в Париже. Его пациенты страдали истерическими расстройствами и телесными недугами, такими как паралич, у которых не было явных физических причин.


Фридрих Антон Месмер усаживал своих пациентов в темной комнате, в которой звучала музыка, затем появлялся он сам, одетый в яркий костюм, и дотрагивался специальным жезлом до той части тела пациента, которая его беспокоила. Многие пациенты как будто получали облегчение от этого метода лечения, названного месмеризмом. Мучающие их боли, онемение конечностей или паралич исчезали.

Некоторые ученые считали, что Месмер вводил своих пациентов в состояние, подобное трансу, и именно оно приводило к исчезновению симптомов. Однако это лечение было столь противоречивым, что дело кончилось изгнанием Месмера из Парижа. Годы спустя после смерти Месмера у исследователей хватило мужества изучить применяемую им процедуру, позднее названную гипнозом, и ее воздействие на истерические состояния.

Эксперименты двух врачей, практиковавших во французском городе Нанси, Ипполита-Мари Бернхайма и Амбруаза-Огюста Лебо доказали, что под влиянием гипноза истерические припадки можно вызвать у абсолютно здоровых людей. Действуя таким образом, врачи могли заставить нормальных людей испытать глухоту, паралич, слепоту или онемение конечностей с помощью гипнотического воздействия и устранить эти искусственные симптомы с помощью тех же средств.

Они установили, что психический процесс — гипнотическое воздействие — может как вызвать, так и излечить физическую дисфункцию. Ведущие ученые сделали вывод, что истерические нарушения носили, в основном, психологический характер, и популярность психогенной теории выросла. Среди исследователей, изучавших воздействие гипноза на истерию, был венский врач Йозеф Брейер.

Брейер обнаружил, что подвергшиеся гипнозу пациенты иногда просыпаются, не проявляя симптомов истерии, после того как под гипнозом они откровенно рассказывали о событиях прошлого, заставивших их переживать или страдать. В 1890-е годы к работе Брейера присоединился другой венский врач, Зигмунд Фрейд (1856-1939). Данная работа привела в конце концов к тому, что он стал автором теории психоанализа, согласно которой многие формы патологического и нормального психического функционирования носят психогенный характер.

Фрейд считал, что в основе подобных явлений лежат психические процессы. Он также разработал технику психоанализа — форму беседы с пациентом, при которой психотерапевты помогают людям с проблемами заглянуть в свое подсознание. Зигмунд Фрейд и его последователи в первую очередь применяли психоанализ для лечения пациентов, которым не требовалась госпитализация.

Для проведения сеансов эти пациенты посещали терапевтов в их кабинетах, встреча с врачом длилась около часа, затем люди уходили, чтобы заняться своими повседневными делами — эта форма сейчас известна как амбулаторное лечение. В начале двадцатого века теория и терапевтическая практика психоанализа получили широкое распространение во всех западных странах.