Сумочка для мелочей своими руками

Тематика: 
Автор: 
Грыгина Ирина
Руководитель: 
Кептенарь Инна Алексеевна
Учреждение: 
МБОУ Междуреченская СОШ
Класс: 
7

Предложенная автором творческая работа по технологии "Сумочка для мелочей своими руками" будет интересна для учениц 7 класса, 8 класса, 9 класса, а также для всех, кто любит своими руками создавать интересные авторские аксессуары, увлекается культурой и прикладным искусством.

Подробнее о проекте:


Созданный ученицей 7 класса творческий проект по технологии "Сумочка для мелочей своими руками" содержит справочные сведения о традиционных видах рукоделия и орнаментальном искусстве народов Севера, дизайнерские варианты выполнения сумок в этностиле с элементами вышивки, список необходимых для работы над изделием материалов и инструментов, правила техники безопасности при работе с иголкой и ножницами, а также экономический подсчет затрат на выполнение сумки в этническом стиле.

В представленном творческом проекте по технологии об изготовлении сумки для мелочей автор по схеме изготавливает данное изделие, которое станет завершающим штрихом любого образа, внесет историческую изюминку в повседневный наряд.

Оглавление

Введение
1. Традиционные виды рукоделия и орнаментальное искусство народов Севера.
2. Банк идей и предложений по изготовлению сумочки для мелочей.
3. Выбор оптимального варианта сумочки в этностиле.
4. Выбор инструментов, материалов для изготовления сумочки.
5. Техника безопасности.
6. Технология изготовления сумочки в этническом стиле.
7. Экономический расчёт изготовления сумочки.
8. Экологическая оценка изготовления сумочки.
9. Самооценка
Используемая литература
Приложение №1
Приложение №2

Введение


Однажды я была на выставке декоративно-прикладного искусства народов Севера, и мне очень понравились женские вещи домашнего обихода: игольницы, заколки для волос, амулеты, сумочки для рукоделия. Все эти вещи были выполнены в национальном стиле, отражали культуру народов ханты и манси. Мне очень понравилось эти изделия , и я решила сделать для себя что-нибудь из того, что я увидела на выставке.

Цель моей работы: изготовить изделие в этностиле.

Задачи:

  1. Изучить литературу о традиционных видах рукоделия , технологии изготовления изделий домашнего обихода народов Севера.
  2. Проанализировав полученную информацию, определиться с идеей проекта.
  3. Подготовить необходимые инструменты, материалы для изготовления изделия.

Межпредметные связи: краеведение, история Ханты-Мансийского автономного округа- Югра, изобразительное искусство, технология.

Проект может использоваться на уроках истории ХМАО- Югры при изучении культуры народов ханты и манси; при оформлении выставок;

Мой проект обладает субъективной новизной:

  1. Во-первых: я никогда ранее не выполняла изделия домашнего обихода народов ханты и манси.
  2. Во-вторых: ранее мне не приходилось работать с сукном, фетром, использовать при вышивке шерстяные нитки. О том, что это традиционный вид рукоделия народов Севера я тоже узнала при выполнении проекта.

Для реализации своей идеи я сначала познакомилась с культурой народов ханты и манси, предметами быта, изучила орнаментальное искусство.

Традиционные виды рукоделия и орнаментальное искусство народов севера

Незаменимым материалом в быту хантов иманси было сукно. Сукно обладает свойством поглощать влагу.Ткань уплотняется, идождевые капли скатываются с ее поверхности.

сукно

«Гусь», сшитый из сукна, надежно предохраняет малицу от снега и влаги, а весной и осенью это обычная одежда для охотника-промысловика и на реке, и в лесу. Покрой такой одежды самый простой — прямоугольник со вставленными рукавами, вырез для головы с капюшоном. Подол — ниже колен, чтобы защищать ноги от влаги. Манжеты не делали, к краям рукавов пришивали рукавицы.

В суконных сахах (они назывались «нуй сахи») женщины отправлялись в лес по ягоды, а порой и на промысел. Конечно, такие сахи шили из серого или черного сукна, хотя порой и украшали узорами. Считалось, что нельзя надевать в лес красное — ведь это цвет крови или свежего мяса.

Повседневные сахи шили из синего или зеленого сукна, украшая несложными орнаментами. Это была незаменимая повседневная одежда. В такой одежде, лишь покрыв голову платком, женщине было удобно управляться по хозяйству, хлопотать у кипящих котлов, выходить на улицу за продуктами и дровами. Не надо было каждый раз одеваться, в «нуй сахе» простуда не страшна.

Не случайно, выдавая девушку замуж, мать или сестры шили ей такую саху, ведь в доме мужа ей предстояло взять на свои плечи большую часть хозяйственных забот, в том числе и приготовление пищи для всей семьи. Тут уж не до переодеваний, только успевай поворачиваться. Правда, повседневную саху невесты старались сделать более нарядной, чем сахи взрослых женщин, нашивая более сложные и красивые орнаменты.


В число вещей, которые начинали готовить задолго до свадьбы, была нарта невесты. Эту, особой конструкции нарту, делал кто-нибудь из мужчин-родственников невесты, обладавший большими навыками в этом ремесле. Порой нарту специально заказывали мастеру. Копылья у такой нарты очень тонкие, тщательно обточенные. С полозом они образовали угол в 60°. Нащепы, идущие от концов полозьев к сиденью, делали двойными.

Все детали нарты выполняли очень тщательно и прокрашивали охрой в красный цвет. К нащепам подвешивали большие медные колокольчики и такие же — на шеи оленям. В упряжке должно было быть три оленя, лучше всего белых, или белым должен был быть хотя бы передовой. Упряжь украшали плетеными замшевыми кистями длиной 20—25 сантиметров.

На спины оленям шили красивые покрывала из сукна с узорами по краям. А на нарту шили суконную накидку с орнаментами и кистями из сукна. Длина ее была около двух метров, ширина — полтора. В той части покрывала, что была ближе к спинке нарты, вырезали язычок. Пока у женщины не было детей, его держали откинутым, а когда появлялись малыши, их прикрывали им от мороза. Сукно хорошо пропускает воздух, под ним можно дышать, надежно прячась от ветра.

Узоры на оленьих покрывалах и на накидке для нарты выполняли из сукна контрастного цвета.

Для невесты обязательно шили и большую суконную игольницу — «намт». Молодая женщина вешала ее над своим изголовьем, и она служила ей очень долго. Для изготовления одежды и предметов домашнего обихода у народов ханты и манси использовался различный матери­ал: олений мех, птичьи шкурки, пушнина, овчина, ровдуга, сукно, крапива, льняной холст, хлопчатобумажные ткани. Обские угры умели изго­товлять различные виды холста от грубого до самого тонкого, не уступаю­щего льняному полотну. Незаменимым материалом в быту хантов иманси было сукно.

Повсеместно у народов ханты и манси была распространена одежда из сукна и различные женские изделия (игольницы, сумочки, кисеты, накидки, покрывала и т.д.). Цвета для суконных изделий обычно выбирались самые сочные: зеле­ный , красный , синий , желтый, промежуточные цвета практически не применялись. При пошиве рабочей обуви и мужс­кой верхней одежды использо­валось сукно черного или серого цвета.

Содержание