Проект в ДОУ Первые шаги в математику

Тематика: 
Автор: 
Командина Надежда Ивановна
Руководитель: 
Командина Надежда Ивановна
Учреждение: 
МБДОУ «Детский сад №17» г.о. Кинешма 
Класс: 
0

Воспитанники средней группы, благодаря долгосрочному проекту в ДОУ "Первые шаги в математику", актуализируют свои знания и представления о счете, геометрических фигурах, формах и массе, а также разовьют свои сенсорные способности во время проведения воспитателем предметных тематических игр.

Подробнее о проекте:


Автор долгосрочного проекта в младшей группе ДОУ "Первые шаги в математику" ставит целью своей работы формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Новизна предложенного творческого проекта в ДОУ "Первые шаги в математику" заключается в использовании информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использовании подручных материалов для формирования сенсорно-математических представлений у детей.

Оглавление

Введение
1. Математика в младшей группе ДОУ.
Заключение
Литература

Введение

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности.


Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Актуальность проекта: В младшем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Отечественные ученые (В.Н. Аванесова, Л.А. Вагнер, Л.Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности.

Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды.

Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Проблема: У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Новизна проекта: Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей.

Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта: Формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.


Задачи проекта:

  • Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста.
  • Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего возраста.
  • Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности.
  • Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению по данной теме.
  • Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.
  • Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.
  • Учить детей замечать массу предмета (легкий – тяжёлый).

Знакомить со следующими основными свойствами предметов:

  • с цветами спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный),
  • с формой (круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник),
  • с величиной (большой и маленький).
  • Учить замечать количественное отношение между предметами (много, один, мало).
  • Способствовать сенсорному развитию в процессе обследования предметов (обвести контур пальцем, наложение и приложение одного предмета к другому для определения равенства или разницы свойств).

Формировать умения:

  • Определять форму, величину, цвет предметов по образцу; группировать и чередовать предметы по цвету (найди такой же).
  • Группировать однородные предметы по одному сенсорному признаку, а затем по двум признакам (форма и величина).

Принципы реализации проекта:

  • Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей).
  • Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры).
  • Элемент новизны (внесение новых атрибутов).
  • Наглядность.
  • Систематичность и последовательность.
  • Развивающий характер обучения.
  • Сознательность и активность в усвоении.

Методы и приёмы:

  • Организационные.
  • Мотивирующие.
  • Словесные (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, разъяснение).
  • Игровые.
  • Наглядные.
  • Педагогическая оценка (поощрение, одобрение, похвала).

Предполагаемый результат:

  • Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
  • Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.
  • Формирование познавательно – речевой активности детей младшего возраста.
  • Дети научатся играть в дидактические игры.
  • Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр дома, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлении.
  • Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
  • Создание «Картотеки дидактических игр».

Материально-техническое обеспечение:

  • Демонстрационный и раздаточный материал.
  • Предметно-развивающая среда.
  • Художественная и методическая литература.

Этапы проекта "Первые шаги в математику" в младшей группе ДОУ

1 этап проекта в младшей группе ДОУ. Подготовительный

  1. Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.
  2. Изучение методической литературы.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  4. Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.
  5. Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
  6. роведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
  7. Пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми.

2 этап проекта в младшей группе ДОУ. Реализация (выполнение) проекта

Совместная деятельность с детьми:

  • Проведение дидактических игр:
  • «Вершки – корешки».
  • «Найди пару».
  • «Поставь заплатку».
  • «Найди тень».
  • «Посади жука на цветок».
  • «Много - один».
  • «Большой, средний, маленький».
  • «Весёлый паровозик».
  • «Скажи одним словом».
  • «Что лишнее?».
  • «Геометрические столбики».
  • «Собери фрукты и овощи».
  • «Подбери чашки к блюдцам».
  • «По дорожке в огород».
  • «Собираем урожай».
  • «Разноцветная цепочка».
  • «Спрячь мышку в домике».
  • «Что изменилось?».
  • «Чей малыш».
  • «Засели зверей в домики».
  • «Рыбки в аквариуме».
  • «Собери пирамидку».
  • «Подбери мячи для кукол».
  • «Ворота для машинок».
  • «Подбери капельки к тучке».
  • «Сравни зайчика и мышку».
  • «Кто по какой дорожке пойдет?».
  • «Строим ряды».
  • «Наполни баночку».
  • «Сколько раз стучит молоточек».
  • «В лес за грибами».
  • «Малина для медвежонка».
  • «Кто где стоит».
  • «Кто пришел».
  • «Найди предмет такой же формы».
  • «Угадай, где спрятали».
  • «Кто что выберет из мешочка».
  • «Отгадай предмет».
  • «Чудесный мешочек».
  • «Отгадай, что в коробке».
  • «Собери картинку».
  • «Геометрическая мозаика».
  • «Собери машину».
  • «Собери солнышко».
  • «Соберем бусы».
  • «Найди тень».
  • «Спрячь птичку».

Проведение пальчиковых игр:

  • «Считалочка про пальчики».
  • «Жил в реке один налим».
  • «Жили-были сто ребят».
  • «Вот грибочки на лужочке».
  • «Чайки жили у причала».
  • «Мы делили апельсин».
  • «На березу села галка».
  • « Раз, два, три, четыре, пять, надо солнышку вставать». « По дороге топал слон».
  • «Пальчики в лесу».
  • «Пальчики».
  • «У девочек и мальчиков».
  • «Разожми свой кулачок».
  • «Раз, два, три, четыре, пять! Хотят пальчики все спать».
  • «У нашей бабушки десять внучат».

Чтение художественной литературы:

Стихи:

  • «О разных фигурах».
  • «Квадрат и треугольник».
  • «Цвета радуги».
  • «Мотыльки».
  • «Гномик».
  • «По опушке шла лисичка».
  • «Соревнование».
  • «Про лисят».
  • «Сливы».
  • «Рыжие волнушки».
  • «Две подружки».
  • «Шла лисичка по дорожке».
  • «Пироги».
  • « Маленький дом».
  • «Разговор старой Ивы с Дождём».
  • «День рождения».
  • «Галочка – считалочка».
  • «Сколько?».
  • «Непослушные цыплята».
  • «Где крольчата?».
  • «Еноты».
  • «Лишний».
  • «Веселые ступеньки».
  • «Один и много».
  • «Зайчишка».
  • «Курица и цыплята».
  • «Подсолнух».
  • «Очень я люблю считать».

Математические сказки:

  • «Математика в Лесу».
  • «На кого похожа цифра 2?».
  • «С кем дружит цифра 3?».
  • «Четыре желания цифры 4».
  • «Пять органов чувств».
  • «Девочка и Цифра 6».
  • «Семь цветов радуги».
  • «Кто помог Цифре 8?».
  • «Счастливая цифра 9».
  • «Появление Ноля».
  • «Сказка про тётку Федору».
  • «Как Малыш помогал Карлсону изучать математику».
  • « Лесная история».

Проведение развлечения:

  • «Шарики воздушные очень непослушные».

Изготовление картотек:

  • «Дидактические игры по сенсорике для детей 2 – 4 лет».
  • «Игры на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста».
  • «Художественная литература по сенсорному развитию (считалки, скороговорки, загадки, стихи, математические сказки)».
  • «Картотека подвижных игр».
  • «Игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста».
  • «Игры для детей на изучение формы, цвета, величины».
  • Сценарии «Математические игры для дошкольников 3 -4 лет».

Проведение подвижных игр:

  • «Быстро в домик».
  • «Зеркало».
  • «Убираем мячи».
  • «Бабочки и цветы».
  • «Жучки на листиках».
  • «На всех зверей места хватит».
  • «Один - два сигнала».
  • «Ищи и находи».
  • «Доползи до игрушки».
  • «Найди свой домик».
  • «Не задень!».
  • «Найди свое место».
  • «Принеси мячик».
  • «Три медведя».
  • «На лесной полянке».
  • «Ножки шагают по дорожке».
  • «Быстрей к своему листу».
  • «Быстро возьми предмет».
  • «Пузырь».
  • «Найди флажок».
  • «Бегите к флажку».
  • «Что спрятано?».
  • «Найди свой цвет».
  • «Скворечники».
  • «Прокати шарик к своему флажку».
  • «Трамвай».
  • «Флажок».
  • «Попади в воротца».
  • «Докати мяч».
  • «Цветные автомобили».
  • Совместная деятельность с родителями

Консультации для родителей

  • «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
  • «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка».
  • «Как помочь ребенку в сенсорном развитии».
  • «Развитие пространственного мышления».
  • «Учим математику дома».
  • «Развитие математических способностей у дошкольников».
  • «Математика для детей младшей группы».
  • «Форма, цвет, величина».
  • Нетрадиционное родительское собрание: «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»».

3 этап проекта в ДОУ. Заключительный (обобщающий)

  1. Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций и памяток.
  2. Оформление фотовыставки:
  3. Развлечение для детей: «Шарики воздушные очень непослушные».
  4. Оформление мини – музея

Список используемой литературы

  1. Башаева Т. В. « Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» - Ярославль: Академия развития, 2007. Венгер Л. А. « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005.
  2. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Пилюгина В.А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.
  4. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист.изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
  5. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: