Индивидуальный проект "Рисуем зимний пейзаж"

Рейтинг: 8

Рисуем зимний пейзаж
Тематика: 
Автор: 
Горбушин Виталий
Руководитель: 
Крамарева Елена Владимировна
Учреждение: 
МБОУ СОШ №3 п. Эльбан
Класс: 
6

В данном творческом проекте по ИЗО на тему "Рисуем зимний пейзаж" автор рассказал об истории развития жанра «пейзаж», о различных техниках выполнения пейзажей, художественных материалах и инструментах которыми работают современные художники. В данном проекте представлена последовательность выполнения работы над пейзажем «Зимняя сказка» в смешанной технике.


В авторском творческом проекте по технологии (ИЗО) "Рисуем зимний пейзаж" изложены этапы развития жанра изобразительного искусства "пейзаж" в мировой истории, а также этапы его развития от наскальных рисунков до современности, анализирует пейзажи в странах Востока, развитие жанра в странах Европы и России, рассматривает виды пейзажей.

Автор творческого проекта по рисованию (ИЗО) на тему "Рисуем зимний пейзаж" актуализирует пейзаж как самый распространенный жанр изобразительного искусства, знакомит с различными техниками и приемами выполнения пейзажа, декоративной техникой рисования, правильно подбирает материалы и приспособления для рисования пейзажа.

Учащийся 6 класса в рамках своей проектной творческой работы о создании зимнего пейзажа в смешанной технике изучил виды пейзажей, способы рисования пейзажей и научился рисовать пейзаж в нескольких техниках.

Оглавление

Введение
История развития жанра «пейзаж».
1.1. Пейзаж в странах Востока.
1.2. Развитие пейзажного жанра в странах Европы и России.
1.3. Виды пейзажа.
2. Материалы и приспособления для выполнения пейзажа.
3. Живописные и декоративные техники выполнения пейзажа.
3.1. Живописные техники выполнения пейзажа.
3.2. Декоративные техники выполнения пейзажа.
4. Последовательность выполнения пейзажа «Зимняя сказка».
Заключение
Список использованных источников и информации
Приложения

Введение

Пейзаж – один из самых распространённых жанров живописи и графики. Каждый художник по своему видит и передаёт красоту природы.


Как самостоятельное явление этот жанр искусства получил наиболее широкое распространение в двух видах изобразительного искусства: живописи и графике.

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской ( в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер.

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник, изображая природу, не только стремится точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и выражает свое отношение к природе, одухотворяет её, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью.

Природой можно любоваться в любое время года. Только на природе человек может отвлечься от повседневных забот. Наверное не зря нас тянет на природу к реке в лес хочется поплескаться в реке, прикоснуться рукой к теплому шершавому стволу дерева, послушать пение птиц.

Мне нравятся все времена года. В своей работе я решил изобразить зимний пейзаж. Зима в наших краях снежная и холодная. Особенно интересно наблюдать за природой после снегопада в солнечный день, когда на ветвях деревьев еще лежат хлопья снега, и они переливается на солнце всеми цветами радуги. Создается ощущение, что попал в сказку.

Скоро весна, но мне бы хотелось, чтобы зимняя сказка была всегда со мной. Я решил создать зимний пейзаж в смешанной технике, используя различные материалы для работы: краски, бумагу, стекло, клей. Думаю, эта работа будет интересна не только мне но и зрителям, которые будут рассматривать этот зимний пейзаж.

План моей работы над пейзажем «Зимняя сказка»

  1. Изучить историю развития жанра «пейзаж».
  2. Изучить живописные и декоративные техники выполнения пейзажа.
  3. Выполнить эскизы.
  4. Подобрать и подготовить материалы для работы.
  5. Выполнить пейзаж.

История развития жанра «пейзаж»

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, который наибольшим образом выразил себя в графике живописи.

Слово «пейзаж» в переводе с французского языка означает «вид страны» или «вид местности» (по немецки «ландшафт»).

Природа во все времена глубоко волновала человека, но в искусстве разных эпох она занимала разное место. В древности природу обожествляли, ей поклонялись, а при изображении её превращали в одушевленные символы. Элементами пейзажа украшали стены дворцов и гроб­ниц фараонов.

Биография пейзажа начинается в истории человечества лишь с VI века нашей эры. Первые пейзажи появились в далеком Китае. Временем рождения европейского пейзажа считается 16 век. Считать его самостоятельным художественным явлением исто­рия начинает лишь с 17 века.

Пейзаж в странах Востока

В выгодном положении в эпоху средневековья оказались китайские художники. Здесь философия и религия способство­вали развитию искусства пейзажа.

Религия Китая проповедовала «созерцание природы» ради очищения духа и постижения мудрости. Созерцание природы в средневековом Китае стало неотъемлемой частью духовной жизни. Неудивительно, что изображение природы в 7-8 веках становится ведущим жанром живописи в этой стране.

Несколько необычны внешние признаки китайского пейзажа. Ни рамы, ни подрамника, на который натягивается холст, здесь нет. Длинная узкая полоса шелковой ткани или рисовой бумаги свернута трубкой. Хочешь посмотреть - разверни свиток. Свитки верти­кальной композиции служили обычно для украшения стен.

Пейзаж напоминал хорошую книгу. Он существовал не для украшения, а для духовного общения (приложение 1).

Китайская средневековая живопись стала основой для раз­вития пейзажа стран Юго-Востока, в Японии художники люби­ли создавать целые серии видов природы, объединенные единым замыслом. Для живописи Китая и Японии характерна слабая прорисованность дальних планов. Столетиями они использовали тушь и акварель, передавая тончайшие оттенки тона и цвета.

А художники Ирана и Азербайджана четко прорисовывали все детали пейзажа.

Развитие пейзажного жанра в странах Европы и России

В эпоху раннего Возрождения природа, изображенная, на картинах художников является дополнением сюжетной композиции, напоминая отчасти значение декораций в спектакле, хотя художников все больше увлекает изображение природы, волнуют вопросы линейной и воздушной перспективы.


В эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, становится важнейшим элементом художественных сюжетов.

Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до 16 столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы написанный Леонардо да Винчи (приложение 2).

Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале 16 столетия. Природа является главным персонажем его картины “Гроза” Пейзаж на этом полотне — уже не столько среда, в которой живет человек, сколько носитель чувств и настроений. “Гроза” предлагает зрителю погрузиться в мир природы, внимательно прислушаться к его голосам.

На первый план в картине выходит эмоциональное начало, призывающее к созерцанию, проникновению в поэтический мир, созданный мастером. Огромное впечатление производит колорит картины: глубокие, приглушенные краски зелени и земли, свинцово-синие оттенки неба и воды и золотисто-розовые тона городских сооружений (приложение 3).

На 17 век приходится необычайный расцвет голландской живописи и всех ее жанров, наиболее распространенным из которых становится пейзаж. Особенно голландские художники любили изображать море, также большой популярностью пользовались космополитические пейзажи, авторы которых специализировались на создании воображаемых ландшафтов в итальянском стиле. Но не они, а полотна с мотивами скромной нидерландской природы сделали живопись Голландии столь значительным явлением мировой культуры.

В 18 веке на арену европейского искусства вступает Россия.

Академия художеств вменяла в обязанность художникам копировать ландшафты иностранных мастеров. Изображение русского пейзажа не допускалось программой. После Академии учеников посылали на практику в Италию, природа которой считалась наиболее достойной изображения.

Но и в таких сложных условиях в России появились замечательные по тому времени пейзажисты, для которых характерна привязанность к национальному русскому пейзажу: Семен Щедрин, Федор Алексеев, Максим Воробьев.

Семен Щедрин был первым по времени официальным русским ландшафтным живописцем и первым учителем пейзажа в Академии художеств. Писал он преимущественно виды Петер­бурга и прилежащие к нему парковые пейзажи придворных ре­зиденций. М.Н. Воробьев, продолжавший работать и в 19 веке, был, в сущности, художником-романтиком. Он первый среди русских стремился передать «настроение природы». Виртуоз-скрипач, он стремился музыку привнести в живопись.

Художники второй половины 19 века все чаще стали склоняться к тому, что писать пейзажи надо с натуры, не подго­няя изображение к музейным образцам. Практика живописи под открытым небом получила название «пленер». В это время появляются различные направления в искусстве, художники объединяются в товарищества, ищут новые способы изображения окружающего мира.

В 20 веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие, напряженно звучные картины природы создавали Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Рауль Дюфи и др.

Пейзажная живопись 20 века в России связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф. Юона. В духе символистского искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.

В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж (интерес к этой разновидности пейзажного жанра особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского). Выразительные и впечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С.В. Герасимов, Н.М. Ромадин и др.

Вся история русского пейзажа - это история самоотверженной коллективной работы многих поколений художников, история преемственности и добросовестной учебы у старших товарищей.

Виды пейзажа

Сельский пейзаж. К этому пейзажу прибегали многие художники – Ф. Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др.

В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

Городской пейзаж. Городской пейзаж включает в себя изображение городских зданий, улиц, проспектов, площадей, набережных. Художники изображавшие в своих произведениях городской пейзаж: Добужинский, Остроумова – Лебедева, А. Лентулов .

Парковый пейзаж. В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали С. Щедрин, А. Бенуа. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.

Морской пейзаж. Морской пейзаж – марина- рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря. В России приверженцев этого пейзажа было очень немного. Но самый ярких из них. Айвазовский, его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны всему миру.

Архитектурный пейзаж. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Рерих, Бенуа, Кончаловский и др.

Индустриальный пейзаж. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.

Начало ему было положено в 20-х годах 20 века картиной Б. Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно – повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени. Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.

Содержание