Механизм реализации проекта
2. Механизм реализации проекта "Компьютер - друг или враг?"
1. Для работы над проектом мы составили план:
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся | Исполнители |
1 | Поиск информации | Работа с источниками в библиотеке, в Интернет | Группа 1 |
2 | Обработка информации | Выбор нужных материалов.
Подбор различных упражнений |
Группа 1
Группа 4 |
3 | Исследование | Соцопрос, наблюдения | Группа 2 |
4 | Обработка исследования | Создание таблиц, диаграмм | Группа 2 |
5 | Оформление работ | Создание презентаций, плаката, памяток, проведение бесед, мероприятий, оформление фотовыставки | Группа 3
Группа 5 |
6 | Защита | Защита проекта | Группа 6 |
Участники проекта разбились на группы, распределили обязанности.Каждая группа поставила перед собой определённую цель:
а) определить источники информации, собрать и проанализировать информацию;
б) определить способы представления результатов;
1 группа посетила детскую и взрослую библиотеки, вышла на сайты в Интернете. Ребята взяли энциклопедии, познавательные статьи из журналов, изучили и подготовили сообщения об истории происхождения компьютера, с использованием слайд-презентации.
2 группа разработала анкеты (под руководством учителей), провела опросы, затем проанализировала их, сделала вывод. Ребята подготовили с помощью учителей диаграммы и выступили перед ребятами, которые участвовали в опросах. Провели конкурс на лучшее сочинение “Мой друг компьютер”.
3 группа обратилась за консультацией к школьной медсестре, совместно подготовили материал для беседы о строении глаз, о строении позвоночника, из разных источников информации выбрали упражнения для снятия напряжения с глаз, для укрепления осанки. Нашли в Интернете фильм «Загадки человеческого тела» – «Глаз человека», «Загадки человеческого тела» – «Скелет человека», «Как правильно держать осанку за компьютером»
4 группа обратилась за помощью к психологу школы, так как в анкетах явно просматривалось мнение ребят о том, что общение с компьютером у них чаще, чем общение с друзьями. Поэтому совместно с психологом подобрали упражнения психотренинга для расслабления перед общением друг с другом, повышения самооценки и разучили с ребятами.
5 группа занялась обобщением и выявлением, на их взгляд, важных правил при работе за компьютером, затем оформила для ребят закладки для книг, на которых написали памятки “Береги глаза”, “Упражнения за компьютером”.
6 группа посетила место работы родителей и выяснила, какое место в их жизни и деятельности занимает компьютер.
Защита проекта "Компьютер - друг или враг?"
Итогом работы проекта стало проведение внеклассного мероприятия в форме ток-шоу «Компьютер – друг или враг», в котором приняли большое количество учащихся с 5 по 11 классы, учителя школы.С самого начала ток-шоу пошел горячий спор о том, друг компьютер или враг, каждый отстаивал свое мнение и хотел, чтобы выслушали его. Учащиеся 5, 6 классов, которые только переступили порог среднего звена, очень серьезно защищали свою точку зрения, что было очень похвально видеть.
Ребятам,не смотря на возраст, очень понравилось это мероприятие, каждый из них получил право и возможность высказаться по проблеме и самое главное – они осознанно понимали, что вопрос, поднятый на сегодняшний день, очень актуальный и были благодарны организаторам этого мероприятия. Самые активные участники ток-шоу, а их было немало, получили небольшие сувениры в конце мероприятияи пожелали, чтобы в будущем чаще проводили такие виды работ, которые развивали бы в них речь, публичное выступление перед оппонентом с целью убеждения слушателей аудитории.
Рефлексия
После подготовки проекта в беседе с ребятами подвели итоги. Была проведена рефлексия деятельности, где ученики оценили своё поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Детям были предложены вопросы:
- Понравилось ли вам работать в группе?
- Какие роли вы выполняли в процессе работы?
- Чему научились друг от друга?
- Какую часть выполнили самостоятельно?
- Какой вид работы принес положительные эмоции?
- Какие умения приобрели, работая по проекту?
- Если бы заново начать работу, то что бы вы изменили?
Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Они считают, что подняли очень актуальную проблему. Никто из учеников не остался в стороне.
Авторы проекта не только участвовали в тех же мероприятиях, что и их одноклассники, но и ещё глубже изучали историю, работали с литературой в библиотеке, анализировали, обобщали, проводили анкетирование, брали интервью.
В ходе работы им необходимо было сотрудничать друг с другом, оказывать помощь, распределять обязанности, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выбирать лучшее решение.
Было очень важно видеть своих одноклассников заинтересованными как учебным предметом, так и исследовательской деятельностью. Важно, что мы сами восприняли этот проект как серьёзную и нужную работу. Такая работа стимулирует творчество учащихся, рождает потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт.
Мнения педагогов по поводу проекта:
- Хорошо, что затронута актуальная проблема о влиянии компьютера на здоровье.
- Компьютер облегчил бы подготовку к урокам если в каждом кабинете будет стоять компьютер с выходом к Интернет-ресурсам
- Ребята лучше усваивали бы материал
- Важно, что ребята не только нашли нужный материал, сами разучили упражнения по сохранению и укреплению здоровья, но и применяют на практике.
- Приятно и то, что они поделились опытом с другими учащимися и учителями.
- Мероприятия в виде дискуссий и ток-шоу оживили школьную жизнь.
Учащиеся 9-В гр класса встретились с завхозом школы ЧарипбековымТалгатомКыдырбековичем.В ходе беседы, были рассмотрены следующие вопросы:
- Сколько компьютерных классов в школе?
- Сколько мультимедийных проекторов?
- На сколько компьютеризация влияет на учебный процесс?
Талгат Кыдырбекович рассказал ребятам, что в школе 3 компьютерных класса. Активно участвуя в жизни школы, учителя и учащиеся, в прошлом и настоящем учебном году не только поднимают рейтинг школы, но и получила в подарок еще три мультимедийных проектора, итого в школе 11 мультимедийных проекторов, интерактивные доски в 8 кабинетах.
В сравнении с прошлыми годами расширились информационные возможности: учителя имеют возможность более разнообразить уроки, ребята лучше усваивают новый материал, самостоятельно готовятся к урокам. Используя Интернет, они могут найти ответы на любые вопросы.
Родителей тоже заинтересовал проект. Они активно участвовали: давали интервью, помогали детям искать информацию. Опрос показал, что родители удовлетворены результатами проекта, считают, что он поможет сохранить здоровье детей. Также они с удовольствием будут использовать при работе на компьютере памятки, которые разработали их дети.
В ходе бесед с ребятами выяснилось, что ребята и дома, играя на компьютере, применяют разученные гимнастики особенно младшеклассники.
В процессе работы стало ясно, что мы не ошиблись, и такой проект был необходим для учащихся нашей школы.
Мы сделали следующие выводы:
- Компьютер – наш друг, он помогает нам:
- находить материал при подготовке к урокам;
- общаться по Интернету;
- играть;
- рисовать;
- создавать слайд-презентации;
- получить дистанционно образование;
- принимать участие в различных олимпиадах;
- просматривать результаты учебы в электронном журнале «Кунделік», в любое для вас удобное время и месте.
Большая часть опрошенных высказала положительное мнение на о компьютере.
Но, нужно, чтобы он не превратился во “врага”. Для этого:
- выполнять упражнения для сохранения зрения и укрепления осанки;
- не сидеть за компьютером более 1 часа в день;
- больше бывать на свежем воздухе и общайся с друзьями.
Заключение
Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить нас – детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Ведь без знания компьютера в современном мире просто не обойтись. Данное исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.
Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, расширяет наши возможности для обучения, открывает доступ к нужной информации, значительно экономит наше время, но требует жесткого ограничения рабочего времени и соблюдения правил техники безопасности. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм. Мы советуем выполнять правила безопасной работы за компьютером, которые мы составили, и тогда компьютер не будет вам врагом, а будет верным другом и помощником.
Судить о том, каковы отдаленные последствия работы на компьютере для жизни и здоровья человека, с достаточной определенностью можно будет только после того, как сменится поколение компьютерных пользователей, то есть мы с вами все еще находимся в "стадии эксперимента", а вот наши дети и внуки будут обладать более достоверной информацией.Будьте здоровы, работая за компьютером!
ПОМНИТЕ! КОМПЬЮТЕР НЕ МОЖЕТ САМ ПРИНЕСТИ ВРЕД ЧЕЛОВЕКУ. ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА!
Литература
1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. Москва. Вако. 2007.
2. Компьютер для детей. Энциклопедия. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.– 304 с.
3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: АРКТИ, 2003.
4. Старостин В.В. Компьютер как дважды два. – СПб., 2006.
Приложение 1
1 группа посетила детскую и взрослую библиотеки, вышла на сайты в Интернете. Ребята взяли энциклопедии, познавательные статьи из журналов, изучили и подготовили сообщения об истории происхождения компьютера, с использованием слайд-презентации.
2 группа разработала анкеты (под руководством учителей), провела опросы, затем проанализировала их, сделала вывод. Ребята подготовили с помощью учителей диаграммы и выступили перед ребятами, которые участвовали в опросах. Провели конкурс на лучшее сочинение “Мой друг компьютер”.
3 группа обратилась за консультацией к школьной медсестре, совместно подготовили материал для беседы о строении глаз, о строении позвоночника, из разных источников информации выбрали упражнения для снятия напряжения с глаз, для укрепления осанки. Нашли в Интернете фильм «Загадки человеческого тела» – «Глаз человека», «Загадки человеческого тела» – «Скелет человека», «Как правильно держать осанку за компьютером»
4 группа обратилась за помощью к психологу школы, так как в анкетах явно просматривалось мнение ребят о том, что общение с компьютером у них чаще, чем общение с друзьями. Поэтому совместно с психологом подобрали упражнения психотренинга для расслабления перед общением друг с другом, повышения самооценки и разучили с ребятами.
5 группа занялась обобщением и выявлением, на их взгляд, важных правил при работе за компьютером, затем оформила для ребят закладки для книг, на которых написали памятки “Береги глаза”, “Упражнения за компьютером”.
6 группа посетила место работы родителей и выяснила, какое место в их жизни и деятельности занимает компьютер.
Защита: Ток-шоу «Компьютер – друг или враг»,
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Компьютер друг или враг?"