Индивидуальный проект "Программируемые роботы"
В данном творческом проекте по робототехнике на тему "Программируемые роботы" ученики 4 класса школы дают краткое изложение теории робототехники, изучают програмирование роботов и создают программирование для сделанного ими робота.
Созданный учащимися проект по робототехнике "Программируемые роботы" направлен на реализацию поставленной цели - обучение основам робототехники и создание действующий модели программируемого робота.
Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, так как робототехника быстро становится неотъемлемой частью учебного процесса, она легко вписывается в школьную программу обучения по техническим предметам. Ключевые опыты в физике и математике можно наглядно показать с помощью LEGO роботов.
Предложенная автором исследовательская работа по робототехнике на тему "Программируемые роботы" будет интересна для учеников 3, 4 и 5 класса школы, увлекающихся робототехникой и лего-конструированием, поможет выявить у них интерес к роботостроению, програмированию и конструированию.
Оглавление
Введение
1. Теоретические сведения о робототехнике.
2. Работа над програмируемыми роботами.
Заключение
Библиографический список
Введение
Обоснование выбора темы. Появление в школе комплектов Робототехники LEGO Mindstorms NXT нас очень заинтересовало. Это не просто детская игра, а целая наука, объединяющая в себя физику, математику, информатику, английский язык. Мы решили изучить данную науку, чтобы воплощать в роботах свои фантазии.
Актуальность. Робототехника быстро становится неотъемлемой частью учебного процесса, она легко вписывается в школьную программу обучения по техническим предметам. Ключевые опыты в физике и математике можно наглядно показать с помощью LEGO роботов.
Робототехника поощряет мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к учебе. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет школьников находить решения без потери уважения среди сверстников. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно.
Различные языки программирования графическими элементами помогают школьникам мыслить логически и рассматривать вариантность действия робота. Обработка информации с помощью датчиков и настройка датчиков дают школьникам представление о различных вариантах понимания и восприятия мира живыми системами.
Цель проекта: обучение основам робототехники и создание действующий модели программируемого робота.
Задачи проекта:
- познакомиться с конструктором LEGO NXT
- изучить основы программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
- сконструировать модель робота
- создать программу для управления роботом
- испытать полученного робота
Предмет исследования: конструктор со средой программирования LEGO MINDSTORMS NXT.
Гипотеза: робототехника позволяет воплощать в роботах свои фантазии.
Ожидаемые результаты:
- умение программировать в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0;
- умение конструировать различные модели роботов;
- заинтересованность обучающихся школы в изучении Робототехники.
Методы реализации проекта:
1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с литературой и др);
2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения;
4. Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (компьютерный практикум);
5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу);
6. Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.
Материальные ресурсы:
- конструктор с программным обеспечением Lego Mindstorms NXT – 2 набора,
- АРМ ученика и учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)
Этапы разработки проекта:
I. Организационный этап
- знакомство с конструктором LEGO NXT
- изучение основ программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
II. Этап реализации проекта
- разработка механизма робота на основе конструктора LEGO NXT.
- составление программы для управления роботом в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
- тестирование модели робота, устранение дефектов и неисправностей.
III. Заключительный этап
- защита проекта
- демонстрация модели робота
Теоретические сведения о робототехнике
Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Робототехника опирается на такие дисциплины как электроника, механика, программирование.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Активное участие и поддержка Российских и международных научно-технических и образовательных проектов в области робототехники позволит ускорить подготовку кадров, развитие новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями, реализацию инновационных разработок в области робототехники в России и по всему миру.
Человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, реальной пересеченной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе с терроризмом.
Кроме того, по мере развития и совершенствования робототехнических устройств возникла необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей: роботах-сиделках, роботах-нянечках, роботах-домработницах, роботах - всевозможных детских и взрослых игрушках и т.д.
И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста.
Поэтому, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. В качестве основного оборудования при обучении детей робототехнике в школах предлагаются конструкторы LEGO MINDSTORMS NXT.
LEGO Mindstorms NXT – это конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота.
Впервые представлен компанией LEGO в 1998 году.
С помощью этих наборов можно организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению.
Программируемые роботы
На ступени реализации организационного этапа мы изучили:
- основные компоненты конструкторов LEGO;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- виды имеющихся датчиков и принцип их работы;
- основные приемы конструирования роботов;
- конструктивные особенности различных роботов;
- как передавать программы в NXT;
- как использовать созданные программы;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Старались составить программу для управления роботом в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0. Здесь столкнулись с небольшой проблемой, вся программа только на английском языке и нужно было переводить все термины и команды с английского языка на русский.
Итак, мы получили первую нашу модель робота и составили программу для управления им.
Протестировали эту модель робота, нам она показалась слишком простой. Мы решили ее усовершенствовать. Для этой работы нам помог Интернет.
Очень сложная задача – составление и изменение программы.
Ну, вот и получилась машина, которая была в наших фантазиях. Она может двигаться во всех направлениях.
Теперь нужно протестировать ее работу.
Мы довольны результатом. Получилось то, что мы хотели.
Заключение
В ходе реализации проекта у нас сформировались умения и навыки:
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
- создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
- создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы MINDSTORMS NXT 2.0;
- передавать (загружать) программы в NXT;
- корректировать программы при необходимости;
- демонстрировать технические возможности роботов;
- излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
Вывод:
В результате реализации проекта «Программируемые роботы» у нас получилась модель автомобиля. Мы получили первые навыки программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0.
Перспективы развития проекта
- создание новых моделей роботов,
- участие в различных состязаниях робот.
Библиографический список
Список литературы для учителя:
1. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов/Д.Г. Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 стр.
2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
3. Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: Методическое пособие/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011. – 32 стр.
4. Программное обеспечение MINDSTORMS NXT 2.0 .
Список литературы для школьников:
1. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов / Д.Г. Копосов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010,
3. Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: рабочая тетрадь/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011