Проект по литературе на тему "Школьная библиотека"
В данном творческом проекте по литературе на тему "Школьная библиотека" ученица 2 класса начальной школы представила справочную информацию о библиотеке, какие библиотеки бывают, чем они отличаются друг от друга, а также дает ответ на вопрос, зачем же нужны библиотеки в наше время?
Предложенная автором исследовательская работа по литературе на тему "Школьная библиотека" будет интересна для учеников начальной школы и средней школы, поможет выявить у них интерес к литературе, чтению и посещению библиотек.
Созданный учащейся проект по литературе "Школьная библиотека" во 2 классе начальной школы содержит историческую справку о появлении библиотек, а также историю основания библиотеки в школе, в которой учится автор исследования. В работе представлено интервью с библиотекарем школы, а также приведены результаты анализа литературы, которой отдают большее предпочтение ученики их школы.
Работа "Школьная библиотека" поможет обратить внимание детей на книги и привить им интерес к чтению. Тема предложенного исследования не утратила свою актуальность, несмотря на технологический прогресс, ведь именно книги хранят в себе вековую мудрость и знания, которыми безвозмездно делятся со своими читателями.
Оглавление
Введение
1. Библиотечная терминология.
2. Самые крупные библиотеки мира.
3. Уникальное место - школьная библиотека.
4. Наша школьная библиотека.
5. Библиотечный фонд нашей школы.
6. Что мы читаем?
Выводы
Введение
Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
Цели проекта:
- Способствовать развитию художественно-творческих и познавательных способностей,
- Прививать интерес к чтению и книге,
- Формировать читательский кругозор,
- Способствовать приобретению опыта в самостоятельной читательской и творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Собрать сведения о формировании школьной библиотеки.
- Собрать иллюстративный материал (фотографии, рисунки).
- Познакомить учащихся с миром книг.
- Привлечь внимание учащихся к вопросам развития культуры.
- Повысить интерес учащихся к литературе.
Гипотеза: В библиотеке можно найти нужную информацию и подготовить выступление на заданную тему.
Субъекты проекта
- Учитель – руководитель проекта (моделирует и задаёт проектный замысел).
- Обучающаяся 2-го класса – исполнитель проекта (совместно со взрослыми).
- Взрослые – педагоги, родители (активно участвуют в выполнении проекта, но не заменяют детей).
Библиотечная терминология
Как называется учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования?
Библиотека
Как называют работника библиотеки?
Библиотекарь
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
Книга
Человек, который занят чтением каких – нибудь произведений?
Читатель
Как называют человека,который пишет художественные литературные произведения?
Писатель
Для чего нужен алфавитный каталог?
В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоят фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. При помощи такой системы легко найти неоходимую именно вам книгу и сэкономить время.
Библиотеки бывают:
- Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее популярными изданиями .
- Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых) или определённой тематики.
- Научные библиотеки - это библиотеки, обеспечивающие развитие науки;.
- Школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса.
Самые крупные библиотеки мира
Государственная ордена Ленина библиотека в Москве Основана 19 июня (1 июля) 1862 года в составе Московского публичного музея и Румянцевского музея.
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы в Москве. Основана в 1921 году как библиотека Неофилологического института.
Библиотека Конгресса в Вашингтоне. Основана 24 апреля 1800 г. Является научной библиотекой Конгресса США, обслуживает правительственные органы, исследовательские учреждения, научных работников, частные фирмы и промышленные компании, школы.
Библиотека парламента в Канаде. Здание Библиотеки было построено в 1876 году. Парламентская библиотека является главным хранилищем информации для парламента Канады. Это помещение - единственное, что уцелело в пожаре 1916 года. Книги и здание удалось сохранить благодаря железным дверям, которые вовремя успели закрыть.
Проект библиотеки был сделан по мотивам комнаты для чтения в Британском музее. В главном зале библиотеки возвышается статуя любимой королевы Виктории. В библиотеке хранится 600 тыс. книг, за которыми присматривает 300 человек персонала. Доступ в библиотеку разрешен только парламентариям и помощникам.
Уникальное место – школьная библиотека
В. Сухомлинский
Школьная библиотека — особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге. От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны. Какими они вырастут, духовно богатыми, зрелыми людьми или пустыми и жестокими, в ответе и школьная библиотека. Ведь сюда приходит первоклассник, а уходит молодой человек, вступающий во взрослую жизнь.
Три составляющие — семья, школа, библиотека — создают окружение, формирующее Человека Читающего, человека XXI века.
Библиотека и семья — ближайшие партнеры и союзники в воспитании у детей интереса к книге и чтению, ведь первое знакомство с книгой происходит именно в семье. И от того, насколько грамотно и умело сумеют родители приоткрыть двери в книжный мир, во многом зависит дальнейшая читательская судьба ребенка.
Модель нашей школьной библиотеки — сотрудничество библиотеки, учителей, учащихся, родителей. Ключ сотрудничества — диалог библиотекаря и читателя.
Заметно потесненная другими источниками информации, книга и поныне не утрачивает своей притягательной силы и служит одним из главных источников знаний. Книга — друг щедрый. Чем больше отдаешь себя ей, тем больше получаешь взамен.
Библиотека — единственное место неформального общения, где можно полистать журналы на переменке, пошептаться с подружкой, поделиться своими проблемами, зайти за компанию с приятелем, увидеть что-то такое, за чем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку. В какой-то степени библиотека — это место психологической разгрузки. Сейчас, когда налицо всё больше тревожных симптомов, свидетельствующих о кризисе детского чтения, необходимо искать новые технологии воспитания творческого читателя.
Детские журналы и газеты – это красочный, познавательный и творческий мир, в который дети с удовольствием погружаются, исследуя его и развиваясь.
«Книга – это окошко, через которое дети видят мир и самих себя», – говорил В.Сухомлинский.
Библиотерапия — это, как известно, лечебное профилактическое воздействие на человека с помощью чтения литературы разных жанров в целях нормализации или оптимизации психических, физиологических, биологических процессов в организме.
Сама уютная обстановка библиотеки, книги, журналы и даже цветы, спокойная доброжелательная атмосфера, помогают отвлечься от проблем, эмоциональной и умственной нагрузки. Но, самое главное — в библиотеке есть её Величество КНИГА — «чудесный лекарь наших душ».
Наша школьная библиотека
Первая библиотека для детей была открыта в январе 1803 года в Солсбери штат Коннектикут, владельцем книжного магазина Калебом Бингемом.
Она насчитывала 150 томов и была предназначена для детей от 9 до 16 лет.
Библиотека нашей школы
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные,
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и князь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Наша школа открылась в 1971 году, вместе со школой открылась и библиотека.
«Здесь Родины моей начало». Именно здесь, в нашей библиотеке, мы знакомимся с книгами наших зауральских авторов.
«Уральский сказочник П. Бажов». Наша библиотека оформлена в стиле сказов П.П. Бажова. Заходя в библиотеку, мы оказываемся в мире прекрасного. Стены украшены детскими рисунками. Мы видим Серебряное копытце, Каменный цветок, Хозяйку Медной горы.
Наш библиотекарь: Горнова Руфина Андреевна
«В «Десяточке» работаю уже 25 лет. Я люблю свою библиотеку, люблю детей, которые ко мне приходят. Мечтаю о том, что книги будут любить все, и дети будут много читать, а не сидеть за компьютером…»
Я задала некоторые вопросы библиотекарю:
1. Какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке?
Их очень много в нашей библиотеке. Например орфографический словарь, энциклопедия о растениях, сказки и детские рассказы.
2.В какой книге можно найти информацию об истории хранения книг?
Эту информацию можно найти в энциклопедии.
3.Как расположены книги в алфавитном порядке или по тематическим разделам?
И по тематическим разделам и в алфавитном порядке.
4. Как можно найти нужную книгу?
Нжно спросить библиотекаря.
5. Где можно получить информацию о содержание книги?
В содержание книги.
6. Какие тематические выставки были в библиотеке?
У нас была выставка «К нам, новая книга!»
Главная цель работы библиотеки - научить детей рациональным приёмам работы с книгой, поиску и анализу материала, научиться критически мыслить, быстро искать и перерабатывать необходимую информацию. Главной задачей школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и преподавателям в учебно-воспитательном процессе.
Основными функциями школьной библиотеки, в соответствии с «Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения», являются - образовательная, информационная и культурная.
Справка о библиотечном фонде нашей школы
На сегодня фонд школьной библиотеки составляет: учебный – 35448 экземпляров; художественный – 8046 экземпляра; брошюрный - 3 478 экземпляра.
Фонд школьной библиотеки формируется в соответствии образовательными программами образовательного учреждения. Совместно с учителями-предметниками составляются заказы на учебники. Бланки заказа согласовываются и утверждаются администрацией школы и передаются в Департамент образования для включения в общий заказ по округу. Библиотекарь осуществляет контроль за выполнением сделанного заказа, а так же информирует учителей о новых поступлениях (в течение года).
В 2016 - 2017 учебном году фонд пополнился на 4 107 экземпляров. Поступившие учебники своевременно оформляются (распаковываются, штампуются), в бухгалтерию своевременно подается отчет.
В 2017-2018 учебном году все обучающиеся обеспечены комплектами необходимых и имеющихся в библиотечном фонде учебников, соответствующих образовательным программам школы. В мае и августе ведется работа по сдаче и выдаче учебников по классам.
Два раза в год проводятся смотры-рейды по сохранности учебников. Оформляется подписка периодических изданий 1 раз в год (ноябрь). Выписывается каждый год примерно по 55 наименований. Знакомство с библиотекой начинается с дошкольной ступени. Активно посещают и читают учащиеся начальной школы, особой популярностью пользуются журналы, сказки, веселые рассказы.
К средней школе дети свободно ориентируются в библиотечном фонде, где могут взять ту или иную книгу самостоятельно, что формирует навыки работы с литературой, умение отбирать необходимый материал для занятий и способствует успешному вхождению личности в социум.
Регулярно посещают библиотеку группы продленного дня. Они проводят свой досуг за чтением книг, принимают участие в литературных викторинах, музейных играх, городских конкурсах. Для детей дошкольного отделения проводятся экскурсии и литературные викторины.
Учащиеся средних и старших классов активно пользуются возможностями книжного фонда библиотеки, представляющего свободный доступ учащихся к информации для самостоятельной работы по подготовке к урокам, проектной и исследовательской деятельности.
Традиционно в школьной библиотеке проходят следующие мероприятии
- Экскурсия в библиотеку «Дом, в котором живут книги» для учащихся 1-ых классов (сентябрь),
- Праздник «Лукоморье», посвященный творчеству А.С. Пушкина: станция «Библиотечная» (2-3 кл., октябрь),
- Библиотечный урок «История появления библиотек», посвященный Международному дню школьных библиотек (2-4кл., ноябрь),
- «Книжкин юбилей»: викторина-беседа по книгам-юбилярам и выставка рисунков (1-6 кл., ноябрь),
- Литературная викторина по творчеству писателей – юбиляров (2017 г. - « В гостях у С.Я.Маршака» к 130-летию со дня рождения С.Я.Маршака), 2-4 кл. (ноябрь),
- «Новогодний сюрприз»: викторина, телеграмма Деду Морозу (1-3кл) (декабрь),
- Занятие в школьном Музее литературных героев (4-8 кл., декабрь),
- «Моя любимая книга»: читательская конференция (январь).
- Литературная викторина по творчеству писателей – юбиляров (2018 г. - «Веселое путешествие с героями Э. Успенского» к 80-летию со дня рождения писателя), 1-3кл (январь)
- «Международный день родного языка» (1-11 кл., февраль).
- Праздник «Прощание с Азбукой» (подбор стихотворений, сценариев), выступление на празднике (1 кл., февраль),
- Неделя детской книги: проведение литературных викторин, выставок работ учащихся, экскурсий (март),
- Занятие в школьном Музее литературных героев (4-8 кл., декабрь),
- Конкурс чтецов «Память пылающих лет», посвященный Дню Победы (1-6 кл.) (май).
Что мы читаем?
1 категория - учебная литература – 100%
2 категория - художественная литература
3 категория - словари и энциклопедии
4 категория - журналы
Вывод
- Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей, фундамент всей библиотечной системы.
- Школьная библиотека выполняет информационную, культурную, досуговую функции.
- Школьная библиотека – это неотъемлимая часть образования.
- Школьная библиотека способствует приобщению детей к чтению, как к основному виду познавательной деятельности.
- Школьная библиотека содействует в приобретении навыков самообразования, формирует информационную культуру личности.
- Школьная библиотека осуществляет концентрацию источников образования на традиционных и электронных носителях.