Орфография названия конфет. Исследование
4. Анкетирование
Цель: выяснить, обращают ли ученики внимание на названия конфет и видят ли в этих названиях орфограммы.
Исходя из цели анкетирования, мы составили вопросы для анкеты:
- Любите ли Вы конфеты?
- Интересуетесь ли Вы названием конфеты перед тем, как её съесть?
- Названия, каких конфет Вам запомнились?
- Как Вы считаете, можно ли на фантиках от конфет найти орфограммы, изучаемые на уроках русского языка?
Анкетирование было проведено среди учеников 3 и 4 классов. В анкетировании приняли участие 30 человек. Проанализировав результаты анкет учащихся, мы получили такие результаты:
оказалось, что из 26 человек, принявших участие в анкетировании, 1 человек не любит конфеты, 6 человек любят не все конфеты, остальные 19 человека дали положительный ответ.
Также выяснилось, что 19 человек из 26 опрошенных не интересуются названием конфеты, главное, чтобы конфета была вкусной, 7 человек всегда интересуются тем, что написано на обертке. Перечисляя названия любимых конфет, участники анкетирования часто допускали орфографические ошибки.
Большинство анкетируемых (15 человек) считают, что на фантиках можно найти орфограммы русского языка, 3 человека думают, что нельзя, остальные (3 человека) затрудняются ответить на этот вопрос. (Приложение 4).
Что же получается? Многие ребята конфету съедают, а на название внимания не обращают, поэтому и пишут названия любимых конфет с ошибками. Хотя и считают, что на обёртках можно встретить орфограммы русского языка.
Мы решили на этом не останавливаться. И всерьёз задумались над проблемой: можно ли повысить уровень орфографической зоркости, используя конфетные обёртки? И решили провести эксперимент.
5. Эксперимент
Цель проведения эксперимента: выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости учащихся, используя фантики.
Продолжительность эксперимента: 7 дней.
Для участия в эксперименте мы привлекли 28 учеников нашего класса. Учитель помог нам организовать эксперимент и подобрать слова (названия конфет) для словарного диктанта с учётом изученных нами орфограмм. (Приложение 5). Участникам эксперимента было предложено написать словарный диктант. (Приложение 4). Проверив все работы, мы получили такие результаты:
5 учеников из 28 не справились со словарным диктантом (получили «2»), 13 учеников написали диктант на «3», 9 человек получили отметку «4», и лишь 2 ученика не допустили ни одной ошибки. Выходит, конфету многие дети съедают, а на название конфеты не обращают внимания.
О результатах словарного диктанта участники эксперимента не знали. И о допущенных ошибках им тоже не сообщалось.
На следующий день мы попросили участников эксперимента проклассифицировать часть названий конфет, среди которых были слова из словарного диктанта, по предложенным орфограммам, как это делали мы. После этого участникам было предложено дома составить орфографические задачники с использованием названий конфет, которые они классифицировали по орфограммам.
Через 2 дня ребята продемонстрировали орфографические задачники перед классом. Теперь эти задачники могут использовать ученики начальной школы для усовершенствования умения решать орфографические задачи. (Приложение 6).
Далее нам предстояло провести последнюю часть эксперимента –повторный словарный диктант. В диктанте были использованы те же слова, что и в первый раз. Результат нас удивил и порадовал: 6 учеников из 17 не допустили ни одной ошибки, 6 получили отметку «4», 5 человек написали диктант на «3», а двоек не было вовсе. Мы занесли результаты обеих словарных работ в таблицу и сравнили их: результаты повторного словарного диктанта значительно улучшились. (Приложение 7).
Мы пришли к выводу, что работая над составлением задачников, участники эксперимента стали обращать внимание на названия конфет и выделять в них изученные орфограммы, что привело к повышению уровня орфографической зоркости.
Заключение
Итак, подведём итоги нашей работы. На фантиках от конфет можно встретить разные орфограммы. Мы сгруппировали названия конфет по 12 орфограммам. Среди нашей подборки фантиков самыми частыми орфограммами оказались слова с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными. А самыми редкими - непроизносимые согласные в корне слова и удвоенные согласные.
А вот орфограмма «разделительный Ъ» не встретилась на наших фантиках вовсе. Рекордсменами по количеству орфограмм стали названия таких конфет: «Джульетта», «Зимолюбка», «Кареглазка», «Голубкина весточка», «Мишка косолапый».
При исследовании фантиков от конфет мы формировали орфографические умения и навыки, находили и обосновывали орфограммы в названиях конфет.
Результаты эксперимента доказали, что можно повысить уровень орфографической зоркости учеников, используя фантики.
Мы убедились в том, что фантик является хорошим материалом для изучения орфографии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный нами материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе при отработке навыков грамотного письма.
Мы считаем, что достигли цели работы и выполнили все задачи.
Наша гипотеза о том, что орфографию можно изучать не только на уроках русского языка, но и по обёрткам от конфет, подтвердилась.
Литература
- М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык 2 класс - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. (1, 2 ч.)
- М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык 3 класс - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. (1, 2 ч.)
- Шелякин М.А. Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм русского языка. Флинта, Наука. -2009.
- Откуда взялась обёртка от конфет?
- Определение понятия «фантик».
- Список школьных орфограмм.
- Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного письма.
- Правила - памятки по русскому языку, 2-3 класс.
- Критерии оценивания словарных диктантов в начальной школе.