Индивидуальный проект "Истории старых фото"
В представленной исследовательской работе по истории "Истории старых фото" автор изучает историю одной старой фотографии, найденной в школе, устанавливает личности учеников и учительницы, запечатленных на ней, а так же устанавливает личность фотографа, сделавшего снимок в далеком 1954 году.
В данном исследовательском проекте по истории на тему "Истории старых фото" проводится расследование на предмет установления личностей учеников и их судеб, запечатленных на старом школьном фотоснимке.
Предложенная исследовательская работа по истории на тему "Истории старых фото" дает возможность ознакомиться нам с историей одной школы Челябинской области, ее учениками и фотографом, чья профессия была очень редкой в середине 20 века.
Содержание
Введение
1. Описание старой фотографии.
2. Описание истории постройки школы.
3. Встреча с очевидцами и установление личностей на фотографии.
4. Единственный фотограф нашего поселка и близлежащих деревень.
5. Как попала фотография в школу?
Выводы
Источники
Введение
На одной общешкольной линейке я услышала, что три девочки нашей школы участвовали в районном конкурсе исследовательских работ по краеведческому поиску и заняли второе место в номинации «История образования», а их работу отправили в область. Затем на школьном стенде появились выдержки из этой работы с интересными сведениями о нашей школе. Через некоторое время одну из них пригласили участвовать в областной конференции.
Я заинтересовалась этой темой и решила узнать, а есть ли в школьных краеведческих материалах еще что-то интересное о нашей школе. Перебирая их, я наткнулась на интересную фотографию. Она привлекла мое внимание тем, что на фоне старого здания были сфотографированы группа детей с учительницей в центре. Эта фотография явно была старая, потому что так дети сейчас не одеваются, и здание тоже было старое. После чего мною решено было провести ее исследование. Я поставила для себя вопросы: а почему эту фотографию хранят в школе? Что это за здание на заднем плане? Кто эти дети и почему они такие грустные? Как звали их учительницу, и может быть, кто-то из жителей села учился у нее?
Цель: Проверить историческую ценность фотографии для школьного краеведческого поиска.
Задачи:
- Выявить временной период создания фотографии и соотнести с определенным этапом развития образования в стране и поселке.
- Установить максимально полно и точно личности, изображенные на фотографии.
- Найти сведения о первом фотографе нашего поселка, который создал эту фотографию.
Методы исследования:
- описание
- работа со школьным краеведческим материалом
- работа с Интернетом
- встреча с жителями села.
- моделирование и проектирование
- интервьюирование
- поиск и анализ информации из разных источников: специальной литературы, словарей, справочников и т.д.
- работа с семейными архивами
- компьютерная обработка
Описание старой фотографии
Передо мной лежит старая черно-белая глянцевая фотография. Ее размер 13 сантиметров на 18 сантиметров. На ней запечатлена группа детей с учительницей на фоне здания. Я поняла, что это ученики одного класса, потому что и мы сейчас, когда фотографируемся с классом, тоже приглашаем обязательно учителей. Кроме того, разные дети не будут собираться вместе, чтобы сфотографироваться с чужой женщиной, а только со своей учительницей.
На переднем плане сидят маленькие дети с очень грустными лицами, видимо им не хватает родительского внимания, и они не доедают, многие очень маленькие и худенькие. На этой фотографии видно, что дети небогатых родителей. На мальчиках скромные рубашечки и штаны, которые шили в то время из сукна или фланели. На некоторых из них надеты вельветки, с металлическим замком посередине.
Один мальчик одет в комбинезон, на самом маленьком мальчике одета матроска, его обнимает учительница, видимо он очень боязливый. На девочках надеты сарафаны, платья, матроски. Матроски в то время носили и девочки и мальчики. На некоторых девочках надета форма, она состояла из шерстяного платья и сатинового фартука. Но ее нужно было покупать, видимо не у всех были деньги, и детей отправляли в школу в простых платьях, сшитых их мамами или бабушками. Дети хотя и бедно одеты, но у всех пришиты выглаженные белые воротнички.
Чтобы вошли все на фотографию, детей расположили необычно. Первые семь детей стоят на коленях в первом ряду. Второй ряд сидят на лавке в центре -учительница. И одиннадцать детей, те которые повыше, стоят в третьем ряду. Всего на фотографии двадцать девять детей и одна учительница, значит, детей одного возраста было много в деревне и жителей тоже. Учительница одета в летнее платье с коротким рукавом до локтей. Оно светлое, к нему пришит белый воротничок. Все мальчики пострижены коротко, а у девочек волосы заплетены в косички. Модных стрижек нет и распушенных волос тоже, то есть в то время не разрешали иметь в школе разные прически. Есть светловолосые и темноволосые дети. У учительницы на голове гладко причесанные волосы, сплетенные в косу, и заколоты в корзинку.
На втором плане мы видим бревенчатое здание, это видимо школа, перед которой сфотографирован класс. Видны пять больших окон, с деревянными рамами и наличниками. У жилого дома такие большие окна не делали. Окна имеют округлую форму вверху и имеют по восемь секций. Значит, стекла в такой раме держались крепче. В двух из них два стекла разбиты, но не совсем, а вылетели части их. Я думаю, что не было средств заменить их. Наличники деревянные и побеленные. Бревна видны очень толстые и длинные, срубленные «в лапу».
Так называются места соединения бревен - вырубается «чашка», в которую вкладывают другое бревно, их складывают по всему периметру здания. Затем наверх предыдущего пояса ложится следующий и так до верха здания. Такое соединение очень прочное и теплое. Видимо, что здание срублено из лиственницы, бревна ровные, одинаковые и хотя потемнели, но видно, что еще очень прочные. С левой стороны видно, что нет фундамента, или он очень осыпался и требует ремонта. Это говорит о том, что школа построена давно, но ремонт в ней не делался.
Время года я определила как весна. Потому что дети одеты по -летнему, а значит на улице тепло и скорее всего это месяц май, так как видна короткая ровная трава. Так происходит весной, когда трава всходит. В сентябре кое - где можно было бы увидеть ветки высокой травы, выросшей за лето. Светит яркое солнце – все дети и учительница прищурились, и на окнах отблески.
Описание истории постройки школы
К какому периоду отнести эту фотографию? Я нашла в работе «Свет, идущий через столетия» ( учениц 6 класса нашей школы) описание зданий школы в разный период, кроме того, на задней части фотографии подписан год, когда сделана фотография, а именно 1954. Выдержки из этой работы:
«На Девьей горе выстроили большую школу квадратной формы, ее было видно издалека. С тех пор гора стала называться Школьной. В школе было 4 класса. По воспоминаниям 89 –летней Александры Николаевны Корепановой – Чуваковой
( интервью на 2000год, сейчас ее уже нет в живых), бывшей ученицы первого класса в 1917 году, что школа имела именно такую форму. Эти же сведения подтверждают и супруги Урахчины Нина Ивановна (бывшая учительница начальных классов) и Олег Васильевич, которые застали это старое здание школы и учились в начальных классах в ней . Они же нарисовали приблизительный план этой школы. Школа была высокая, поэтому и парадное деревянное крыльцо с перилами тоже было высоким. Сзади был выход для хозяйственных и других нужд. В середине школы был коридор, а по обе стороны от него шли классы и учительская.
Первый кабинет был самым большим, поэтому в нем всегда занимались первоклассники. В каждом классе стояли печки-голландки, которые отапливались дровами, и в классах было зимой тепло. От учительской комнаты была отделена небольшая комната, в которой жила семья технички, она же топила печки и сторожила по ночам. Перегородка была неплотная, со щелями, и ученики, заглядывая в эти щели, видели на полу домотканые половики, кровать с вязаными оборками, на стенах вышивки и фотографии.В таком неизмененном виде здание школы простоит до 1957 года.»
Отсюда следует, что это здание точно школа, и что она имела очень необычный тип. Дети и учительница сфотографированы у одной из ее стен.
Встреча с очевидцами и установление личностей на фотографии
Теперь предстояло установить, кто изображен на фотографии. В работе упоминается о Нине Ивановне Урахчиной – бывшей учительнице начальных классов, а сейчас находящейся на пенсии. Я пошла к ней. Когда я показала ей фотографию, она была приятно удивлена, потому что узнала себя и свой класс. Конечно же, она помнила многих. И у меня получился почти полный список. (Читать слева направо)
1 ряд
- Дубков Владимир Григорьевич
- Демина Нина Николаевна
- Окользина (Урахчина) Нина Ивановна
- Плишкина (Овечко) Нина Афанасьевна
- Зайцева (Подфатченко) Вера Михайловна
- Демин Алексей Егорович.
- Акулинина Галина
2 ряд
- Демин Владимир Павлович
- Штыров Константин (сын председателя колхоза)
- нет сведений
- Мезенцева (Полякова) Галина Степановна
- Иванов Валерий Михайлович
- Дусалакова Жаныль
- Зайцева Надежда
- Голиков Александр Михайлович
- Демин Влапдимир Михайлович
- Поляков Михаил Дмитриевич
- Демин Борис Иванович
3 ряд
- неизвестен
- неизвестен
- неизвестна
- неизвестна
- неизвестна (Это были дети белорусов, которые жили в деревне после эвакуации в Великую Отечественную войну, а потом уехали на Родину)
- Дусалакова Базарбике
- неизвестен
- Поляков Николай Степанович
- Кудрина Анна Ивановна
- Лобков Михаил
- Зайцев Сергей
И учительницу она конечно помнила. Это была Нина Павловна Полякова.
Во время войны начала свою педагогическую деятельность, урожденная в Урлядах, образованная и добрейшая женщина, проработавшая долгие годы учителем начальных классов. Запомнилось Нине Ивановне и ее платье, потому что она одевала его только на праздники, и для детей казалось оно очень красивым. Это было светло-голубое крепдешиновое платье, и Нина Павловна, зная, что будут фотографировать, надела его. В нашей школе работает Овчинникова Галина Александровна, которая тоже училась у нее в первом классе и по 4 класс. Это был ее последний набор. Затем Нина Павловна уйдет работать в детский сад, откуда выйдет на пенсию.
Единственный фотограф нашего поселка и близлежащих деревень
Кто же мог сделать эту фотографию? На этот вопрос мне ответил муж Нины Ивановны – Олег Васильевич Урахчин. Оказывается, это был его родной отец – Урахчин Василий Константинович 1898 года рождения, 7 января. Родился в селе Спасское в семье казаков. У него отец умер рано, когда ему было всего 3 года. Их с братом привезли в Урляды. Он выучился грамоте, был писарем. В 1936 году остался без пальцев,т.к. отморозил и ему их ампутировали. Занялся фотографией. Умел ремонтировать швейные машинки, часы.
Но фотографирование было главным заработком. Особенно пригодилось во время войны, когда жители посылали на фронт своим родным свои фото. И на все близлежащие поселки это был единственный фотограф. За работу жители платили продуктами. У него был старинный аппарат на треноге, который нужно было долго устанавливать и настраивать. Затем был длительный процесс проявления, закрепления. Но зато фотографии выходили очень четкие, не боящиеся света. Их долго хранили в рамках. И эта фотография тоже видимо хранилась на стене, под стеклом, приклеенная к картону. Это видно из того, что остался след на задней стороне ее. Когда отклеивали, то получился отрыв.
Как попала фотография в школу?
На задней стороне фотографии есть еще надпись. «Подарил на юбилей. 2000 год. Поляков.» Сверху есть подпись « 1 класс. 1954 г. В центре учитель Полякова Нина Павловна.» все подписи сделаны шариковой ручкой. Я обратилась к нашей учительнице по биологии – Цыкиной Валентине Николаевне, которая сделала верхнюю подпись. Оказалось, она была ведущей большой программы, посвященной 100 летнему юбилею школы в селе. Собирался большой материал. И эту фотографию подарил Поляков Михаил Дмитриевич, который есть на ней в 1 классе. Поляков Михаил Дмитриевич долгое время работал при районной администрации, сейчас его нет в живых.
Выводы по работе
Итак, я завершила работу. И для себя выяснила все мои предположения, которые стали фактами. Это точно первое здание нашей Урлядинской школы. Группа детей – это дети 1 класса тяжелого послевоенного времени 1954 года. Удалось установить почти все личности. А в центре их первая учительница – Полякова Нина Павловна. И дети жмутся к ней, как к своей маме, потому что она их учит, ведет по жизни. Кроме того, удалось установить и имя фотографа, что обычно невозможно бывает сделать. Я довольна своей работой, много узнала о школе и о том периоде времени. И название для работы пришло само собой – «Первая учительница».
Оказывается, как много может рассказать одна старая фотография!
В самом деле, такую фотографию нужно хранить в школе, ведь это целый исторический отрезок в истории образования нашего села.
Литература
1. Плишкина К.С. Свет, идущий через столетия
2. Материалы школьного краеведческого поиска: письма, интервью, альбомы, фотографии.
3. Энциклопедия