Великий поэт - просветитель Абай Кунанбаев

1. Великий поэт - просветитель Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.


Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев.

Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. (Приложение 1.)

2. Образование и самообразование


Человек, который в наибольшей степени на раннее тяготение к знаниям была его бабушка Зере. Она сумела привить внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем. Когда она уставала, он обращался к матери.

Улжан помнила много стихов, знала наизусть многие старинные поэмы и айтысы акынов. Именно благодаря маме и бабушке у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы.

Абай Кунанбаев

Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.

Следующим замечательным учителем стал для него казахский народ. С юных лет он с упоением слушал акынов и писателей, впитывая в себя образцы народной поэзии, стал сочинять свои первые стихи. На формирование мировоззрения Абая оказывали влияние ученые Востока, а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература. (Приложение 2.)

3. «О, казахи мои, мой бедный народ». Главные произведения.

Философ, поэт, патриот раскрывал пороки своего народа. Его больно задевало социальное зло, их невежество. Твердо встать на ноги казах встать еще не может. «Почему?» несколько раз звучит в «Словах назидания» Абая.

И в настоящее время вопрос остается актуальным. «На чем бы основывалась религия, не будь разума? – Добро и Зло созданы Всевышним, но не он творит их», - пишет в раздумье Абай. «От чего мы, как и в прежние времена, полны зависти, корысти, не хотим видеть в другом хорошее, ищем пророка в чужом Отечестве, не замечая достоинств братьев своих», - недоумевает он, - Почему байский сын, обеднев, не стыдится воровства, а идти в услужение к другому баю считает для себя зазорным?». (Приложение 3.)