Художественные украшения рукописной книги, ее составные элементы
1.3. Художественные украшения рукописной книги, ее составные элементы
Безусловно, самым ярким в рукописных книгах являются их украшения, сразу же привлекающие взгляд читателя.
В рукописной книге все изображения были тесно связаны с ее важнейшими мотивами и имеют практическое назначение. К художественным украшениям книги относятся орнамент, миниатюры, заставки, вязь, инициалы, концовки, полевые украшения, маргинальные рисунки.
Книжный орнамент (приложение 7) давно является предметом пристального внимания и изучения. «Орнаменты всех вообще народов идут из глубокой древности, а у народов древнего мира орнамент не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений». На орнамент рукописных книг нельзя смотреть как на «мелочи» древних наших рисовальщиков. Украшение книги и ее содержание — это «нечто целое», это «художественная масса», крупная и значительная, которая выражает народное настроение, вкус и дух.
Миниатюры (приложение 8) — это живописные изображения, иллюстрации. В настоящее время под миниатюрой понимается картинка малого размера, или термин – «миниатюра» – просто соответствует понятию «малый размер». В указанном понимании термины «миниатюра» и «миниатюрный» происходят от латинского «minimum» – предельно мало. Но в основе книжного термина «миниатюра» лежит другое латинское слово – «minium», что значит сурик, красная краска.
Слово «miniatus» означает раскрашенный. Таким образом, миниатюра – это красочная иллюстрация (приложение 9). На Руси для обозначения иллюстрированных книг существовали свои понятия: «рукопись сряженная», «обряженная» и «лицевая». Первые два термина относились к орнаменту и переплету, последний – к изображениям лиц, т.е. к тому роду миниатюр, который господствовал на Руси и был тесно связан с иконописью.
Заставка (приложение 10) находилась перед началом книги, перед отдельными ее главами или толкованиями, поучениями, являясь своего рода живописно-символическим началом.
Концовка (приложение 11) — это художественное завершение текста (глав, разделов книги) в виде графического рисунка или воронки.
Полевые украшения (приложение 12) — это узоры на полях, которые часто называют цветки.
Самым распространенным и разнообразным украшением рукописной книги стали инициалы (приложение 13) (от латин. initium — начало) — обыкновенно большие и изукрашенные начальные (заглавные) буквы (часто в обиходной речи их называют буквицами). В рукописных книгах с их помощью отмечали начало текста, глав, чтений, песнопений и т.п.
Поэтому иногда на развернутом листе могло быть несколько инициалов. Начальные буквы, написанные иначе, чем основной текст, встречаются уже в древнейших греческих и латинских рукописях V - VI веков. Постепенно изменяясь и развиваясь, инициалы стали со временем одним из важнейших элементов украшения рукописи, неотделимым от ее содержания.
И особенно ярко эта взаимосвязь инициала и текста проявилась в русской рукописной книге. Художественный инициал являлся одновременно и элементом письма, и элементом украшения. Инициалы всегда компактно «вмонтированы» в текст и хорошо гармонируют со всем художественным строем книги. В одной и той же рукописи разные по величине и оформлению инициалы несли разную смысловую нагрузку. Большие красочные инициалы располагались перед каждой самостоятельной частью, главой произведения.
Их писали киноварью, иногда с дополнением голубой, желтой или зеленой красок. Были и мелкие, обычно киноварные, реже чернильные инициалы, помещаемые перед важным эпизодом. Количество инициалов в рукописных книгах не было одинаковым. И удивительно то, что ни один из них не похож на другой: сколько раз ни повторяется в рукописи инициал, всякий раз он дает самые разнообразные рисунки.
Завершением художественного оформления книги был ее переплет (приложение 14). На Русь он пришел вместе с первыми книгами. Он состоял из двух досок, оболоченных кожей, с орнаментацией, выполненной тиснением.
Переплет изготовлял особый мастер. Форма и конструкция переплета на протяжении многих столетий оставались неизменными. Собранные в тетради листы пергамента пришивали к шнурам или «плетям», которые делали из конопляных нитей. Корешок промазывали клеем, а затем будущую книгу обрезали с трех сторон, чтобы все страницы ее были одинаковыми.
Концы шнуров продевали в отверстия, высверленные в хорошо оструганных сосновых или березовых досках. Доски и служили основой переплета. Шнуры закрепляли в отверстиях, а потом доски обшивали кожей или тканью. Кожу и ткань покрывали тисненым рисунком. Края переплета украшали медными наугольниками. Иногда переплет оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплеты называют окладами.