Разработка обучающего материала для СПО "География стран в схемах"

география стран
Раздел энциклопедии: 
Автор: Скорнякова Полина Максимовна
Руководитель: Архипова Дарья Сергеевна
ГАПОУ Иркутский техникум индустрии питания

Цели урока

  • Ознакомить студентов с ключевыми географическими аспектами разных стран.
  • Научить студентов представлять информацию о странах в виде схем.
  • Развить навыки анализа и интерпретации географической информации.

1. Структура занятия

1.1. Введение (10 минут)

  • Приветствие студентов.
  • Обзор темы урока и ее актуальности.
  • Выявление исходных знаний студентов о географии стран.

1.2. Теоретическая часть (20 минут)

  • Объяснение основных географических понятий (государственные границы, столицы, основные реки и горы, климатические зоны).
  • Примеры схем, иллюстрирующих географические данные (на основе известных стран).
  • Обсуждение важности визуализации информации.

1.3. Практическое задание (30 минут)

  • Разделение студентов на небольшие группы.
  • Каждая группа выбирает страну и собирает информацию по заданным критериям.
  • Создание схемы, отображающей географические данные (можно использовать бумагу или цифровые инструменты).

1.4. Практическое задание (30 минут)

Подготовка к заданию (5 минут)
Учитель объясняет студентам цель практической части: создать схемы, визуализирующие географическую информацию о стране. Предоставляются критерии для работы: каждая схема должна включать такие элементы, как:

  • Название страны
  • Столица
  • Основные природные особенности (реки, горы)
  • Климаты и зоны
  • Краткая информация о населении, культуре или экономике

Разделение на группы (5 минут)

  • Студенты делятся на небольшие группы (по 3-5 человек).
  • Каждой группе предлагается выбрать или назначается страна, которую они будут исследовать. Выбор стран можно провести заранее или дать возможность группам самим выбрать, в зависимости от доступности ресурсов.

Исследование и сбор информации (15 минут)

  • Группы получают доступ к учебным материалам, интернету, энциклопедиям и картам.
  • Каждая группа изучает выбранную страну и собирает необходимые данные по заданным критериям.
  • Учитель обходит группы, уточняет вопросы, помогает с поиском информации, если это необходимо, и следит за временем.

Создание схемы (10 минут)

  • На основе собранной информации студенты начинают создавать свои схемы.
  • Если используют бумагу: рисуют схему, добавляют текстовые блоки, картинки и символы.
  • Если работают с цифровыми инструментами (например, Canva или PowerPoint): используют шаблоны, добавляют изображения, текст и другие элементы для визуализации.
  • Студенты могут использовать:
  • Цветовые кодировки для различных климатических зон.
  • Значки для обозначения рек, гор и других географических объектов.
  • Графики или диаграммы для отображения населения или экономических данных.

Презентация и обсуждение (по завершении практической части)

  • После завершения создания схем группы могут провести короткие презентации своих работ (эта часть может быть организована позже в уроке, если необходимо немного больше времени).
  • Обсуждение каждой схемы и возможность задать вопросы друг другу по содержанию представленных работ.

Дополнительные советы:

  • Подготовить заранее шаблоны и примеры схем для вдохновения.
  • Обсудить с учениками, какие важные аспекты следует учитывать при создании схемы, например, читаемость, организованность информации.
  • Включить элементы саморефлексии: что оказалось трудным, что нового узнали, какие приемы визуализации были наиболее эффективными.

Такое подробное описание позволит студентам лучше понять цель практической части и повысит их вовлеченность в деятельность.

1.4. Презентация результатов (20 минут)

  • Каждая группа представляет свою схему остальным.
  • Обсуждение и оценка работы групп, вопросы и ответы.

Заключение

  • Подведение итогов урока.
  • Обсуждение, какие навыки студенты приобрели на занятии.
  • Выдача домашних заданий (например, выбрать другую страну и подготовить личную схему).

Ресурсы

  1. Учебники по географии.
  2. Программное обеспечение для создания схем (например, Canva, PowerPoint).
  3. Илюстрации и карты для наглядности.

Использованная литература

  1. Вяткин, А. А. (2019). География мира. Москва: Просвещение.
  2. Кузнецов, В. Н. (2018). География: учебное пособие для студентов СПО. Санкт-Петербург: БИНОМ. Лаборатория знаний.
  3. Слепнев, А. А. (2020). Научные основы визуализации информации. Москва: Наука.
  4. Тимофеев, И. М. (2017). Географические аспекты стран мира: схемы и карты. Казань: Издательство КГУ.
  5. Картографический словарь. (2021). Под ред. Попова, Ю. П. Москва: ГЕОС.
  6. Elkins, J. (2015). How to Use Maps and Charts in Education. London: Routledge.
  7. Rosen, A. L. (2014). Visualizing Geography: Techniques and Ideas for Effective Learning. New York: Pearson.

Интернет-ресурсы

  • Географическое общество (www.geography.org)
  • Всемирная база данных о странах (www.worlddata.info)

Эти источники охватывают как теоретические аспекты географии, так и практические подходы к созданию схем и визуализации данных. Вы можете дополнить или изменить список в зависимости от используемых вами материалов и учебников.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: