Проект "История гитары"
Готовая индивидуальная творческая работа по музыке на тему "История гитары" содержит справочные сведения из истории гитары, а также рассуждения учащегося 3 класса начальной школы о роли этого музыкального инструмента в современном музыкальном мире.
Подробнее о проекте:
В ученическом творческом проекте по музыке на тему "История гитары" ученик 3 класса описал историю появления гитары и происхождение ее названия, выявил отличительные свойства гитары от других струнных инструментов, изучил разновидности инструмента и определил роль гитары в современном мире. Данный проект рассчитан на формирование у учащихся школы интереса к инструментальной музыке и игре на гитаре.
Готовый творческий проект по музыке на тему "История гитары" содержит подробный разбор разновидностей гитары от диапазона музыкального инструмента до географии его появления, а также автор подготовил интересный материал об известных исполнителях на гитаре, провел исследование использования звучания гитары в различных стилях музыки, подготовил творческое исполнение пьесы на гитаре для своих одноклассников.
Оглавление
Введение
1. История появления гитары и происхождение ее названия.
2. Разновидности и устройство гитары.
3. Известные исполнители на гитаре.
4. Гитара в различных стилях музыки.
5. Творческое исполнение пьесы на гитаре.
Заключение
Список литературы
Введение
Вот уже второй год я учусь играть на гитаре. Мне приходится много трудиться, но я очень люблю свой инструмент. Он очень красиво звучит и можно исполнить любую музыку: народную, классическую, эстрадную. Всегда было интересно узнать историю происхождения инструмента, известных исполнителей. Оказалось, что многие мои одноклассники никогда не слышали исполнения на гитаре. Думаю, им будет полезно узнать об этом инструменте, а я с удовольствием сыграю для них на своей гитаре.
Цель работы: познакомиться с историей гитары и определить ее роль в современном мире.
Задачи:
- Изучить историю появления гитары и происхождение ее названия.
- Выявить отличительные свойства гитары.
- Изучить разновидности инструмента.
- Определить роль гитары в современном мире.
- Формировать интерес к инструментальной музыке и игре на гитаре.
Актуальность темы: Обучать всех детей музыке надо хотя бы для того, чтобы они, когда вырастут, были не только образованнее, культурнее, но и понимали, по возможности, громадность, красоту и хрупкость мира, зовущегося музыкой, и на своем личном опыте осознали сложность его познания. Научиться играть на музыкальном инструменте – большая радость и возможность давать миру красоту. Каждому ребенку важно чувствовать, что он тоже умеет делать что-то важное, красивое и нужное.
Методы исследования
- поиск информации
- отбор информации
- анкетирование
- обработка, анализ результатов
- систематизация собственного опыта
Гипотеза. Сейчас вокруг звучит много современной музыки. Она ритмичная и громкая. Но совсем не слышно красивой сложной музыки настоящих музыкальных инструментов. Гитара может красиво звучать, ее история, как музыкального инструмента, насчитывает сотни лет. Хочу показать в своей работе какой интересный этот инструмент- гитара. И исполнить красивую музыку на своем инструменте.
Предмет изучения: История происхождения гитары. Развитие искусства игры на гитаре.
История появления гитары и происхождение ее названия
Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки, являясь основным инструментом в таких музыкальных стилях, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка, иногда джаз и др. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное влияние на массовую культуру.
Тар - один из предшественников гитары
Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.
Первые упоминания о гитаре уходят далеко в прошлое, в 3700 год до нашей эры. Именно этой датой, по мнению археологов датируется гробница Фивского царя, внутри которой на стене был изображен прототип современной гитары.
Слово «гитара» в переводе с санскрита - «шестиструнная». Изначально это было слово «кутур» которое позже стало словом «ситару» а еще позже это слово переросло в гитару. В 13 веке в Испанию гитару завезли арабские завоеватели, и после этого гитара стала народным инструментом в Испании. Инструмент где было 5 струн появился только в 15 веке, до этого была 1 струна. В середине 13 века о гитаре узнала вся Европа, а внешний вид инструмента уже почти сформировался. Шестиструнным инструмент стал лишь в начале 18 века.
Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV-XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.
Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырёхструнный» (ср. сетар - трёхструнный).
По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в Древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.
В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII - начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.
В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце XVII - начале XVIII века. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сартии Карло Каноббио. Ещё через какое-то время, в начале XIX века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор.
Разновидности и устройство гитары
Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой «грифом». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё параллельно натянуты струны, закреплённые одним концом на подставке корпуса, другим - на колковой коробке на окончании грифа. На подставке корпуса струны привязываются или крепятся неподвижно при помощи барашков, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.
Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее максимальную длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «сёдла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.
У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более дорогих и, следовательно, качественных инструментов корпус традиционно делается из красного дерева, или палисандра, так же используется клён. Есть экзотические варианты, такие, как амарант, или венге. В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева, и других прочных пород.
Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:
По способу усиления звука:
Акустическая гитара - гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора.
Электрическая гитара - гитара, звучащая посредством электрического усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем.
Полуакустическая гитара - комбинация акустической и электрической гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены также и звукосниматели.
Резонаторная гитара - разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
Синтезаторная гитара - гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.
По конструкции корпуса:
Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
Флэттоп - фолк-гитара с плоской верхней декой.
Арктоп - акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века.
Дредноут (Вестерн) - фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонент в тембре. Разработана в 20-х годах XX века.
Джамбо - укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году и ставший популярным среди кантри и рок гитаристов.
Электроакустическая гитара - акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам.
По диапазону:
Обычная гитара - от ре(ми) большой октавы до до(ре) третьей октавы. Диапазон гитары составляет около 4-х октав.
Бас-гитара - гитара с низким диапазоном звучания, как правило, на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана в 50-х годах XX века.
Тенор-гитара - четырёхструнная гитара с укороченной мензурой, диапазоном и строем банджо.
Баритон-гитара - гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать её на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.
По наличию ладов:
Обычная гитара - гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.
Безладовая гитара - гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука.
Слайдовая гитара - гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления - слайда, которым водят по струнам.
По месту происхождения:
Испанская гитара - акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII - XV веках.
Русская гитара - акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII -XIX веках.
Гавайская гитара - слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.
По жанру музыки:
Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
Фламенко-гитара - классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.
Джазовая гитара. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х -30-х гг.
По роли в исполняемом произведении:
Соло-гитара - гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.
В классической музыке гитарой соло считается гитара без ансамбля, все партии берет на себя одна гитара, самый сложный вид музицирования на гитаре.
Ритм-гитара - гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.
Бас-гитара - гитара низкого диапазона, как правило, используется для исполнения басовых партий.
По числу струн:
Четырёхструнная гитара - гитара, имеющая четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар - это бас-гитары либо теноровые гитары.
Шестиструнная гитара - гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность.Семиструнная гитара - гитара, имеющая семь одиночных струн. Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII-XIX веков до настоящего времени.
Двенадцатиструнная гитара - гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон. На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты, фолк-музыканты и барды.
Известные исполнители на гитаре
Фернандо Сор был прозван «Бетховеном гитары», его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.
Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его «Школа для гитары» многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.
Еще одним блестящим гитаристом того времени был современник и друг Ф. Сора Дионисио Агуадо. Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог.
В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук. Его творческое наследие включает десятки этюдов, вариаций, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре.
В 1870-х годах в Испании начался подъем в борьбе за возрождение национального искусства. Это движение получило название «Ренасимьенто».
Идейным вдохновителем Ренасимьенто стал композитор, музыковед и фольклорист Фелиппе Педрель.
В середине 70-х годов он выступил с рядом романтических опер на сюжеты французских писателей, а в следующем десятилетии обратился к глубокому изучению народной и профессиональной музыки Испании.
В это время начинается возрождение гитарного искусства, и оно было связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги-Эшеа.
Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов – Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников – Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произведениями Тарреги считаются «Воспоминания об Альгамбре», «Арабское каприччо» и «Арагонская хота» с вариациями.
Еще одним известным учеником Тарреги был Эмилио Пухоль. Пухоль преподавал гитару в Барселонской консерватории, создал пятитомную Школу «Рациональный метод игры на гитаре», а также выпустил большое количество переложений для гитары произведений XVI века, которые с 1926 года начали издаваться в Париже, объединенные в сборник «Библиотека старинной музыки».
Одним из самых блистательных гитаристов XX века не только в Испании, но и во всем мире, был Андрес Сеговия.
Основная проблема, которую стремился решить Сеговия – это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам. Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий и музыкальных училищ мира был введен класс гитары.
Гитара в различных стилях музыки
Что для нас значит музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного – это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь русского народа и во все времена слушалась с удовольствием.
Гитара в джазе
После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ людей с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной, хотя антагонистической жизни европейцев с выходцами из Африки, вылились в рождение нового музыкального направления - джаз. Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находятся в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях-блюзах. Своеобразная манера пения негров отразилась и на технике игры на гитаре, которую, начиная с XIX века они использовали для аккомпанемента.
Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место; будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз. Блюзовая манера исполнения породила новые технические приёмы игры на гитаре (бэнды, слайд, и мн. др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и впоследствии и рок-музыки. Постараемся в самых общих чертах установить причинно - следственную связь появления и укоренения новой гитарной лексики.
Гитара в рок музыке
С точки зрения развития гитарных приёмов игры, рок музыка в истории электрогитары, занимает особое место. Имея корни в негритянском архаичном блюзе и отчасти в европейском фольклоре, эта музыка стала источником дальнейшего развития специфических приёмов игры на гитаре.
Большинство композиций, вошедших в историю рока, были написаны гитаристами, которые были лидерами в своих ансамблях (Д. Хендрикс, Р. Блекмор, Д. Пейдж, А. Янг, из современных, - Е. Халлен, Д. Сатриани, С. Вай, Г. Мур и многие другие. В отечественном роке картина та же: А. Макаревич, К. Никольский, В. Кузьмин, В. Бутусов, Е. Хавтан и др. - авторы большого количества композиций, вошедших в историю советской рок музыки, - именно гитаристы ).
Начиная с 50-х годов, шло массовое накопление гитарных «фишек», приемов, способов звукозвлечения. Развитие гитарной рок школы неразрывно связано с техническим прогрессом в области электронного гитарного оборудования. В частности, применение лампового переусиления, при котором появлялся специфический звук электрогитары, стало неотьемлимым элементом формирования звука гитары в рок музыке.
Гитара и бардовская песня
Гитара – наверное, именно этот музыкальный инструмент является символом бардовской песни и русского шансона. Так как этот инструмент имеет самое прямое отношение к авторской песни.
Пелись эти песни часто в туристических походах, у костров, и всегда под гитару. Отсюда еще один термин: поэзия под гитару или поющаяся поэзия. Основное качество такой песни – это то, что за ней всегда стоит какое–то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом.
Творческое исполнение пьесы на гитаре
Анализируя результаты опроса, я убедился в том, что мои одноклассники любят слушать музыку. Им интересно будет послушать исполнение пьесы на гитаре. Я с удовольствием сыграю для них.
Заключение
Появление прототипа гитары относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Начиная с 10-13 века нашей эры, гитара имеет общеизвестный вид и распространяется по Европе.
Родиной современной гитары считается Испания. Развитие инструмента переживало спады и взлеты. Очень широко распространена по всему миру и является одним из самых известных инструментов.
Исполнение на гитаре используется во всех музыкальных жанрах. Самое широкое использование – в джазе, рок музыке, в бардовской песне, в русском романсе.
Обучение игре на гитаре играет большую роль в развитии человека, не только как музыканта, но и влияет на воспитание таких качеств как, трудолюбие, ответственность, доброта, отзывчивость, культура поведения и общения, чувство патриотизма. Кроме этого, гитара остается носителем и хранителем лучших культурных традиций, что очень важно сейчас в современном мире.
Современные школьники интересуются музыкой разной, исполнение на гитаре тоже им интересно. Нужно чаще знакомиться с разной музыкой, исполняемой на этом инструменте. Звук гитары, перенесенный через многие столетия, продолжает привлекать внимание композиторов и слушателей. Чем чаще звучит гитара, тем больше у нее поклонников. Думаю, игра на гитаре будет интересна еще долгие годы. Гитара - мой любимый музыкальный инструмент, теперь и мои одноклассники полюбили гитару.
Список литературы
- Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1989 г. – 152 с.
- Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для муз. Вузов и уч-щ. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.
- Аверин В. А. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций. – Красноярск: гос. Ун-т.; Красноярск: КрасГУ, 2002. – 296 с.
- Как научить играть на гитаре. – М.: Издательский дом «Классика XXI», 2006. – 200 с.
- Кофанов А. Книга о гитаре. – СПб.: Питер, 2006. – 120 с.