Проект "Влияние активных занятий физической культурой на развитие учащихся"

Тематика: 
Автор: 
Небываева Наталья Алексеевна
Руководитель: 
Зенкина Наталия Александровна
Учреждение: 
МБОУ “Ижевская СОШ им. К.Э.Циолковского”
Класс: 
9

В готовом исследовательском проекте по физкультуре на тему «Влияние активных занятий физической культурой на развитие учащихся девятых классов» автор ставит цель, изучить влияние регулярных занятий спортом на развитие учащихся 9-х классов, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Подробнее о проекте:


В ученической творческой работе по физкультуре «Влияние активных занятий физической культурой на развитие учащихся девятых классов» учащаяся школы проводит оценивание показателей физического развития девятиклассников с помощью измерений и расчетных формул, осваивает методики  определения  пульса, артериального  давления, определения энергозатрат по частоте сердечных сокращений. Используя простейшие методики проводит анализ состояния сердечнососудистой системы у учащихся-спортсменов, и у учащихся, не занимающихся спортом.

В исследовательской работе (проекте) по физкультуре о физических нагрузках автор проводит опыты и оценивает высшую нервную деятельность у учащихся двух групп по состоянию кратковременной памяти, уровню внимательности и сосредоточенности, объему восприятия. На основе полученных результатов автором были разработаны рекомендации для учащихся по выполнению физических нагрузок с учетом их физического состояния.

Оглавление

Введение
1. Исследование состояния здоровья школьников.
1.1   Состояние физической культуры в РФ и в МБОУ «Ижевская СОШ им. К.Э. Циолковского».
1.2   Состояние здоровья школьников МБОУ «Ижевская СОШ им. К.Э. Циолковского».
1.3   Характеристика диагностических методов.
1.4   Описание методики исследования.
1.5   Результаты исследования.
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение


В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас.

Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше.

Длительное невнимание руководства страны к проблеме спорта и здорового образа жизни привело к снижению количества детей, занимающихся в спортивных секциях.

Цель нашего исследования - оценить с помощью тестов показатели физического и умственного развития учащихся 9-х классов МБОУ Ижевская СОШ им. К.Э. Циолковского.

и сравнить показатели в группах учащихся, активно занимающихся различными видами спорта и учащихся, не занимающихся регулярно спортом.

Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Цельработы: изучить влияние регулярных занятий спортом на развитие учащихся 9-х классов МБОУ “Ижевская СОШ им. К.Э. Циолковского”, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Объектом исследования являются показатели физического здоровья и умственного развития: масса тела, рост учащихся, объем грудной клетки, пульс, давление, внимание, память.

Предмет изучения – антропометрические данные и психические процессы учащихся 9-х классов МБОУ Ижевская СОШ им. К.Э. Циолковского.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующихзадач:

  1. Научиться оценивать показатели физического развития с помощью измерений и расчетных формул.
  2. Освоить  методики  определения  пульса,  артериального  давления, определения энергозатрат по частоте сердечных сокращений.
  3. Используя простейшие методики, научиться оценивать состояние сердечно сосудистой системы у учащихся-спортсменов, и у учащихся, не занимающихся спортом.
  4. Оценить высшую нервную деятельность у учащихся двух групп по состоянию кратковременной памяти, уровню внимательности и сосредоточенности, объему восприятия.
  5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.

Основу гипотезы составило следующее предположение: активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников.

В процессе  исследования  использовались  следующие  методы:

  • анкетирование,
  • анализ литературы,
  • объяснительно-иллюстративный метод,
  • метод практических действий,
  • индивидуальная,
  • групповая работа.

В содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.

В Работе использовались образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развитие познавательных интересов, коллективного и группового обучения.

Ожидаемые результаты: овладение учащимися диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.

Исследование проводилось в три этапа:

  1. На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся испытуемого класса по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования.
  2. На втором этапе исследования провели тестирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.
  3. На третьем этапе оформили результаты исследования.

Исследование проводилось на уроках физической культуры в 9А,9Б, 9В классах. В экспериментальную группу были включены юноши и девушки, занимающиеся различными видами спорта, в контрольную – учащиеся, не занимающиеся активно спортом.

Данная работа относится к прикладным исследованиям, в ходе выполнения работы ученики 9-х классов освоили методики определения своего физического, физиологического состояния и показателей высшей нервной деятельности. Результаты этих исследований помогли ученикам объективно оценить состояние своего здоровья и изменить количество физической нагрузки в режиме дня.

Исследование состояния здоровья школьников


С учащимися было проведено тестирование:  

  • определение объема кратковременной памяти,
  • определение внимательности и сосредоточенности,
  • функционирование нервной системы в покое.

Мы применяли тесты на выявление образной памяти и на объем механического запоминания.

Группы учащихся Тест на образную память(%) Тест «Объем механического запоминания» (баллы)
Экспериментальная группа (юноши) 67,8 7
Экспериментальная группа (девушки) 60 7,8
Контрольная группа (юноши) 64 7.7
Контрольная группа (девушки) 58 7, 8

Образная память выше у юношей и девушек спортсменов, так как для них важно оценить ситуацию на поле, запомнить ее (на небольшой промежуток времени), среагировать на меняющуюся обстановку. Показатели объема кратковременной памяти в обеих группах юношей и девушек одинаковы.

О функциональном состоянии сердца и сосудов судят по различным проявлениям их деятельности. В настоящее время используют различные функциональные пробы и физиологические тесты. Мы провели функциональные пробы по ЧСС (частоте сердечных сокращений) и по АД (артериальному давлению). Оба показателя измерялись до нагрузки, сразу после нее, через 1,5 минуты. В качестве дозированной нагрузки учащиеся выполняли 20 приседаний в высоком темпе.

Группы учащихся ЧСС до нагрузки ЧСС сразу после нагрузки ЧСС через 1 мин ЧСС через 2 мин АД до АД сразу
После нагрузки
Юноши-спортсмены 77,4 100,8 78,2 60,8 136/82 152/87
Девушки-спортсменки 72,4 113,2 71 - 131/73 139/80
Юноши-спортсмены 85 107,8 83,4 - 121/73 134/70
Девушки-спортсменки 77 119 83 120/75 130/70

ЧСС – частота сердечных сокращений

АД – артериальное давление

Анализ средних значений пульса до и после дозированной нагрузки позволяет сделать следующие выводы. Пульс у учащихся, занимающихся спортом в покое ниже, чем у учащихся, не занимающихся спортом. После нагрузки ЧСС повышается у учащихся не спортсменов сильнее и восстанавливается значительно дольше. За 1.5 мин после нагрузки пульс у девушек не спортсменок не восстановился.

Таким образом, пульс восстанавливается быстрее у учащихся, занимающихся спортом. Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. АД в покое у спортсменов немного выше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом. Во время нагрузки АД повышается у учащихся обеих групп, но время восстановления АД у спортсменов значительно меньше. У не спортсменов через 1,5 минут давление не восстановилось.

Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы у спортсменов лучше.

Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге)

Показатель задержки дыхания (с) Спортсмены (кол-во чел. / %) Не спортсмены (кол-во чел. / %)
1. Отлично (1 мин и более) 1/10% 0/0%
2. Норма (не менее 40 с) 7/70% 6/60%
3. Ниже нормы (менее 40 с) 2/20% 4/40%

Состояние дыхательной системы у спортсменов лучше, чем у учащихся, не занимающихся активно спортом. Только 2 спортсмена из десяти имеют показатель незначительно ниже нормы (35 и 39 секунд) в отличии от контрольной группы, где показатели задержки дыхания значительно ниже нормы (10, 15, 20 секунд).

Весоростовой показатель

Показатель Спортсмены (кол-во человек в %) Не спортсмены
(кол-во человек в %)
1 Норма 8/80 % 0/0%
2 Избыточный вес 0/0% 0/0%
3 Недостаточный вес 2/20% 10/100%

По результатам весоростового показателя у спортсменов вес соответствует росту у 80 % испытуемых, в отличие от контрольной группы, у которой 100% испытуемых имеет недостаточный вес. По этим результатам можно судить о достаточно развитой мышечной системе у учащихся, активно
занимающихся спортом.

Индекс пропорциональности роста (длины тела) и обхвата грудной клетки

Показатель Спортсмены (кол-во человек в %) Не спортсмены
(кол-во человек в %)
1 Крепкое телосложение 1/10% 0/0%
2 Хорошее телосложение 3/30% 0/0%
3 Среднее телосложение 2/20% 1/10%
4 Слабое телосложение 4/40% 5/50%
5 Очень слабое телосложение 0/0% 4/40%

Крепкое, хорошее и среднее телосложение в группе спортсменов имеют 60% учащихся; в группе не спортсменов лишь 10 % испытуемых имеют среднее телосложение, а 90% имеют слабое и очень слабое телосложение.

Индекс Эрисмана пропорциональности (гармоничности) конституции тела

Показатель Спортсмены (кол-во человек в %) Не спортсмены
(кол-во человек в %)
1 Норма 8/80% 3/30%
2 Недостаточная масса тела 2/20% 7/70%
3 Ожирение 0/0% 0/0%

В экспериментальной группе 80 % учащихся имеют гармоничное телосложение, в отличие от учащихся контрольной группы, где пропорционально сложенных всего лишь 30 %.

Степень развития мускулатуры

Показатель Спортсмены (кол-во человек в %) Не спортсмены
(кол-во человек в %)
1 Слабая мускулатура 0/0% 3/30%
2 Норма 3/30% 7/70%
3 Атлетическая мускулатура 7/70% 0/0%

Показателем гармоничности конституции тела является также степень развития мускулатуры. В результате измерений были получены следующие данные: у 70% спортсменов атлетическая мускулатура, у 30% - нормальная,

учащихся со слабой мускулатурой нет. В контрольной группе у 70% испытуемых нормальная мускулатура, у 30%-слабая, учащихся с атлетической мускулатурой нет.

Полученные результаты позволяют сделать вывод: уровень физического развития испытуемых, активно занимающихся спортом значительно выше, в отличие от учащихся, не занимающихся спортом в различных секциях.

Заключение

Гипотеза исследования - активные занятия спортом способствуют повышению уровня физической подготовленности школьников - подтвердилась.

1. В результате исследования было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы (спортсменов), показатели физического развития значительно выше, чем у учащихся контрольной группы.

  • Показатели состояния дыхательной системы на 20% лучше, чем у не спортсменов;
  • Вес соответствует росту у 80% спортсменов; у не спортсменов несоответствие роста весу – 100%;
  • Индекс  массы  тела  ниже  нормы        у  спортсменов  –  20%;  у  не спортсменов – 100%;
  • Индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки: у спортсменов – 80%, у не спортсменов – 30%;
  • Степень развития мускулатуры: 70% спортсменов имеет атлетическую мускулатуру, тогда как у не спортсменов этот показатель равен 0;
  • Среди учащихся, занимающихся спортом (как мальчиков, так и девочек) отсутствует очень слабое телосложение.
  • Повышение пульса и давления после дозированной нагрузки у спортсменов меньше чем у не спортсменов, а восстановление пульса до нормы происходит быстрее.
  • Образная память у спортсменов лучше, чем у не спортсменов.

2. Занятия детей спортом улучшает показатели физического развития учащихся и не вызывают отрицательного влияния на высшую нервную деятельность, включая такие понятия, как способность к обучению,

внимание, сосредоточенность, работоспособность и память.

3. Овладение диагностическими методами позволяет объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни

(заниматься физической культурой и спортом).

4. Использование экспресс методов повышают интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивирует их на его сохранение и укрепление.

Рекомендации для учащихся

1. Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием,

регулярно проходить медицинские осмотры.

2. Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек  и активно заниматься спортом.

В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Эту задачу эффективно решают занятия спортом. Для того чтобы спорт приносил радость и активные занятия различными видами спорта не нанесли вреда здоровью подростка, крайне необходимо уметь его оценивать.

Точность самооценки здоровья зависит от знания:

  • строения человеческого организма и особенностей его функционирования;
  • о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.
  • Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом.
  • Здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления

здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.

Список литературы

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов.- М.: Физкультура и здоровье, 1987.
  2. Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с.
  3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф. Базарный.- М.:Аркти,2005.
  4. Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010, 41-43 с.
  5. Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-52 с.
  6. Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: