Творческий проект "Дымковская игрушка"

Тематика: 
Автор: 
Афанасьева Алиса, Гасс Арина, Горшкова Дарья, Стебунова София
Руководитель: 
Валентина Алексеевна Суворова
Учреждение: 
МБУДО «Дом детского творчества»
Класс: 
3

В творческо-исследовательском проекте по ИЗО на тему "Дымковская игрушка" обучающиеся 3 и 4 классов углубили свои знания об истории возникновения народной дымковской игрушки, познакомились с ее видами, особенностями формы, символики и цвета, создали свои дымковские игрушки по собственному замыслу, руководствуясь народными традициями.

В процессе проведения работы над исследовательским и творческим проектом по ИЗО на тему «Дымковская игрушка» ученики 3 и 4 классов изучили тему и освоили технологию лепки, последовательность и особенности ее росписи, нарисовали эскиз задуманного образа. Авторы определили, что каждый ребенок сможет вылепить глиняную дымковскую игрушку по–своему замыслу и затем расписать ее, руководствуясь народными традициями.

Подробнее о работе:


В готовом творческом проекте на тему «Дымковская игрушка» авторы сделали выводы о том, что данная исследовательская работа помогла им приоткрыть тайны народного творчества, самим испытать себя в роли народных мастеров, получив хороший результат: красивую дымковскую игрушку, почувствовать удовлетворенность, чувство гордости за свою Родину и талантливый народ. Их игрушки имеют и прикладную ценность, так как ими можно украсить свою комнату, использовать как подарок, применить как учебное пособие для обучения других ребят этому прекрасному творческому занятию.

Оглавление

1. Введение
1.1. Актуальность проекта
1.2. Проблема проекта
1.3. Цель проекта
1.4. Задачи проекта
1.4. Объект исследования
1.5. Предмет исследования
1.6. Гипотеза исследования
2. Основная часть
2.1. Теоретический обзор
2.1.1. История возникновения дымковской игрушки. Возрождение промысла дымковской игрушки
2.1.2. Технология изготовления дымковской игрушки
2.2.3. Характерные особенности лепки дымковской игрушки
2.2. Методика исследования
2.2.1. Этапы творческо–исследовательского проекта
2.2.2. Формы работы и методы исследования
2.3. Практическая часть. Результаты. Достижения
3. Заключение
3.1. Выводы
4. Список информационных источников
Приложение №1
Приложение №2

Введение


Наша учебно - исследовательская работа посвящена Дымковской игрушке. А все началось на занятии изостудии в детском объединении «Радуга». Мы знакомились с особенностями формы и цвета игрушки. С интересом разгадывали тайны народных узоров, рисовали эскизы, а затем лепили игрушку своими руками. Эта работа нам очень понравилась.

Когда мы выступали, представляя свои работы товарищам, то захотелось узнать еще больше об этих игрушках, слепить другие фигурки, более сложные по исполнению, но для этого нужно было больше знать о технологии лепки и о характерных особенностях ее росписи, уметь создавать узоры по – собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приёмом тычка). Узнать историю возникновения промысла народной дымковской игрушки.

1.1 Актуальность проекта:

Наше национальное, декоративно - прикладное искусство России исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему они стали развиваться? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя творческий проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно, не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается. Мы поставили цель: открыть тайны дымковской игрушки и научиться ее создавать.

1.2. Проблема проекта

«Игрушка, в которую никто не играет...» Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь тайны символов древних славян, так или иначе отраженных в дымковской игрушке.

1.3. Цель проекта

Изучить историю возникновения народной дымковской игрушки, познакомиться с ее видами, особенностями ее формы, символики и цвета, создать свою дымковскую игрушку по – собственному замыслу, руководствуясь народными традициями.

Задачи проекта:

  • Узнать историю возникновения дымковской игрушки;
  • Познакомиться с ее видами, особенностями их формы, символики и цвета;
  • Узнать тайну технологии лепки и росписи народной игрушки;
  • Развивать художественный вкус, учиться видеть красоту и выразительность образной передачи отдаленного прошлого и современности в игрушках;
  • Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к тра- дициям народа;
  • Вылепить и расписать своими руками дымковскую игрушку, по – собственному замыслу;
  • Поделиться своими достижениями с окружающими.

Вид проекта: творческо–исследовательский, длительность – два месяца.

1.4. Объект исследования: народная дымковская игрушка

Предмет исследования: особенности технологии создания дымковской игрушки, материалы и инструменты, необходимые для ее изготовления; лепка и роспись игрушки с учетом ее разновидностей.

Гипотеза: если изучить тему и освоить технологию лепки, последовательность и особенности ее росписи, нарисовать эскиз задуманного образа, то каждый ребенок сможет вылепить глиняную дымковскую игрушку по – своему замыслу и затем расписать ее, руководствуясь народными традициями.

2. Основная часть

2.1. Теоретический обзор

2.1.1. История возникновения Дымковской игрушки. Возрождение промысла «Дымка»


Где же родилась Дымковская игрушка? Нас очень заинтересовал этот вопрос. И мы узнали, что действительно, в Дымковской слободе, что недалеко от Вятки, и родилась Дымковская игрушка. Слободе Дымково почти 500 лет.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Эту игрушку называют “Дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали её – «Дымково». Отсюда и название игрушки.

Как возник этот вид промысла?
В селе любили песни и пляски,
В селе рождались чудо-сказки
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины –
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.

Оказывается игрушечный промысел в Вятке возник в глубокой древности. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже Свистуньей.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – Свистопляска,
Город весь пустился в пляс!

На гулянье «свистопляска» люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них, перекидывались расписными глиняными шариками. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окно. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей". В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник [4].

А для чего нужна Дымковская игрушка? Есть игрушки, в которые играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным - давно, тысячу лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
Возрождение Дымковской игрушки.

Перечитывая собранный материал, мы узнала, что дымковская игрушка могла исчезнуть с лица земли. И тогда ни мы, ни наши друзья не могли бы наслаждаться красотой этого удивительного творения.
И снова передо нами встал вопрос: кому же быть благодарными за сохранение Дымковской игрушки? Исследуя этот вопрос, мы узнали, что возрождение промысла связано с именами - А.А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приёмы лепки и росписи игрушек, и художника А.И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле.

В работах А.А. Мезриной видна приверженность традициям старых Дымковских игрушечниц. Её фигурки монолитны, чётки по форме, без мелкой деталировки. Как правило, крупный, лаконичный орнамент написан в приглушённых тонах. Помимо традиционных барынь, солдат да нянек, она придумывала свои собственные персонажи, подсмотренные на лубочных картинках, - «Учебный медведь», «Коза в сарафане», «Скоморох на козле». Своими работами А.А. Мезрина заинтересовала двух своих дочерей и некоторых соседок, которые взялись за забытое мастерство. С ними вместе и вошла она в 1933 году в артель «Вятская игрушка». В 1934 ей было присвоено звание Герой Труда, а в Горьком открылась её персональная выставка.

Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на тему русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране, но и во всём мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несёт людям радость [4].

2.1.2. Технология изготовления дымковской игрушки


Нам предстояло слепить Дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки – чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили её до получения однородной массы.

Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и – мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. При остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

Ныне мастера Дымковской игрушки живут в Кирове и работают в светлых, просторных художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, обеспеченны всеми материалами и инструментами, вплоть до электрических муфельных печей, в которых производится обжиг игрушек. Традиционная система росписи сохраняется. Однако художники осваивают новые современные сюжеты, отражающие наш сегодняшний быт.

Если вы хотите слепить животного, то должны знать, что все животные лепились из жгута. Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяя на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали. Чтобы фигурка была выразительной и красивой, мастера прикрепляли к основной форме гриву, рога, ушки.
Барышню лепили иначе. Её лепили из конусообразной формы вытягиванием глины для головы, а затем прикрепляли дополнительные детали.

2.1.3. Характерные особенности лепки и росписи дымковской игрушки.

Игрушки мы слепили. Но передо нами встал новый вопрос: а как ее раскрасить. Ведь, наверное, у Дымковской игрушки есть свой наряд? Мы стала изучать и этот вопрос. Тайна элементов узоров дымковской игрушки увела нас в далекое прошлое, к древним образам, очень важным для человека нашей старины, которые он изображал с помощью символов.
Древние образы в современных народных игрушках.

Образ – вид, внешность, фигура, очертание (в чертах или в плоскости); подобие предмета, его изображение[1]. Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», — говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами — символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

Посмотрите, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Посмотрите, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы, тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки... На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.
Это краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.
Способы изготовления игрушки.

Для производства Дымковской игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).

Вспомним методы лепки:

  1. Вытяжка. Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела - шею, руки, ноги - до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, украшают игрушку накладными деталями.
  2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.

А теперь внимательно рассмотрим декор игрушек. Необычайно ярка дымковская игрушка-свистулька в своих пестрых декоративных «одеждах» - узорах, нанесенных прямо на поверхность обожженной глины. Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы и кружочки.

Перед тем как украсить дымковскую игрушку, мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Основные элементы геометрического орнамента дымковской игрушки (круги, овалы, клетки, полоски, точки), на то, как они выстраиваются в узор, на яркость красок. В росписи используют желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный цвета.

Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.
Каждая мастерица, пользуясь традиционным для данного промысла набором декоративных элементов и цветов, всегда привносит элемент творчества в это яркое, веселое искусство.

2.2. Методика исследования

2.2.1. Этапы творческо – исследовательского проекта:


1. Поисковый.
1.1. Моделирование идеальной ситуации;
1.2. Анализ имеющейся информации;
1.3. Определение и анализ проблемы;
1.4. Определение потребности в информации;
1.5. Сбор и изучение информации:

  • История возникновения народной игрушки;
  • Виды «Дымки»;
  • Технология изготовления дымковской игрушки;
  • Приемы лепки;
  • Характерные особенности росписи игрушки;
  • Элементы дымковского узора;
  • Значение цвета в создании образа народной игрушки.

2. Аналитический.
2.1. Постановка цели проекта;
2.2. Определение задач проекта;
2.3. Определение способа разрешения проблемы;
2.4. Анализ рисков;
2.5. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
2.6. Анализ ресурсов;
2.7. Планирование продукта проекта;
2.8. Анализ имеющейся информации;
2.9. Определение потребности в информации;
2.10. Сбор и изучение дополнительной информации.
3. Практический. Этапы создания игрушки. Выполнение плана работы над проектом:
3.1. Выполнение эскиза дымковской игрушки:

  • прежде чем начать изготовление игрушки из глины, мы сделали эскиз на альбомном листе, сначала нарисовав его простым карандашом, и затем в цвете;
  • работали гуашевыми красками, так как она хорошо ложится на бумагу и на глиняную поверхность. Каждый руководствовался традициями народных дымковских мастеров. Главная особенность «Дымки» заключается в том, что она добрая и нарядная, поэтому ее основные цвета: красный, синий, оранжевый, коричневый и белый.

3.2. Лепка игрушки:

  • подготовка глины для лепки – важный этап, т.к. глину необходимо хорошо размять, придав ей пластичное состояние (в виде теста);
  • лепка основы – тела игрушки;
  • лепка деталей (детализация образа игрушки), элементов украшения.

3.3. Сушка изделия;
3.4. Обжиг игрушки;
3.5.Беление поверхности игрушки;
3.6. Роспись игрушки:

  • выделение цветом крупных фоновых элементов росписи (полос, квадратов, кругов и т.д.);
  • роспись мелких элементов декора игрушки;
  • соблюдение правил последовательности нанесения элементов декора игрущки с учетом используемых цветов;
  • подчеркивание - выделение черным цветом, тонким контуром, точкой, волной, завитком отдельных деталей росписи игрушки.

3.7. Текущий контроль, осуществляемый по ходу выполнения этапов создания игрушки.
4. Презентационный.
4.1. Предварительная оценка продукта проекта;
4.2. Планирование компьютерной презентации, отражающей содержание творческо–исследовательского проекта «Дымковская игрушка», подготовка презентационных материалов;
4.3. Компьютерная презентация продукта проекта;
4.2. Демонстрация презентации проекта.
5. Контрольный.
5.1 Анализ результатов выполнения проекта;
5.2. Оценка продукта результата проекта;
5.3. Оценка результата продвижения (достижений обучающихся, полученных в ходе выполнения проекта).
2.2.2 Формы работы:
Занятия, беседы, познавательные рассказы педагога, организация выставки
творческих работ обучающихся «Мир глазами детей» на базе школы МБОУ «СОШ им. В.В. Бианки», участие и посещение городской выставки декоративно – прикладного творчества «Мастерство и вдохновение».

Взаимодействие с родителями
Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей";
Консультация для родителей "Творческо – исследовательский проект» (требования к его выполнению);
Предоставление информации родителям на тему "Влияние народного промысла ("Дымка") на эстетическое воспитание детей младшего –школьного возраста".

Деятельность педагога
Подбор литературы о народном промысле "Дымка", иллюстраций и поделок (дымковских изделий);
Оформление выставки «Мир глазами детей» (на протяжении проекта);
Изготовление плоскостных силуэтов, шаблонов дымковских игрушек.

Методы творческо-исследовательского проекта:

  • Анкетирование;
  • Метод экспресс – исследование (эта форма предполагает групповое участие обучающихся в проекте. Суть деятельности ребят с использованием этого метода, в данном проекте, сводится к тому, что участники проекта оперативно проводят кратковременное, в данном случае. теоретическое, исследование по теме проекта;
  • Поисковый метод;
  • Сбор, анализ полученной информации;
  • Моделирование (выполнение эскиза, шаблона, простейшей модели сюжетной игрушки, например: «Карусель» и т.д.);
  • Эксперимент (процесс замеса глины, определение ее вязкости и эластичности);
  • Наблюдение (процесс сушки игрушки);
  • Анализ качества продукта проекта;
  • Социологический опрос (изучение актуальности, привлекательности дымковской игрушки для взрослых и ребят разных возрастов).

Нам было интересно узнать:

  1. Где родилась дымковская игрушка?
  2. Как возник этот вид промысла?
  3. А для чего нужны дымковские игрушки?
  4. Особенности производства дымковской игрушки.
  5. Возрождение дымковской игрушки.
  6. Порядок лепки игрушки.
  7. Ознакомление с особенностями росписи игрушки.

Выполняя проект, мы много узнали нового о дымковской игрушке, ответили на интересующие нас ранее вопросы о дымковской игрушке и узнали много полезного и интересного. Ребята нашей группы лепили разные игрушки: Даша и Арина - барашеков, София – индюшку, Руслан – динозавра, а Алиса создавала образ Берегини.

2.3. Практическая часть. Выводы. Результаты. Достижения


Практическая часть работы состояла из 3х этапов.
На первом этапе Валентина Алексеевна провела с нами анкетирование, в котором мы отвечали на вопросы о том, что мы знаем о Дымковских игрушках и приходилось ли нам выполнять творческо – исследовательский проект (см. приложение №1). Стало понятно, что нам многое нужно познать и научиться. В результате анкетирования ребят было зафиксировано, что из 8 обучающихся нашей группы 70% ребят мало знают о Дымковской игрушке.

Например,

  • слышали о Дымковской игрушке – все;
  • узнать её среди других смогли 5 человек;
  • особенности без труда перечислили 3 человека. Особую трудность у нас вызвал второй вопрос, так как не смогли отличить Дымковскую от других видов игрушек.

Итоговый результат определен:
Высокий уровень – 0%
Средний уровень – 30%
Низкий уровень – 70 %.

Анализируя результаты, полученные в процессе проведения анкетирования, сделан вывод, что нам не хватает знаний и умений по данной теме.

Второй этап.
В ходе второго этапа было проведено: 6 занятий с целью повышения знаний о Дымковской игрушке. Беседы, просмотр иллюстраций, презентаций о народной игрушке из Дымковской слободы, значительно обогатили наши представления о «Дымке». На первом занятии мы «отправлялись в путешествие, в Дымковскую слободу», рассказ педагога об истории возникновения русского декоративно-прикладного искусства и в частности, дымковской игрушке, о процессе ее рождения, месте и ее роли в жизни русского народа, сопровождаемый показом иллюстраций, наполнил наши представления знаниями и образами о «дымке». Наше внимание было обращено на особенности пластики, на «украшательство», используемое при лепке игрушек, на цвета, которые присутствуют в росписи.

На втором и третьем занятиях нас знакомили с деталями узора дымковской игрушки, учили приемам росписи, составления узора в полосе, выполнения эскиза дымковской игрушки. Рассматривая дымковскую игрушку, мы пришли к выводу о том, что в ней является главным, что составляет основу узора и в какой цветовой гамме должен быть выполнен декор игрушки.

На четвертом уроке «Лепка дымковской игрушки» мы продолжали знакомиться с различными видами дымковских игрушек, и осваивали технологию лепки, как можно вылепить, к примеру, барышню, какие приемы при этом применять, обращали внимание на соразмерность всех частей туловища образа. При оценке мы обратили внимание на то, что игрушки у всех получились разные, у каждой имеются свои индивидуальные особенности. Каждый сказал несколько слов о своей любимице. Ребята немного пофантазировали, представляя свой замысел.

Тема пятого и шестого занятий: «Роспись дымковской игрушки». Мы продолжили знакомиться с элементами дымковского орнамента, беседовали об особенностях дымковского узора, отмечая, что на нем есть круги, кольца, линии – прямые и волнистые, которые могут составлять квадраты. Еще раз обсудили выбор цветов для составления узоров. Познакомились с понятием «композиция», получили представления о композиционном построении. Затем, используя дымковские мотивы, самостоятельно по – своему эскизу расписали свои игрушки.

В нашей школе, МБОУ «СОШ №4 им. В.В.Бианки», подготовлена выставка «Мир глазами детей» с нашими работами, изображающими дымковские игрушки.

Главными достижениями проделанной работы в ходе нашего творческо – исследовательского проекта мы считаем следующее:

  1. Мы получили огромное удовольствие от творчества, порадовались нашим успехам, открытиям и получили удовлетворение от прикосновения с этой красотой. Наши игрушки стали отзывом на подарки мастериц из прошлого, которые оставили для нас дымковские мастера. Наш интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства возрос, захотелось сделать еще больше сюрпризов для наших близких в виде дымковских игрушек, чтобы можно было каждый день ими любоваться.
  2. Наши представления, знания и умения о дымковских игрушках стали более полными, яркими, практически освоенными. Каждый, после создания своей игрушки, мог легко рассказать о ее особенностях, отличить Дымку от других видов народной глиняной игрушки.
  3. Умения создавать выразительные узоры на бумаге и в объемных скульптур- ных образах, при этом чувствовать форму игрушки, ритм, симметрию, настроение и доброту дымковского узора.
  4. С этой целью и проводились с нами наши занятия и внеклассные мероприятия. Наш педагог нас похвалила.

Третий этап.
По окончании второго этапа работы было повторно проведено анкетирование.
Сравнительный анализ показал, что количество ребят со средним уровнем почти осталось неизменным, при этом изменились показатели высокого и низкого уровней.
Высокий уровень – 70%
Средний уровень – 30%
Низкий уровень - 0%.

По итогам нашей работы и результатам анкетирования мы сделали вывод:
Изучение народных промыслов и создание своих дымковских игрушек дали нам возможность почувствовать, что мы научились лепить игрушки по – своему замыслу, руководствуясь народными традициями. Они у нас получились красивыми, нарядными и самое главное - добрыми. Нам было интересно творить и познакомиться с традициями дымковских мастеров - талантов нашей Родины.

Заключение

Мы считаем, что это исследование во многом пополнило наши знания. Для нас работа была интересной, увлекательной. Мы не только много узнали, но и в результате своих исследований научились делать дымковские игрушки. Мы поняли, что работать над творческо – исследовательским проектом непросто, но мы были не одни. В процессе творчества, когда мы создавали наши дымковские игрушки, и в период работы над теоретической частью проекта, презентацией, нашим руководителем, помощником была наш педагог Суворова Валентина Алексеевна.

Большую помощь оказали наши родители: Стебунова Людмила Викторовна, Гасс Ольга Анатольевна, Горшкова Елена Александровна и Афанасьев Дмитрий Борисович. Афанасьева Алиса при выполнении проекта проявила свои способности наставника, нашего друга и помощника. Вместе преодолевали трудности и достигали поставленной цели: вылепить свою дымковскую игрушку. Цель достигли, наши игрушки удались, потому что они получились красивыми и добрыми.

На основе проведенного исследования установлено, что работа над изготовлением дымковской игрушки может:

  • Развивать творческие способности человека, значит мы становимся более талантливыми, мастеровитыми.
  • Благотворно влиять на нервную систему – успокаивать нас, снимать напряжение, восстанавливать наше настроение, если оно у нас испортится;
  • Развивать наши пальчики, а именно мелкую моторику, как говорит наш педагог.

Таким образом, в результате проведенной нами работы была достигнута цель, исполнены задачи исследования, подтверждена выдвинутая нами гипотеза что, если изучить тему и освоить технологию лепки и последовательность и особенности ее росписи, нарисовать эскиз задуманного образа, то каждый ребенок сможет вылепить глиняную дымковскую игрушку по–своему замыслу и затем расписать ее, руководствуясь народными традициями . Сделаны выводы:

Данная работа помогла нам приоткрыть тайны народного творчества, самим испытать себя в роли народных мастеров, получив хороший результат: красивую дымковскую игрушку, почувствовать удовлетворенность, чувство гордости за свою Родину и талантливый народ. Наши игрушки имеют и прикладную ценность, так как ими можно украсить свою комнату, подарить в подарок, использовать как учебное пособие для обучения других ребят этому прекрасному творческому занятию.

Дымковская игрушка стала одним из брендов, подчеркивающим самобытность, насыщенную и древнюю историю нашего народа. Благодаря своей простой пластике, лаконичности узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков и изделий из глины. Колоритные наряды дымковских барышень нашли отражение в коллекциях современных модельеров. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего, детских) произведениях.

Мы убедились на собственном опыте и можем утверждать, что сегодня дымковскую игрушку может изготовить любой человек, не имеющий специального образования, даже ребенок, если он сильно постарается: познакомиться с историей возникновения народной дымковской игрушки, освоит технологию изготовления и украшения Дымки. Правильно подготовит необходимые для этого вида творчества материалы и принадлежности и самое главное, нужно иметь: знания, умения, фантазию и терпение. Кроме того, в процессе выполнения проекта, нас заинтересовала стоимость необходимых для работы материалов и принадлежностей.


Мы их перечислили и осуществили примерный расчет:

Наименование материалов и принадлежностей Единица измерен Кол-во Цена (руб.) Сумма (руб.)
1 Карандаш простой шт. 1 30 30
2 ластик шт. 1 10 10
3 Бумага для ксерокса (белая) Лист ФА- 3 5 5 25
4 Гуашь набор (12цвет.) коробка 1 380 380
5 Кисть №1(синтетик, белка) шт. 1 150 80
6 Кисть №3(синтетик, белка) шт. 1 220 110
7 Кисть№8(синтет., белка.) шт. 1 350 160
8 Палитра пластиковая шт. 1 50 35
9 Баночка для воды (пласт) шт. 1 35 35
10 Салфетка (тканев.) шт. 1 25 25
11 Глина скульптурная( 2кг.) упаковка 0,5 220 150
12 Набор стеков шт. 1 50 50
13 Доска для лепки шт. 1 100 50
14 Точилка для карандаша шт. 1 35 20
15 Целофановый мешочек шт. 1 0.10 0.10
Итого: 1161

В итоге, мы думаем, что 1000 рублей будет достаточно, чтобы почувствовать себя творцом и изготовить дымковскую игрушку.

Мы считаем, что это исследование во многом пополнило наши знания. Для нас работа была интересной, увлекательной. Мы не только много узнали, но и в результате своих исследований научились делать дымковские игрушки. Мы поняли, что работать над творческо–исследовательским проектом непросто, но мы были не одни. В процессе творчества, когда мы создавали наши дымковские игрушки, и в период работы над теоретической частью проекта, презентацией нашим руководителем, помощником была наш педагог Суворова Валентина Алексеевна.

Большую помощь оказали наши родители: Стебунова Людмила Викторовна, Гасс Ольга Анатольевна, Горшкова Елена Александровна и Афанасьев Дмитрий Борисович. Афанасьева Алиса при выполнении проекта проявила свои способности наставника, нашего друга и помощника. Вместе преодолевали трудности и достигали поставленной цели: вылепить свою дымковскую игрушку. Цель достигли, наши игрушки удались, потому что они получились красивыми и добрыми.

Вывод:
На основе проведенного исследования установлено, что работа над изготовлением дымковской игрушки может:

  • Развивать творческие способности человека;
  • Благотворно влиять на нервную систему – успокаивает нас, снимает психическое напряжение, восстанавливает положительно - эмоциональный настрой;
  • Развивать наши пальчики, а именно мелкую моторику, как говорит наш педагог.

Таким образом, в результате выполнения проекта на тему "Дымковская игрушка", была достигнута цель исследования, выполнены задачи и в целом подтверждена правильность выдвинутой нами гипотезы. Сделаны выводы:

Данная исследовательская и творческая работа на тему "Дымковская игрушка" помогла нам приоткрыть тайны народного творчества, самим испытать себя в роли народных мастеров, получив хороший результат: красивую дымковскую игрушку, почувствовать удовлетворенность, чувство гордости за свою Родину и талантливый народ. Наши игрушки имеют и прикладную ценность, так как ими можно украсить свою комнату, использовать как подарок, применить как учебное пособие для обучения других ребят этому прекрасному творческому занятию.

Список информационных источников

  1. Изготовление дымковской игрушки."Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг.
  2. Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е. // Народное творчество. - 2007. - №2. - С. 50 - 53.
  3. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) / Берсенева Л.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - C. 58-63.
  4. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Дайн Г.Л. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 190 с.
  5. Народное искусство: художественные промыслы СССР : фотоальбом / Сост. Б. М. Носик. - М.: Планета, 1987. - 235 с.
  6. Конышева Н.М. Секреты мастеров.- Издательство Ассоциация XXI век,2001.
  7. Паньшина. Декоративно-прикладное искусство Издательство: Минск: Народная асвета,1975 - 112с.
  8. 8 Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб. заведений / П. И. Уткина, Н. С. Королева. - М. : Высш. шк., 1992. - 159.
  9. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник РСФСР, 1988. - 332 с.

Приложение №1

Анкета «Знаешь ли ты?»
1. Слышал ли ты о Дымковских игрушках?
Да нет не знаю
2. Смог бы узнать Дымковские игрушки среди других? (были предложены Филимоновские, Городецкие и Дымковские).
Да нет не знаю
3. Дымковская игрушка отличается в процессе лепки от других глиняных игрушек своей формой и сложностью деталей?
Да нет не знаю ( как?)
4. Дымковская игрушка отличается в процессе росписи от других глиняных игрушек своми элементами росписи и сложностью их деталей?
Да нет не знаю
5. Хотел бы ты сам научиться лепить и расписывать дымковскую игрушку? игрушку
Да нет не знаю

Приложение № 2

Наши работы

дымковская игрушка Курочка

Стебунова София «Курочка»

дымковская игрушка Лошадка

Горшкова Дарья «Лошадка»

дымковская игрушка Котик

Афанасьева Алиса «Котик»

дымковская игрушка Курица

Гасс Арина «Курочка»


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет