Проект "Специфика творческого метода Пабло Пикассо"

Тематика: 
Автор: 
Богатов Ярослав Романович
Руководитель: 
Лариса Николаевна Живилова
Учреждение: 
МБОУ "Гимназия №5" г. Рязань
Класс: 
8

В работе над исследовательским и творческим проектом по изобразительному искусству "Специфика творческого метода Пабло Пикассо" ученик 8 класса углубил свои знания о социокультурных предпосылках и особенностях западноевропейской живописи начала ХХ века, а также выявил отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве П. Пикассо.

В процессе работы над творческим проектом по ИЗО на тему «Специфика творческого метода Пабло Пикассо» обучающийся 8 класса раскрыл стилевое своеобразие творческого наследия П. Пикассо, а также проанализировал образы и их выражение в живописи великого художника.

Подробнее о проекте:


В готовом исследовательском проекте по ИЗО на тему «Специфика творческого метода Пабло Пикассо» учащийся 8 класса сделал выводы о том, что социокультурными предпосылками западноевропейской живописи начала XX века можно считать особенности общей атмосферы переломной эпохи не только в социально-политической, но и в духовной жизни.

Содержание творческой и исследовательской работы по ИЗО о специфике творческого метода Пабло Пикассо отражает изучение стилевого своеобразия творческого наследия художника П. Пикассо, различных образов и их выражения в живописи величайшего художника. В проекте сформулировано заключение с выводами по работе, приведен библиографический список использованной литературы.

Оглавление

Введение
Глава I. Становление творческого метода П. Пикассо в контексте развития западноевропейской живописи начала XX века
1.1. Социокультурные предпосылки и особенности западноевропейской живописи начала XX века
1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве П. Пикассо
Глава II. Индивидуальность творческого метода П. Пикассо
2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия П. Пикассо
2.2. Образы и их выражение в живописи художника
Заключение
Библиографический список

Введение


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что творчество Пабло Пикассо – художника крупного и разностороннего дарования, с творчеством которого рязанские школьники ознакомились на передвижной выставке «Красота спасет мир», где он был представлен репродукцией с картины «Девочка на шаре», после чего у них возникло желание изучить специфику творческого метода художника.

Испанский художник и скульптор, превосходный живописец, великолепный рисовальщик, виртуозно владевший смешанной техникой. Пикассо оставил значительный след в истории искусства. Изобретатель новых форм живописи, новатор стилей и методов, и один из наиболее плодовитых художников в истории. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ.

С именем П. Пикассо связана эпоха нового художественное направление в европейском изобразительном искусстве начала ХХ в., ставившее своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением и организация их в другом порядке в новую форму.

Так, объектом нашего исследования является творческое наследие П. Пикассо, а предметом – специфика творческого метода художника.

Цель работы – проанализировать особенности творческого метода П. Пикассо.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить социокультурные предпосылки и особенности западноевропейской живописи начала ХХ века;
  2. Выявить отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве П. Пикассо;
  3. Раскрыть стилевое своеобразие творческого наследия П. Пикассо;
  4. Проанализировать образы и их выражение в живописи художника.

Специфика объекта исследования, поставленные цели и задачи определили необходимость использования следующих методов:

  • ретроспективного анализа, используемого для раскрытия социокультурных предпосылок и особенностей западноевропейской живописи начала XX века;
  • биографического – для раскрытия особенностей творческого метода П. Пикассо;
  • аналитического – для работы с источниками по проблеме исследования и работами художника;
  • описательного – для отражения живописного материала, послужившего основой исследования.

Методологической основой работы послужили труды: М. В. Зубова, Р. Пенроуз, Н. П. Ледовских.
Степень разработанности проблемы. Социокультурные предпосылки западноевропейской живописи начала XX века освещаются ряд исследований таких деятелей, как М. В. Зубова. Наиболее глубоким является труд Р. Пенроуз, которая исследует все его творчество и каждый период в отдельности, выявляя особенности творческого метода художника, его мироощущение.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования материалов данного исследования в процессе преподавания дисциплин МХК в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях.
Структура данной исследовательской работы включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение, библиографический список и приложения.

Глава I. Становление творческого метода П. Пикассо в контексте развития западноевропейской живописи начала XX века

1.1. Социокультурные предпосылки и особенности западноевропейской живописи начала XX века


Художественная культура конца XIX – начала XX века характеризуется множеством платформ и направлений. Два жизненных символа, два исторических понятия – «вчера» и «завтра» – явно доминировали над понятием «сегодня» и определяли собою границы, в которых происходило противоборство различных идей и концепций «Революции и войны 20 столетия, глубокие изменения в политической, экономической, общественной жизни стран Западной Европы не могли не сказаться на искусстве.

В эту эпоху в противовес традиционной реалистической живописи возникает совершенно новое явление в искусстве, утверждающее другой подход к изображению действительности и получившее название модернизм.

В отличие от своих современников-реалистов, представители нового искусства не стремились к достоверной передаче окружающего мира. Главным для них было самовыражение. С помощью художественных средств модернисты пытались донести до зрителя свои чувства и настроения. Начало этому явлению было положено еще в конце XIX в. французскими импрессионистами. Их живописную манеру подхватили мастера-постимпрессионисты.

Искусство модернизма не является целостным, оно разделено на направления, разнообразные по средствам выражения и по своим целям. Некоторые из них весьма значительно отличаются друг от друга. Многие художники-модернисты создавали группировки, имевшие собственные программы. Иногда мастера переходили из одного такого объединения в другое. Нередко они создавали произведения, в которых обнаруживались черты разных направлений.

Модернисты перестали следовать старым традициям в живописи, что вызвало множество споров между сторонниками и противниками нового искусства. Особые нарекания со стороны критики вызывала техническая сторона произведений: нередко художники игнорировали такие важнейшие свойства живописи, как точность рисунка, соответствие красок естественным природным цветам и т. д.

Благодаря телевидению, журналам, альбомам репродукций, международным выставкам художественные направления очень быстро распространяются по всему миру. С такой же скоростью они устаревают, и на их месте возникают новые течения. Известные живописцы и графики различных национальностей живут и работают в крупных художественных центрах. Прежде центром модернизма был Париж, позднее к нему присоединились Лондон и Нью-Йорк. Искусство модернизма интернационально, по этой причине его направления не разделяют по странам».

Таким образом, социокультурными предпосылками западноевропейской живописи начала XX века можно считать особенности общей атмосферы переломной эпохи не только в социально-политической, но и в духовной жизни. Потрясения, которые были за сравнительно небольшой исторический период, нашли свое выражение в возросшем интересе к личности, ее духовному миру и, наоборот, в снижении внимания к проблеме социального в искусстве.

К особенностям искусства данного периода, в том числе – живописи, можно отнести сочетание старого и нового, уходящего и нарождающегося, переплетение традиционного и новаторского, иными словами, произошло уникальное сочетание реалистических тенденций уходящего XIX века и новых художественных направлений наступающего XX столетия.

1.2. Отражение личностных характеристик и биографических фактов в творчестве П. Пикассо

Пабло Пикассо- французский художник, испанец по происхождению, родился 25 октября 1881 г. в Малаге (Испания).
Живописи учился сначала у своего отца X. Руиса, затем в школах изящных искусств: в Ла-Корунье (1894—1895 гг.), Барселоне (1895 г.) и Мадриде (1897— 1898 гг.).

С 1904 г. Пикассо почти постоянно жил в Париже.
Первые его значительные произведения относятся к 10-м гг. XX в. Картины «голубого периода» (1901—1904 гг.) написаны в сумрачной гамме голубых, синих и зелёных тонов.
В работах «розового периода» (1905—1906 гг.) преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки. Оба цикла посвящены теме трагического одиночества слепых, нищих, бродяг, романтической жизни странствующих комедиантов («Старый нищий с мальчиком», 1903 г.; «Девочка на шаре», 1905 г.).

В 1907 г. Пикассо создал полотно «Авиньонские девушки», ознаменовавшее решительный разрыв с реалистической традицией и переход в лагерь художников, исповедующих авангардизм.
Увлечение африканской скульптурой приводит его к основанию нового направления — кубизма. Пикассо разлагает предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, превращая реальность в игру отвлечённых деталей («Дама с веером», 1909 г.; портрет А. Воллара, 1910 г.).

С середины 10-х гг. XX вв. он начинает экспериментировать с фактурами, используя в произведениях обрывки газет, кусок скрипки и т. д. Коллаж «Бутылка аперитива» (1913 г.) и композиция «Три музыканта» (1921 г.) завершают период кубизма, и в творчестве Пикассо возникают неоклассические тенденции. Это нашло отражение в таких работах, как «Три женщины у источника» (1921 г.), «Мать и дитя» (1922 г.), иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия (1931 г.), серия «Мастерская скульптора» (1933—1934 гг.). В неоклассицизме Пикассо преобладают настроения сказочной идиллии и графическое изящество линий.

В 10—20-х гг. XX в. Пикассо создаёт также множество рисунков, на которых представлены образы людей из народа («Рыбак», 1918 г.; «Отдыхающие крестьяне», 1919 г.).

Со второй половины 30-х гг. его творчество всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий («Плачущая женщина», 1937 г.; «Кот и птица», 1939 г.). В 1936—1939 гг. Пикассо становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом. В это время рождается серия «Мечты и ложь генерала Франко» (1937 г.). Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно «Герника» (1937 г.).

В годы Второй мировой войны Пикассо оставался в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимал участие в движении Сопротивления. В 1944 г. художник вступил в ряды
Французской коммунистической партии. В работах послевоенного времени преобладают антивоенные сюжеты («Голубь мира», 1947 г.; панно «Мир» и «Война», 1952 г.).

Со второй половины 40-х гг. творчество Пикассо становится наиболее разнообразным. Помимо станковых живописных произведений, в которых художник возвращается к античным мотивам или пародирует картины старых мастеров (например, «Менины» Д. Веласкеса), он работает и как скульптор («Человек с ягнёнком», бронза, 1944 г.), керамист (около 2000 изделий), график.
В 1950 г. Пикассо был избран во Всемирный совет мира.

Умер 8 апреля 1973 г. в Мужене.
Таким образом, совокупность личностных характеристик и биографических фактов жизни явились основой, на которой развивалась творчество Пикассо и нашло отражение в наиболее значимых работах.

Глава II. Индивидуальность творческого метода П. Пикассо

2.1. Стилевое своеобразие творческого наследия П. Пикассо


С творчеством П. Пикассо связывают возникновение «кубизма», во французском искусстве 1900-1910 г.г.
Художественное направление в европейском изобразительном искусстве начала ХХ в., ставившее своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, разложение реальных предметов на части в соответствии с их внутренним строением и организация их в другом порядке в новую форму. Название этому направлению дали за внешнее сходство живописи кубистов с простыми геометрическими телами – шаром, конусом, призмой, кубом.

В истории кубизма Пикассо принято выделять три периода.
1) Сезанновский (1907-1909). В картине сезановского периода «Авиньонские девицы» (1907г.), геометризация форм подчеркивает устойчивость, предметность мира, массивные объемы как бы раскладываются на плоскости холста, цвет выделяет отдельные грани предмета.

2) Аналитический (1909-1912). «Три женщины» (1909г.), «Воллар» (1910г) предмет дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости, которые четко отделяются друг от друга, используется ограниченный набор красок. Изображение одного и того же предмета показывается с разных сторон одновременно во многих ракурсах. Это приводит к ритмической игре форм, плоскостей, объемов. Изображение словно расплывается на холсте.

3) Синтетический кубизм (1913-1914). Предпочтение отдается декоративному началу; картина превращается в красочное панно. Основным становится прием коллажа. Объект как бы собирается, синтезируется из разнообразных фрагментов или знаков – слов, цифр, нот, обрывков газет, цветной бумаги, обоев, схематических рисунков и красочных мазков. Отказ от изображения пространства и объема как бы компенсируется прикладыванием реальных объемных конструкций к плоскости холста.

В то же время появляется кубистическая скульптура с геометризацией и сдвигами форм, деформированием фигур, обозначением металлическими полосами только их внешних контуров и др.
Кубизм ставил целью познание реальности, раскрытие внутренней, философской сущности предметов с помощью новых средств. Он знаменовал собой отказ от реализма и вызов стандартной красивости официального салонного искусства. В картинах П. Пикассо кубического периода создается трагический образ грандиозного изломанного, разрушающегося мира.

Таким образом, для характеристики творческого метода П. Пикассо важным представляется анализ стилевого своеобразия творческого наследия художника. В его живописи прослеживается обращение к стилевым формам рубежа начала XX века: символизму, модернизму(авангардизму), кубизму.

2.2. Образы и их выражение в живописи художника

Пикассо - изобретатель новых форм живописи, новатор стилей и методов, и один из наиболее плодовитых художников в истории. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ.

Одна из самых известных картин Пикассо «Девочка на шаре» знаменует собой новый период в творчестве Пабло Пикассо, который исследователи назвали «розовым». Полотна художника становятся более жизнерадостными и позитивными. Основные герои его картин в это время – люди циркового искусства. Стоит отметить, что в выборе тематики Пикассо был не одинок. Многие художники в начале века запечатлевали циркачей, ощущая с ними некое духовное родство.

На холсте «Девочка на шаре» Пикассо изобразил бродячую труппу акробатов. В центре композиции находятся двое артистов – девочка-гимнастка и силач. Ребенок балансирует на шаре, репетируя свой номер. Фигурка девочки грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие. Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия. Двое артистов резко контрастируют друг с другом. С одной стороны, хрупкость и порывистость тоненькой девочки на шаре, а с другой – сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на кубе.

Основным выразительным средством Пикассо по-прежнему остается линия. Но в отличие от картин «голубого» периода, здесь мы видим еще и перспективу. В полотне «Девочка на шаре» строится с помощью нескольких горизонтальных линий и маленьких фигур на заднем плане (женщина с ребенком и белоснежная лошадь). Из-за этого картина не выглядит плоской, в ней есть легкость и воздушность.

В качестве фона выбрано изображение голой пустыни или степи. Эта обстановка не слишком соответствует настроению цирка. Тем самым художник подчеркивает, что жизнь этих людей не состоит только из веселья, ликования и аплодисментов зрителей. В ней есть также нужда, горе, болезни.

Очень характерна и цветовая гамма, выбранная художником. Голубой цвет, столь любимый Пикассо, остался лишь в одежде атлета и гимнастки. А в остальном в картине преобладают оттенки розового цвета. Таким образом, в творческом наследии П. Пикассо центральную роль играют картины модернистского направления начала XX столетия.

Заключение


В соответствии с поставленной целью в работе была проанализирована специфика творческого метода П. Пикассо.
Социокультурными предпосылками западноевропейской живописи начала XX века можно считать особенности общей атмосферы переломной эпохи не только в социально-политической, но и в духовной жизни. Искусство начала XX века стремиться быть новым искусством, за сравнительно небольшой исторический период, художники нашли свое выражение в возросшем интересе к личности, ее духовному миру и, наоборот, в снижении внимания к проблеме социального в искусстве.

К особенностям данного периода, в том числе – живописи, можно отнести сочетание старого и нового, уходящего и нарождающегося, переплетение традиционного и новаторского, иными словами, произошло уникальное сочетание реалистических тенденций уходящего XIX века и новых художественных направлений наступающего XX столетия.

На творчество Пабло Пикассо повлияла как общая атмосфера рубежа XIX-XX вв., так и ряд биографических фактов и личностных характеристик художника, к которым нужно отнести его обучение живописи сначала у своего отца X. Руиса, затем в школах изящных искусств: в Ла-Корунье (1894—1895 гг.), Барселоне (1895 г.) и Мадриде (1897— 1898 гг.).

Первые его значительные произведения относятся к 10-м гг. XX в. Картины «голубого периода» (1901—1904 гг.) написаны в сумрачной гамме голубых, синих и зелёных тонов.
В работах «розового периода» (1905—1906 гг.) преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки. Оба цикла посвящены теме трагического одиночества слепых, нищих, бродяг, романтической жизни странствующих комедиантов («Старый нищий с мальчиком», 1903 г.; «Девочка на шаре», 1905 г.).

Для характеристики творческого метода П. Пикассо важным представляется анализ стилевого своеобразия творческого наследия художника. В его живописи прослеживается как следование и обращение к стилевым формам рубежа начала XX века: символизму, модернизму (авангардизму), кубизму.

В творческом наследии П. Пикассо центральную роль играют первые его значительные произведения, которые относятся к 10-м гг. XX в. Возникновение кубизма во французском искусстве 1900-1910г.г., с тремя периодами: сезанновский (1907-1909), аналитический (1909-1912), синтетический кубизм (1913-1914).

Свободно работая в разных техниках, П. Пикассо как художник-живописец, график, скульптор, оставил значительный след в истории искусства. Изобретатель новых форм живописи, новатор стилей и методов, и один из наиболее плодовитых художников в истории, создавший более чем 20 тысяч работ.

Библиографический список

  1. Дмитриева И. Краткая история искусств. М, 2000 г.
  2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2000.
  3. Лишикина О.Б. Мировая художественная культура. Часть I. Учебное пособие для старших классов средней школы. – СПб. «Специальная Литература», 1997. – 320 с., ил.
  4. М. В. Зубова. Пикассо. Актёры и клоуны. – М., 1976.
  5. Пенроуз Р. Пикассо. – М., 1999.
  6. Популярная история живописи. Западная Европа. – М., 2001.
  7. Популярная художественная энциклопедия. М., 1988.
  8. Садохин А. П. Мировая художественная культура. М., 2000г.
  9. Трибис Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек. - М: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 384 с.: ил.
  10. . Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г.Петровец, Ю.В.Садомова. М.: Олма-пресс, 2002


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет