Творческий проект "Татарский калфак"

Тематика: 
Автор: 
Корчукова Альбина
Руководитель: 
НабиуллинаГузель Шавкатовна
Учреждение: 
ГБОУ "Чистопольская школа №10 для детей с ОВЗ"
Класс: 
9

В данном творческом проекте по технологии на тему "Татарский калфак" представлена идея и поэтапное изготовление татарского головного убора, как предмета национального костюма татарского народа. В процессе работы выявляются особенности национального калфака и отличительные характеристики праздничного и повседневного головного убора.

Учащаяся в ходе творческого проекта по технологии о создании татарского национального калфака демонстрирует процесс изготовления головного убора, а также дает исторические сведения о возникновении данного предмета гардероба.


Предложенная автором творческая работа по технологии "Татарский калфак" будет интересна для учеников 8 класса, 9 класса, 10 и 11 класса, а также для всех, кто любит заниматься рукоделием, интересуется национальными костюмами и историей национальных нарядов.

В данной работе описываются отличительные для татарской национальной одежды орнаменты и узоры, которые использовались в декорировании костюмов с давних времен до современности.

Автор творческого проекта по технологии "Татарский калфак" интересно излагает историю национального татарского костюма, в частности значимость и роль калфака в образе. В приложении к данной работе представлены фотографии процесса изготовления татарского национального калфака и конечный результат.

Содержание

Введение
1. Национальный татарский калфак
2.Виды и формы национального калфака
2.1. Татарский народный орнамент в вышивке.
Заключение
Приложение

Введение


Я из татарской семьи. С раннего детства прививали любовь к народным традициям, праздникам, а также национальной одежде и кухне. Моя бабушка часто одевает красивый вышитый калфак, шали и красивые платки. Мне нравится ее нарядный калфак, вышитый татарским орнаментом. И мне захотелось побольше узнать об татарской одежде. Так, я решила изучить и рассмотреть в своей работе.

Цель моей работы: Исследовать различные виды, элементы татарского национального калфака.

Задачи:
1. Выявить особенности национального калфака.
2. Дать характеристику калфаку татарского народа.
3. Изучить литературу по истории татарского головного убора.

Актуальность темы:

Сегодня многие люди не знают традицию и историю народа. В своей работе хотелось бы описать особенности национального костюма, а именно о татарском калфаке. Хотелось бы, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков.

Гипотеза: Исследование национального калфака делает меня частью культуры и традиций татарского народа.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Методы исследования:

  • анализ научной литературы;
  • наблюдение
  • беседа

Объектом моего исследования стал национальный калфак.

Предметом же исследования я выбрала особенности, виды, орнаменты, историю головного убора.

1. Национальный татарский калфак

Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений.

С давних времен в национальных костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязанные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Часто такие калфачки носились под платком или шалью. В орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер.

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

2. Виды и формы национального калфака


Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.

Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще всего он встречается у сельских, а не городских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

У замужних женщин были более традиционные головные уборы. В отличие от девичьих они закрывали не только голову женщин, но и её шею, плечи, и спину. Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической.

Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника. Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бурек) , которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой.

2.1.Татарский народный орнамент в вышивке

Вышивка чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы. Орнамент вышивок XIX-XX вв. в своей основе состоит из растительных, геометрических мотивов.

Цветочно-растительные мотивы татарских вышивок можно объединить в три группы. По классификации, предложенной Ф. X. Валеевым, это мотивы степного, лугового (частью лесного) и садового происхождения. Образы садовых цветов (георгины, пионы, астры, хризантемы) более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были более близки не столь яркие, но безмерно дорогие сердцу образы родных лесов, полей, лугов.

В основе почти каждого цветочно-растительного мотива татарской вышивки лежит сочетание криволинейно-геометрических фигур. Так, например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, отходящими в одну или разные стороны, превращается в популярный мотив "виноградной лозы".

Выделяются мягкие, плавные очертания облаковидных и пальметовидных фигур, восходящих к простейшим парным завиткам, спиралям. С помощью розеточных форм создаются изображения как условных, так и конкретных бутонов, цветов - чаще многолепестковых садового происхождения (пионов, георгинов и т.д.).

Заключение

Итак, татарский костюм можно увидеть только на театральной сцене, эстрадных площадках, в музеях. В ходе изучения литературы я выяснила, что существуют разнообразные виды головных уборов, в разных формах.

На традиционных праздниках можно носить калфак.

Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

Список литературы

  1. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кН. Изд-во, 1993. – С.11
  2. Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Т.2. – Новосибирск: Наука, 1996, 1996. – С. 9.
  3. Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова,
  4. Н.А.Халиков (Казань) // Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321-3252.
  5. "Татарская народная одежда". Татарское книжное издательство. Казань, 1997 ел.

Приложение 1

колпак татарский

колпак

татарский колпак


Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями: