Проект "Осень на картинах Левитана и Шишкина"

Познавательный творческий проект на тему «Осень на картинах Левитана и Шишкина» рассчитан на формирование у дошкольников ДОУ представления о картинах русских художников. Проект также нацелен на развитие у детей умения видеть красоту осенней природы, а также способности выражать свои впечатления в творчестве.
Автор познавательного творческого проекта для воспитанников детского сада про осень на картинах Левитана и Шишкина ставит целью расширение знаний детей об искусстве пейзажной живописи, развитие их художественного восприятия и творческих навыков. Также работа над проектом дает возможность формирования у детей устойчивого интереса к природе и искусству.
Оглавление
Введение
Этапы реализации проекта
Заключение
Список использованных источников.
Введение
Осень — удивительное время года, полное перемен и красоты. Каждый день она открывает перед нами новые краски и звуки: золотые листья шуршат под ногами, небо становится особенно глубоким, а солнце словно светит мягче, прощаясь с летом. Для детей осень — это пора открытий, наблюдений и вдохновения.
Знакомя дошкольников с искусством, педагоги помогают им научиться видеть прекрасное не только вокруг, но и в произведениях живописи. Художники-пейзажисты, такие как Исаак Левитан и Иван Шишкин, сумели передать в своих картинах всю прелесть русской природы, её спокойную силу и поэтичность. Их осенние пейзажи наполнены теплом, светом и особым настроением.
Произведения Левитана и Шишкина можно рассматривать как своеобразный мост между природой и душой человека. Через знакомство с их творчеством дети учатся замечать богатство оттенков осени, чувствовать настроение природы, понимать, как краски и линии помогают художнику выразить своё состояние.
Работа над проектом помогает воспитанникам не просто познакомиться с живописью, но и развить наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, чувство цвета и формы. В процессе общения о картинах дети учатся подбирать слова для описания своих впечатлений, тем самым обогащая словарный запас и развивая речь.
Проект способствует формированию у дошкольников интереса к изобразительному искусству, любви к родной природе и осознанию того, что каждое время года — по-своему прекрасно, если смотреть на него глазами художника и сердцем ребёнка.
Актуальность проекта
В дошкольном возрасте у детей активно формируются основы эстетического восприятия мира. Знакомство с произведениями изобразительного искусства способствует развитию художественного вкуса, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, обогащает словарный запас и кругозор.
Тема осени близка детям: они ежедневно наблюдают изменения в природе, ощущают смену погоды, видят многоцветие окружающего мира. Обращение к творчеству Левитана и Шишкина помогает объединить эти наблюдения с художественным восприятием, развивая эстетическое чувство и познавательный интерес. Проект способствует духовно-нравственному воспитанию, формирует бережное отношение к природе и интерес к искусству.
Проблема исследования
Дети наблюдают осень вокруг себя, но не всегда умеют замечать её красоту и передавать свои впечатления средствами искусства.
Объект исследования
Картины русских художников И. Шишкина и И. Левитана.
Предмет исследования
Отражение осенней природы в живописи.
Гипотеза
Если познакомить детей с картинами русских художников, то они научатся видеть красоту осенней природы и выражать свои впечатления в творчестве.
Цель проекта
Формирование у детей представления об осенней природе через знакомство с картинами художников-пейзажистов.
Задачи проекта
- Познакомить детей с творчеством И. Шишкина и И. Левитана.
- Развивать эстетическое восприятие, умение видеть цвет, форму, настроение в пейзаже.
- Развивать речь, воображение и творческие способности через обсуждение и рисование осенних пейзажей.
- Воспитывать любовь к природе и интерес к изобразительному искусству.
Методы и приёмы
- Рассматривание репродукций картин («Золотая осень», «Осень. Парк», «Осенний день. Сокольники»).
- Беседы о настроении и цветах осени.
- Слушание музыкальных произведений об осени (П. Чайковский «Октябрь»).
- Сравнение картин Левитана и Шишкина.
- Творческая работа: рисование и коллективная аппликация «Осень глазами художника».
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
- Подбор иллюстративного материала (картины, книги, музыка).
- Беседа с детьми «Какая бывает осень?».
- Экскурсия в парк для наблюдения за природой.
II. Основной этап:
- Рассматривание картин Левитана и Шишкина, обсуждение, сравнение.
- Игра «Подбери настроение картины».
- Коллективное рисование «Осень в нашем городе».
- Создание мини-галереи детских работ.
III. Заключительный этап:
- Организация выставки «Осень на картинах художников и в наших рисунках».
- Рефлексия: что нового узнали, что понравилось.
- Фотоотчёт для родителей.
Продукт проекта
- Мини-выставка детских работ «Осень глазами художников».
- Альбом с репродукциями картин и детскими комментариями.
Заключение
В ходе творческого проекта дети познакомились с творчеством И. Шишкина и И. Левитана, научились видеть красоту осени в природе и на картинах художников, передавать настроение через цвет и линию.
Исследовательско-познавательный проект об осени на картинах Левитана и Шишкина способствовал развитию эстетического вкуса, наблюдательности и творческих способностей дошкольников в детском саду.
Список использованных источников
- Репродукции картин И. И. Шишкина и И. И. Левитана.
- Энциклопедия «Русские художники-пейзажисты».
- Музыкальные произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
- https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-isaaka-levitana-zolotaya-osen/
- https://ped-kopilka.ru/blogs/blog58951/konspekt-zanjatija-po-oznakomleniyu-s-kartinoi-zolotaja-osen-i-levitana-v-starshei-grupe-dou.html
