Приложения

Приложение 1

Техника безопасной работы

При выполнении ручных работ нам необходимо знать и соблюдать определённые правили техники безопасности.

Инструкция по охране труда при работе

1. Общие требования безопасности.

1.1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.
1.2. Соблюдать требования пожарной безопасности, помещение должно быть оборудовано средствами тушения.
1.3. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехленном виде.
1.4. Применять инструмент только по назначению.
1.5. Вынос инструмента из кабинета запрещен.
1.6. Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их брать.

2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2.2. Проверить исправность режущих инструментов.

3. Требования безопасности по окончании работы
3.1. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
3.2. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

4. Использование компьютера при выполнении проекта
4.1. Не трогать разъёмы соединительных кабелей, т.к. они находятся под высоким напряжением.
4.2. Не прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления.
4.3. Не прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры.
4.4. Не класть посторонние предметы на клавиатуру и монитор.
4.5. Нельзя работать во влажной среде и с влажными руками.
4.6. Нельзя протирать компьютер влажной тряпкой.

5. Перед началом работы необходимо:
5.1. Убедиться в отсутствии видимых повреждений.
5.2.Сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана чтобы, не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экране монитора информацию.

Во время работы лучевая трубка монитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности. Поэтому следует работать на расстоянии, равном 60-70 см, либо допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.

Приложение 2


Заготовка берёсты

Береста по своим качествам бывает разной. По наблюдениям специалистов - берестянников, качество ее зависит: от возраста дерева, от местности, где растет береза, от здоровья березы.

На молодых березках (3-4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15-25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых березах и близ комля береста бывает с наростами, трещинами и темными черточками.

Лучшая береста - на средних березах, толщиной 75-100 см в обхвате. С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, с множеством мелких и крупных черточек.

На открытых солнечных местах береста малорастяжимая, непрочна. Лучше взять бересту с берез, растущих на умеренно влажных местах, в умеренно тенистых лесах.

В народе бытуют приметы для начала заготовки бересты: когда появятся первые комары; когда первый гром прогремит; когда листочки на березе станут размером с пятикопеечную монету. Самая лучшая береста - ровная, с красивым рисунком узкими полосками.

Береста

Самую крепкую и плотную бересту дают березы, выросшие на сухих и каменистых почвах. У деревьев же, растущих на торфяниках и болотах, кора ломкая, с сучками, ее поверхность неровная и как бы изъеденная жучком.

Лучше брать бересту на вырубке леса, например, где прокладывают дорогу.

Со спиленного или срубленного дерева можно легко снять бересту не только с нижней, но и с верхней части ствола. На большой вырубке материал запасают на многие годы. Береста должна быть гладкой, гладкой, без болезненных утолщений и наплывов. Лучшую бересту - плотную, слоистую и эластичную - получают с берез, произрастающих в смешанных лесах. Совсем не пригоден к работе материал, взятый в болотистых местах.


Белоснежная береста снимается легко, для чего надо только слегка надрезать ствол сверху вниз, не делая горизонтального надреза. Ширина пласта может быть 35-40 см, а длина - в соответствии с диаметром дерева.

Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Для заготовки пластовой бересты на стволе делают горизонтальные надрезы, для заготовки ленты (лыка) - спиральные вокруг ствола. Если нужны большие и цельные куски, то бересту надо снимать со спиленных деревьев, диаметром не менее 20 см, по возможности выбирая участки гладкие и без сучков.

Береста

Всю наружную (белую) сторону коры зачищают с помощью ножа или шкурки и освобождают от грязи и наросших грибков и мха. Внутреннюю сторону освобождают от остатков пористой коричневой коры и протирают влажной тряпкой. Для изготовления больших изделий подходит и толстая береста.

Для мелких же - толстую бересту распаривают и расслаивают на два-три слоя руками, без дополнительных инструментов. Работу надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую и свежеснятую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить водой.

Бересту, снятую любым из перечисленных способов, необходимо просушить и хранить в сухом , затемненном и прохладном месте. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.

Берестяные пласты хорошо окрашиваются анилиновыми красителями.

Сначала из бересты вытягивают дубильные вещества. Для этого ее замачивают в мыльном растворе или в растворе пищевой соды.

Затем бересту закладывают в горячий раствор с красителем на 2-3 часа, в зависимости от задуманного тона. Для просушки окрашенную бересту крепят к веревочке, зацепив кончик листа канцелярскими скрепками или прищепками для белья.


Не следует ждать, когда она полностью высохнет, работать лучше все-таки с слегка влажной берестой. Если нужно выпрямить бересту, то тонкие пласты можно просто прогладить утюгом.

Очень красив цвет и некрашеной бересты, покрытой бесцветным спиртовым лаком, который предварительно подогревают и наносят мягкой волосяной кисточкой.

Чтобы не навредить березе, мы используем бересту со спиленных пеньков.

Резьба и тиснение по бересте, а они в свою очередь иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер "выбирает" фон предмета и получает зернистую поверхность.

Тиснение по бересте делают специальными кренами (своего рода штампиками) или чеканками. Штампики изготавливают из палочек (стержней, брусков) круглой, прямоугольной или квадратной формы. Древесина для штампиков выбирается твердая: дуб, вяз, береза, клен.

В результате не бересте получается отпечаток. Таким образом, делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка, его глубина и четкость зависят о силы удара точного прикладывания к месту узора

Выскабливание выполняется следующим образом. Составив эскиз или шаблон будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов: циркуля и линейки. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают верхний, тонкий слой бересты. Можно и использовать плоскую стамеску, если ширина линий узора в его элементах одинаковая.

В украшениях берестяного изделия можно использовать и гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов узора поддевают ножом. Благодаря слоистому строению бересты, элементы легко расслаиваются. Получаются слои различные по цвету.

Изложенными выше видами обработки бересты можно украсить полоску бересты и использовать ее в качестве закладки для книг или изготовить из бересты обложку для записной книжки.

Роспись. Распиная береста - один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестянных изделий. Сегодня чаще всего расписываются берестянные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый, коричневый, голубой или синий цвета.

Заготовка и хранение бересты


Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков

БерестаРезьба. Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу.

Аппликация. Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. Бархатистая, с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто - медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой.

Эти особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой

При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне- мельче истинных размеров.

Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между различными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый - выделяет рисунок

Плетение. Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия , необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент. Красота изделия от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску березы, так как по тонкой ленточке трудно определить цвет будущего изделия

Проверенный веками исконно российский материал в сочетании с новыми формами дает потрясающий результат. В наше время стало модным иметь дома в качестве деталей интерьера произведения мастеров народных промыслов и ремесел.

Перейти к разделу: Приложения (продолжение)