Карьера, рынок труда и образование в России

3. Понятие «карьера»


Прежде всего, в профессиональной карьере нужно опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело.

При планировании карьеры следует учитывать также и социально-эко­номические факторы.

План профессиональной карьеры должен учитывать следующие вопросы: смысл и цель жизни; планируемая профессия (основной и запасные варианты); предполагаемое образование (содержание и уровень); профессиональное мастерство (разряд, класс, категория); предполагаемые должность, пост; желаемый размер оплаты; место проживания, жилищные условия.

Со временем план профессиональной карьеры будет уточняться и кон­кретизироваться.

4. Рынок труда и профессий


К числу самых массовых профессий относятся парикмахер и продавец; самая престижная профессия — государственный чиновник, самая опасная — военный, самая редкая — космонавт (см. схему 3).

Схема 3. Рынок профессий

Выбор профессии - рынок профессий

Если просмотреть информационные источники, в которых публикуют­ся объявления о вакантных рабочих местах, можно увидеть огромное количество предложений работы. Однако одни из них предполагают низкий уровень оплаты труда, даже таким востребованным специалистам, как учи­тель или врач.

Другие предложения обещают весьма туманные перспективы и вызывают сомнения («Гербалайф» и его многочисленные последователи из числа фирм сетевого маркетинга). Небольшую группу составляют предложе­ния, адресованные узкому кругу лиц — профессионалов высокого уровня ква­лификации.

Со стороны новых компаний наметился особый вид спроса — на менед­жеров, которые могут полностью оснастить фирму компьютерным оборудо­ванием, предоставить программное обеспечение, наладить системы охраны и различные виды теле- и радиосвязи.

Но для того чтобы получить соответ­ствующую работу, необходим как минимум пятилетний опыт работы по раз­работке программного обеспечения и совершенные профессиональные знания.

В настоящее время повышенным спросом на рынке труда пользуются:

  • квалифицированные рабочие различных профессий и специально­стей: слесарь-монтажник, машинист экскаватора, слесарь-сантехник, монтажник технологического оборудования, автослесарь, машинист холодильных установок, слесарь-инструментальщик, закройщик, швея, портной, кондитер, слесарь-ремонтник, парикмахер;
  • брокеры, секретари-референты, предприниматели, аудиторы, бан­ковские работники, специалисты по маркетингу, социальные работ­ники, преподаватели;
  • специалисты по рекламе, маркетингу, менеджменту, в области упаков­ки и хранения продукции, в сфере агросервиса и экологии;
  • организаторы фермерского хозяйства со знанием основ менед­жмента и маркетинга, механизаторы широкого профиля, печники, профессионалы в области народных ремесел и промыслов и др.;
  • специалисты, связанные с информационными технологиями, биотехнологиями, энергоснабжением, аудиторским контролем, управлением финансами и деятельностью в области налогообло­жения.


Рынку труда в зависимости от экономической ситуации (подъем эко­номики, спад, мировой финансовый кризис) требуются работники разных профессий и специальностей. Но требования, предъявляемые к ним со сто­роны работодателей во многом схожи.

Практически все работодатели хотят иметь специалистов с высшим образованием. Но главное условие — опыт работы на аналогичной должности не менее трех лет. Помимо этого, из дополнительных условий наиболее часты: знание иностранного языка (лучше — двух-трех), умение пользоваться компьютером, наличие водитель­ских прав.

На российском рынке труда молодые люди (16-29 лет) представляют самую многочисленную группу среди официально зарегистрированных безра­ботных. В основном это подростки и молодежь, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной профессии, но не имею­щие практических навыков.

Среди этой возрастной группы высок процент соискателей, обладающих повышенной самооценкой и при этом не умеющих вести диалог с работодателем. Отказываясь от вакансий, молодые люди обыч­но ссылаются на низкую заработную плату и неподходящие условия труда; наибольшее число подобных отказов наблюдается среди выпускников выс­ших учебных заведений.

Центры профессиональной консультационной помощи. В связи с ситуацией на рын­ке труда учащимся необходима помощь при выборе профессии, определении профиля профессиональной деятельности с учетом их индивидуальных осо­бенностей. С этой целью в городах организованы центры профконсульта­ционной помощи.

5. Виды профессионального образования в России


По уровню различают общееобразование, которое мы получаем в шко­ле, и профессиональное образование — то, которое мы пока только планиру­ете приобрести для получения профессии.

Таблица № 1. Виды профессионального образования в России

Виды образования Учебные заведения
Начальное Профессиональные училища
Среднее Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы, училища)
Высшее Высшие учебные заведения (институты, университеты, академии)
Послевузовское Аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура высших учебных заведений

Учащиеся должны знать, что консультации по профессиональной ориентации проводятся только по их собственному желанию. Они имеют право отказаться от какого-либо вида ра­боты с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин. Ин­формация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному).

Начальное профессиональное образование необходимо для вы­полнения профессиональной деятельности рабочего или служащего в различных областях народного хозяйства.

Приобрести его можно в об­разовательных учреждениях начального профессионального образова­ния — профессионально-технических училищах (ПТУ) и иных училищах данного уровня. Срок обучения в профессиональных училищах на базе неполного среднего образования 3 года, на базе среднего образования — 1 год.

Существует много профессий, с которыми мы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно.