История возникновения валенок, изготовление

1. История валенок

В старину валенки называли по-разному: валенцы, валеники, волнушечки, выходки, сапоги валяные, катанки, катанцы, пимы. Это обувь с высоким голенищем, круглым носком, плоской подошвой абсолютно без каблука. Их валяли обычно на одну колодку, то есть не различая правой и левой ноги. Голенища, достигавшие колен, обычно не отворачивали, но слегка надрезали для удобства при ходьбе.


Валенки – обувь для русских сравнительно молодая. Они появились в Сибири в середине XVIII века, а в Европейской России в начале XIX века.[1]

Пётр I рекомендовал: « ... голова болит с похмелья – одень валенцы на босу ногу да выхлебай миску горячих кислых щей...», Императрица Анна Иоанновна разрешила своим фрейлинам надевать валенки к парадному платью, а Екатерина II носила их даже перед именитыми заграничными гостями.[2]

В XIX веке валенки были обувью зажиточных крестьян, надевавшейся только по праздникам. Белые вышитые валенки – праздничная обувь только очень богатых крестьян. К ним относились как к большой семейной ценности.

Валенки в центральных губерниях России были очень дорогие. Деревенский богатей надевал черные чесанки (мягкие, с начесом, из тонкой шерсти), а крестьянин победнее с трудом обзаводился твердыми серыми валенками. Иногда семья имела только одну пару валенок. Носить их приходилось по очереди или по старшинству.

В Среднем Поволжье в праздник надевали «писанные» валенки (расшитые узорами и затейливыми рисунками) и валенки с мушками (на белом валенке красный рисунок). А поволжские татары носили розовые валенки.[3]

В конце XIX – начале XX века валяная обувь получила большее распространение, чем раньше. Она стала основной зимней обувью русских крестьян Европейской части России (за исключением Крайнего Севера и юго-востока) и соперничала с меховой обувью у русских Сибири.

Говорят, что на свете не существует двух одинаковых пар валенок, и среди них есть настоящие произведения искусства. Их историю хранят в музеях. Один действует в городе Мышкине Ярославской области, а второй открылся в Москве.

В них собраны абсолютно уникальные экспонаты «валеночного» искусства. Можно увидеть валенки с полым каблуком, созданные в 50-е годы XX века специально для того, чтобы дама смогла надеть их, будучи в туфельках на каблучках. В московском музее можно, например, увидеть валенки в виде самовара, паровоза, чайника, самолета.[4]

2. Изготовление валенок


Изготовление валенок начинается с подготовки шерсти. Вначале шерсть сортируют, поскольку для получения войлока необходимо соединить тонкую и толстую шерсть в определённом соотношении.

Затем шерсть моют, высушивают и расчёсывают для освобождения от комков и различных примесей. После этого длинную шерсть разрезают на короткие куски.

Тонкую шерсть смешивают с грубой, смачивают водой и загружают в валяную машину.

Из этих полотнищ сначала сворачивают конус-основу будущего валенка. Он намного больше ноги человека, поскольку при валянии его объём сильно уменьшается.

Из полученных конусов на специальных машинах формируют валенок.

Заключительным этапом производства валенка является его сушка и обточка на абразивных кругах. Полученные валенки подбирают по размеру и цвету. Иногда к валенку пришивают дополнительную подошву для прочности.[5]

3. Способы оформления валенок

В процессе работы над темой было проведено анкетирование «Ваше отношение к валенкам» (Приложение I). В задачи анкетирования входило: выявление отношения к валенкам, как к зимней обуви, изучение интереса к декорированным валенкам.


На вопросы анкеты ответили 32 респондента. (Приложение II).В возрасте до 17 лет – 22 человека; С 17 до 30 лет – 4 человека; с 30 до 45 лет – 3 человека; после 45 лет – 3 человека.

Большинство респондентов ответили, что положительно относятся к валенкам, как варианту зимней обуви. Но практически никто их не носит. На вопрос: «Почему?» были получены следующие ответы: некрасиво, не люблю, не знаю, неудобно, с военной формой не смотрится.

Но многие респонденты сказали, что носили бы декорированные валенки. Они хотели бы видеть свои валенки украшенными мехом, бисером, стразами, вышивкой, аппликацией. Результаты исследования использовались при подготовке эскизов.

Валенки для декорирования лучше покупать ручной валки, так называемые самовалки. Они очень мягкие, легкие с ними приятно работать. Поскольку валенки - это зимняя обувь - их нужно брать с запасом, чтобы было удобно и комфортно, в том числе и с носком. Если нет возможности примерить, то размер должен быть на 1-2 больше.

Это, конечно зависит и от качества валенок. Кроме того, валенки за сезон могут дать усадку на один размер. Поэтому брать валенки на два размера больше - самое верное решение. Валенки обычно проверяют - складывают, прижимая носок к пятке. Если потом они разгибаются и принимают первоначальную форму, значит, сделаны хорошо.

Автор начал работу с разработки эскизов валенок. Самые интересные эскизы были решены в тоне, чтобы максимально отчетливо представить, какие участки будут контрастными, и какой насыщенностью они будут обладать. Орнамент расположен по - разному, в зависимости от того, для чего предназначены валенки.

Если для дома или дачи, то орнамент рассредоточен по всей поверхности войлока. Если речь идет об уличной городской обуви (приобретает свою популярность среди молодежи), то рисунок поднимается выше, чтобы совместить красоту с функциональностью.

После разработки эскизов в тоне были определены основной цвет в выбранной цветовой гамме, подобранны остальные цвета и оттенки, соподчиненные с главным цветом.

Этот этап работы завершился эскизами, выполненными в цвете. Из них, с учетом результатов анкетирования, был выбран наиболее интересный вариант декорирования валенок цветами из кожи (Приложение III). В соответствии с выбранным эскизом подбирались материалы.

Но в процессе работы стало ясно, что в отличие от эскиза реальная работа, смотрится не так эффектно. Поэтому был выбран другой вариант декора.

В процессе декорирования валенок потребовались следующие материалы:


1. Нитки.

2. Леска.

3. Мыло.

4. Карандаши простые м, 2м, тм.

5. Картон.

6. Линейки.

7. Циркуль.

8. Ножницы большие и маленькие.

9. Булавки.

10. Иглы для ручного шитья.

11. Сантиметровая лента.

12. Бисер и бусины.

13. Кожа разных цветов.

14. Мех разных цветов.

15. Тесьма.

Подготовка деталей декора, работа с кожей, бисером и тесьмой


Подготовив необходимые материалы, приступили к подготовке деталей декора. Вначале были разработаны шаблоны из картона различных размеров и произведена разметка мылом расположения элементов украшения на валенке. Для изготовления шаблонов лучше использовать тонкий плотный картон. Желательно все однотипные детали одного изделия выкраивать по одному и тому же шаблону.

Затем приступили к работе с кожей. Для этого расположили кожу на ровной поверхности стола лицевой стороной вниз, наложили на кожу шаблон, обвели его мылом (мылом – на темных материалах, карандашом - на светлых). Таким образом, была произведена разметка и раскрой деталей.

Закончив, изготовление шаблонов, украсили круги бисером. Следующим этапом была работа с мехом: подбор меха по цвету, раскрой, сборка меха и ранее подготовленных элементов из кожи.

В соответствии с выбранным эскизом и ранее подготовленной разметкой на валенки были нашиты бисер и бусины. В процессе работы уделили большое внимание подбору бисера и бусин по цвету и размеру. Возникли сложности в подборе игл при работе с бисером.

Следующий этап - сборка подготовленных медальонов с расшитыми валенками.

На завершающем этапе вдоль верхнего края валенок нашили декоративную тесьму.

При декорировании второго валенка работа выполнялась в зеркальном порядке аналогично первому валенку (Приложение IV).

Перейти к разделу: Заключение