Понятие мультфильма. История мультипликации

Творческий проект: 

Мультипликационный фильм или кратко мультфильм — это фильм, выполненный с помощью рисования и предназначенный для показа в кинотеатре, по телевизору или на компьютере.


Первым русским мультипликатором (1906 г.) считается Александр Ширяев. Он создал первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором были изображены 12 танцующих кукольных персонажей-фигурок на фоне неподвижных декораций.
Мультик был снят на 17,5-миллиметровую плёнку.

Создавал он его три месяца. За время создания Александр Ширяев протёр ногами дырку в паркете, так как постоянно ходил от кинокамеры к декорациям и обратно.

Этот мультфильм найден в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым уже в 2009 г.

Кадры из мультипликационного фильма Пьеро-художники

Там же были найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и др.


Современным мультипликаторам ещё не удалось разгадать секреты русского мультипликатора. Куклы Ширяева не просто ходят по земле, они каким-то образом прыгают и крутятся в воздухе.

Российский мультипликатор и биолог Владислав Старевич

Долгое время считался первым российским мультипликатором биолог Владислав Старевич (1912 год). Он сделал обучающий мультфильм с насекомыми.

В 1912 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, а именно — битву двух самцов-рогачей за самку. И во время съёмки фильма выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны.

Тогда Старевич препарировал жуков, приделал к лапкам тоненькие проволочки, прикрепил их воском к туловищу и снял нужную ему сцену покадрово. Таким образом появился обучающий мультипликационный фильм.

В такой же технике Старевич снял вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм "Прекрасная Люканида", или "Война усачей с рогачами».

Кадры из мультипликационного фильма Война усачей с рогачами

В этом мультфильме жуки разыгрывали сценки и сюжеты из рыцарских романов. Мультфильм стал пользоваться бешенным успехом у зрителей до середины 20-х годов.


Покадровая техника кукольной мультипликации была в то время совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах люди, не понимая самой техники сьемок, изумлялись тем, каких невероятных достижений можно добиться дрессировкой насекомых.

Кадры из мультипликационного фильма Рождество у обитателей леса

После «Люканиды» на экраны выходят похожие по технике мультфильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913). Эти мультфильмы вошли в золотой фонд мирового кинематографа.

В фильме «Ночь перед Рождеством» (1913) Старевич впервые объединил в сьемках актёрскую игру и кукольную мультипликацию.

Советская графическая мультипликация родилась уже в 1924—1925 годах. За один только 1924 год на студии «Культкино» коллектив художников выпускает целый ряд мультфильмов: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования», «Советские игрушки», «Случай в Токио», «Юморески».

Такая скорость создания мультфильмов стала возможной благодаря новой технике в мультипликации — плоских марионеток, освобождающей аниматоров от трудоемкого рисования большого количества рисунков.


Известные мультфильмы этой эпохи:

  • "Каток" (1927, И. Иванов-Вано);
  • "Почта" (1929, М. Цехановский);
  • "Органчик" (1933, Н. Ходатаев).

Еще одним мультипликатором того времени был по профессии архитектор Александр Птушко. В отделе кукольной мультипликации Мосфильма, он нашёл свою среду для реализации своих художественных замыслов.

Мультипликатор Александр Птушко и мультфильм Новый Гуливер

Александр Птушко стал всемирно известным с первым советским полнометражным мультфильмом «Новый Гулливер» (1935). Александр Птушко соединил в одном кадре кукольную мультипликацию и актерскую игру. В этом мультфильме есть удивительные массовые сцены с множеством кукол и выразительной мимикой в мультипликации, а также очень хорошая кинематографическая работа режиссера.

Александр Птушко стал первым директором студии «Союздетмультфильм», но после покинул мультипликацию и посвятил себя игровому кино. Однако, даже в более поздних своих фильмах он использовал объёмную мультипликацию для спецэффектов, ее можно увидеть в фильме «Илья Муромец» (1956).