Виды творческой деятельности детей

Творческая деятельность ребенка играет важную роль в его эстетическом развитии. Деятельность, связанная с театрализованными представлениями, словесным творчеством, музицированием, изобразительным искусством и декоративно-прикладными работами, называется творческой.


Все виды творческой деятельности ребенка направлены на развитие у него образного мышления и фантазии, являются средством выражения личных ощущении и эмоций.

Изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. виды творческой деятельности способствуют эстетическому и всестороннему развитию личности ребенка.

Творческая деятельность детей необходима для раскрытия всех сторон личности ребенка и не предполагает  каких-либо заданий, ребенок должен руководствоваться только фантазией и воображением.

Творческая деятельность, или искусство помогает сформировать в сознании детей целостную картину мира, способствующую при этом осознанию собственной значимости в мире.

В дошкольном и младшем школьном возрасте развивающими видами творчества считаются:

  • музыка - развивает чувство ритма и вокал;
  • движения - знакомит с собенностями и значением позы, жестови мимики;
  • речевая деятельность - способствует формированию выразительности речи, изучает правила интонации, звуки, развивает образные представления;
  • продуктивная деятельность - формирует навыки работы с материалом и цветом, обучает правилам построения композиции.

Основной целью творческой деятельности воспитанников ДОУ и учащихся начальных классов является выявление творческих способностей в ребенке и создание условий, необходимых для их развития.

Виды детского творчества


Детское творчество можно подразделить на три основные вида: художественное, техническое и музыкальное.

Реже встречаются дети, совершающие открытия (это научная творческая деятельность) и обучающие сверстников новым знаниям (это педагогическая творческая деятельность).

Детское художественное или декоративно-прикладное творчество - это:

  • рисование
  • лепка поделок из глины и пластилина,
  • создание художественных композиций, поделок и аппликаций из различных природных и искусственных материалов,
  • вышивание,
  • создание литературных и музыкальных произведений (стихи, сказки, рассказы, песни).

Техническое детское творчество представляет собой разные виды и способы конструирования и моделирования  различных приборов, моделей, механизмов (например, кораблей, самолетов, оригами, роботов и т.д.)

Музыкальное детское творчество предполагает игру на различных музыкальных инструментах, пение, танцы и ритмику.

Виды творческой деятельности у детей

Среди декоративно-прикладной творческой деятельности большой популярностью у детей пользуется рисование. По рисунку, характеру изображения ребенком явлений и предметов, цветовому настроению картинки  можно судить о восприятии им окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Развитие детского изобразительного творчества также подразумевает ознакомление детей с картинами известных художников, методиками и техниками рисования. Такая практика формирует у детей чувство прекрасного и учит обращать внимание на детали и цветовые решения.

Занятия по шитью и вязанию развивают у детей логическое мышление и творческое воображение, позволяют самостоятельно выбирать узор, крой и цветовую будущего изделия.

Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям обычно нравится  прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. Ребенок учится петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку.

Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Во время работы над аппликацией у ребенка развивается чувство ритма, цвета и формы, так как ребенок создает предмет, четко представляя его форму, величину и цвет.

Лепка дает возможность трехмерного изображения предмета. Используя пластилин или глину, ребенок может придать предмету любую форму, менять ее по своему усмотрению, достигая ее лучшего варианта.

Художественно-речевая деятельность ребенка может быть представлена прослушиванием сказки или рассказа и их пересказом; собственным сочинением, выразительным чтением  стихов. Особое место занимает заучивание стихотворений наизусть.

Среди эстетического воспитания немаловажную роль также играют театрализованные игры, которые представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Театрализованные игры включают в себя такие виды творческой деятельности, как художественно-речевая, музыкально-игровая, танцевальная, сценическая, певческая, оказывают влияние на формирование художественного вкуса и творческой активности ребенка.

Занятия детей творческой деятельностью оказывают благоприятное воздействие на формирование полноценного общения между собой и со взрослыми; помогают снять нервное напряжение и страх, улучшают настроение, воспитывают эстетический вкус.

Из этого следует, что творческая деятельность должна быть обязательно включена в педагогический процесс и должна позволять ребенку наиболее полно проявить себя без какого-либо давления взрослых на него.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: