История и традиции праздника Пасха

Тематика: 
Автор: 
Понамарева Мария, Галченко Ксения
Руководитель: 
Абызова И. В.
Учреждение: 
МОУ СОШ № 8
Класс: 
3

Предложенная автором творческая исследовательская работа по истории "История и традиции праздника Пасха" содержит в себе справочную информацию об истории праздника Пасхи, о традиции украшения пасхальных яиц, приготовления пасок и куличей, а также описание пасхальных традиций и символов праздника на Руси, в современной России и других странах.

Подробнее о проекте:


Созданный ученицами 3 класса творческий проект по истории "История и традиции праздника Пасха" содержит интересные факты о религиозном значении праздника Пасхи Христовой, о зарождении пасхальных традиций и особенностях празднования, приводятся варианты украшения пасхальных яиц и определение видов пасхального хлеба.

В представленном творческом проекте по истории о Пасхе автор объясняет, что и почему принято дарить друг другу в праздничные дни Пасхи, откуда пошла традиция окрашивать яйца, какие игры, гадания, приметы имеют отношение к пасхальным традициям, а также чем отличается паска от кулича.

Оглавление

Введение
1. О Пасхе Христовой.
2. Как праздновали на Руси Пасху.
3. Пасха в России.
4. Как праздновать Пасху.
5. Что подарить на Пасху?
6. Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца.
7. Почему мы красим яйца на Пасху.
8. Разноцветные пасхальные яйца.
9. Самая вкусная пасха.
10. Самый вкусный кулич.
11. Пасхальные игры, гадания, приметы.
12. Это интересно.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение


Почти все дети нашего класса принимают активное участие в Пасхальном празднике: пекут куличи и пасхи, красят яйца, но мало кто знает об истории и традициях этого праздника.

Цель: Собрать материал и выпустить брошюру с пасхальными рецептами.

Задачи работы:

  1. Узнать об истории возникновения этого праздника, о том, как праздновать, что дарить.
  2. Выяснить, почему красят яйца, пекут куличи и пасхи.
  3. Познакомиться с пасхальными играми, гаданиями, приметами.

О Пасхе Христовой

Пасху празднуют не только глубоко верующие люди, но и семьи, которые нечасто ходят в храм. Любят этот праздник и дети. Еще бы! В этот воскресный день семья собирается за большим столом с разнообразными крашеными яйцами, куличом, который бабушка печет лишь раз в год.

Пасха - это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет – это тоже воскресение. А Пасха – оживление души каждого из нас.

Христос воскрес на второй день после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства.

Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!» Смерти больше нет.

Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»

Как праздновали на Руси Пасху

На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. У нас Пасха с самого начала отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира».

Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома праздник разливался по Руси. Иностранный путешественник в своей книге о России писал так: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные.


Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос воскресе!
», а тот отвечает: «Воистину воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день.

Торжественно праздновали Пасху русские цари. Бояре, окольничие и все, кто молился в соборе, подходили к патриарху, целовали его в руки и получали либо золоченые, либо красные яйца – высшие по три, средние по два, а младшие по одному… После заутрени из Успенского собора государь вместе с многочисленным «чином» шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался с родителями», то есть поклонялся их гробам…

На другой или третий день праздника, а чаще всего в среду Светлой недели, государь принимал в Золотой палате, в присутствии всего царского чина, патриарха и духовных властей, приходивших с приносом или дарами: образами, крашенными и расписанными яйцами. Приходили многочисленные делегации от монастырей, от подворий, гости из всех русских городов…».

Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня. В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху.

Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню.

Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось «Христос Воскресе». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх.

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом).

Лишь после этого можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал».

Перейти к разделу: 2. Пасха в России

Содержание