Изготовление дымковских игрушек

Изготовление дымковских игрушек самостоятельно

Получив знания, я была готова применить их на практике. И я приступила к работе.Так как у меня не было глины я попробовала сделать игрушку из соленого теста. На слайде мы можем увидеть этапы моей работы.

Первый этап моей работы: - приготовление соленого теста из муки, соли и воды.


Мне понадобилась:

  • мука- 2 ст.
  • соль «Экстра» — 1 ст.
  • вода – 2/3 ст.
  • пищевые красители (по желанию).

Здесь есть ряд важных нюансов. Так соль должна быть обязательно мелкой, марки «Экстра». Если вы добавите в замес крупную соль, то поделки не получатся гладкими. Мука должна быть только высшего сорта, белая. Вода, которую вы добавляете в тесто, должна быть очень холодной. Сначала перемешайте муку с солью, а затем добавляйте постепенно воду.

Хорошо вымесите тесто. Оно не должно прилипать к рукам. Если получится слишком жидкое тесто, добавьте в него еще немного муки и соли, если оно будет крошиться – долейте воды.

Пропорции могут немного изменяться и в зависимости от качества муки. Тесто не должно липнуть к рукам, на ощупь оно похоже не современные массы для лепки, которые продаются в канцелярских магазинах.

По желанию тесто можно сделать цветным. Для этого красители добавляют либо во время замеса, разбавляя их предварительно в воде, либо кладут уже непосредственно в готовое тесто и тщательно его вымешивают. Мне больше нравится последний вариант, поскольку это более удобно.

Следует иметь в виду, что на воздухе соленая масса для лепки сохнет очень быстро. Потому обязательно храните ее в целлофановом пакете и в холодильнике. Во время работы отщипывайте маленькие кусочки теста, делайте из них поделки, а остальное пускай будет временно закрыто целлофаном.

Второй этап моей работы: - лепка.

Я решила слепить коней.Сначала скатала жгут, надрезала стекой на задние и передние ноги, туловище сгибаем, выложила на ячейку. Затем слепила голову и шею. А ушки сделала защипыванием. Дальше прикрепила голову и шею к туловищу. А потом изготовила и прикрепила к основной форме гриву, хвост, чтобы фигурка стала выразительной и красивой.

Следующие этапы моей работы: - сушка и роспись.

После того как мои лошадки высохли в духовке (это заняло около 2,5 часов при температуре 100 градусов), я его расписала акриловыми красками. Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги.

Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна.


Чтобы реализовать цели и задачи, поставленные в проекте, я провела следующую работу:

  • провела анкетирование в своем классе
  • провела беседы о Дымковской игрушке в своём классе
  • читала литературу о Дымковской игрушке
  • сама изготовила и расписала Дымковские игрушки

Я провела анкетирование, чтобы выяснить:

Вопросы для анкетирования:

  1. Знаете ли вы дымковскую игрушку?
  2. Есть ли у вас дома эта игрушка?
  3. Нравиться ли вам Дымковская игрушка?
  4. За что вам нравится Дымковская игрушка?

Как вы думаете, какую пользу принесет Дымковская игрушка? Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся моего класса и их родителей.

Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих одноклассников. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте игрушки в жизни моих одноклассников.

Рассмотрим результаты данного этапа исследования. Для анкетирования мы взяли пять вопросов. Всего в опросе участвовала 18 человек Вот так разделились ответы на заданные вопросы.

1. Знаете ли вы дымковскую игрушку?

Ответы опрашиваемых: 1) да-100% среди детей Этот ответ можно было предугадать. Ведь на уроке изобразительного искусства и технологии мы рисовали и наносили роспись. Поэтому нас заинтересовал другой вопрос.

2. Есть ли у вас дома эта игрушка?

Ответы: 1). Да - так ответило 1 человек нашего класса из 18. 2). Нет - 17 человек.

3. Нравится ли вам Дымковская игрушка?

Ответы: 1). Да, очень.-5 человек 2). Да - 6 человек 3). Ничего особенного - 7 человек

4. За что вам нравится Дымковская игрушка?

1. Очень красивая, оригинальная - 5 человек

2. С ней можно поиграть.- 6 человек

3. Она веселая. – 5 человек

4.Не знаю (затрудняюсь ответить ) – 2 человека

5. Как вы думаете, какую пользу принесет Дымковская игрушка?

1)это игрушка, с ней можно поиграть.- 6 человек 2) если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время.- 10 человек 3) не ответили - 2 человека

Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в Дымковской игрушке мои одноклассники, как оценивают ее предназначение.

Итак, мы видим, что Дымковская глиняная игрушка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее.

Заключение


Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой.

Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации.

Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь. Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать, лепить, расписывать игрушку, при этом рассматривая её со всех сторон. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности.

Итак, о Дымковской игрушке я узнала очень много. Не только, как и из какого материала, по каким правилам ее изготавливают и расписывают, но и многое другое. Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания.

Для меня работа была интересной, увлекательной. Я не только много узнала, но и в результате своих исследований научилась делать дымковскую игрушку.

На основе проведенного исследования установлено, что работа над изготовлением дымковской игрушки может:

  • Развивать творческие способности человека;
  • Благотворно влияет на нервную систему – успокаивает, снимает психическое напряжение, восстанавливает положительно- эмоциональный настрой;
  • Развивает моторику ребенка.

Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу. Были решены поставленные мной цели и сделаны выводы.

Данная работа может использоваться на уроках технологии, изобразительного искусства.

Практический материал может послужить хорошим наглядным пособием по изготовлению дымковской игрушки для детей и учителей технологии и изобразительного искусства.

В результате всех своих исследований я пришла к выводу, что Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Изготовление настоящей глиняной дымковской игрушки - процесс длительный, творческий, требующий определенных навыков и художественного вкуса.

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками.

Используемая литература

  1. В. С. Горичева. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.
  2. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».
  3. Использование Интернет ресурсов.
  4. Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.
  5. И. Я. Богуславская Русская глиняная игрушка.- Л., 1975
  6. Н. М. Конышева Лепка в начальных классах.- Книга для учителя. Из опыта работы. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1985.
  7. Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах – М.: Просвещение, 1982.
  8. Дьяконов Л.В. Дымковские глиняные расписные.- Л.: «Художник РСФСР»,1965.
  9. Википедия. Дымковская_игрушка

Приложение 1. Анкета

  1. Знаете ли вы дымковскую игрушку?
  2. Есть ли у вас дома эта игрушка?
  3. Нравится ли вам Дымковская игрушка?
  4. За что вам нравится Дымковская игрушка?
  5. Как вы думаете, какую пользу принесет Дымковская игрушка?

Приложение 2. Разнообразие Дымковских игрушек

игрушка 1

игрушка 2

игрушка 3

игрушка 4