Орфография. Названия конфет

Автор: 
Истаева Асель
Руководитель: 
Тегешева Кульшат Илюбаевна
Учреждение: 
МКОО «Новорычанская ООШ»
Класс: 
2

В данном творческом проекте в начальной школе на тему "Орфография. Названия конфет" представлены информационные сведения об истории конфетной обертки, представлены примеры старинных фантиков от конфет и оберток советских времен, а также предложено изучение орфографических правил на примере названий конфет.


Предложенная автором творческая работа в начальной школе "Орфография. Названия конфет" будет интересна для учеников начальной школы, поможет им в легкой игровой форме выучить правила орфографии русского языка.

Созданный учащейся творческий проект "Орфография. Названия конфет" во 2 классе начальной школы содержит интереснейший анализ истории конфетной обертки, а также результаты опроса, проведенного среди учеников начальной школы, на предмет знания орфограмм.

Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, так как орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?

Оглавление

Введение
1. История фантика
2. Разновидности орфограмм русского языка
3. Классификация названий конфет по орфограммам
4. Анкетирование
5.Эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Однажды на уроке изобразительного искусства учитель предложила нам попробовать себя в роли дизайнеров и создать свои оригинальные эскизы фантиков от конфет. (Приложение 1). Придумывая названия для своих фантиков, мы столкнулись с тем, что многие ученики нашего класса допустили орфографические ошибки в названиях конфет. Это натолкнуло нас на мысль: «А можно ли с помощью уже существующих фантиков повышать грамотность письма? Можно ли вообще на фантиках найти орфограммы русского языка?».

Тема нашего исследования выбрана неслучайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и с этим нужно бороться.

Учительница нам рассказала о том, что грамотное письмо берёт свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.

Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?

Перед Новым годом мы попросили наших одноклассников помочь нам собрать обёртки от конфет с русскими названиями.

Цель исследования: выявить возможность изучения орфографии русского языка по обёрткам от конфет.

Задачи:

  1. Узнать историю происхождения обёрток от конфет.
  2. Повторить орфограммы, изученные на уроках русского языка.
  3. Изучить названия разных конфет.
  4. Найти орфограммы русского языка на обёртках от конфет.
  5. Классифицировать названия конфет по орфограммам.
  6. Выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости, используя фантики от конфет.

Объект исследования: фантики от конфет.

Предмет исследования: орфограммы русского языка.

Гипотеза: орфографию можно изучать не только на уроках русского языка, но и по обёрткам от конфет.

Методы исследования:

  • изучение информации по данной теме;
  • изучение оберток от конфет;
  • анкетирование учащихся начальных классов;
  • классификация;
  • эксперимент;
  • анализ и обобщение полученных результатов.

1. История фантика

Когда говорят о великом изобретателе Томасе Алве Эдисоне, вспоминают, по крайней мере, пять его самых известных творений: фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку (всего около 1000 патентов).


Последнюю, на самом деле, запатентовал русский ученый Александр Лодыгин, а Эдисон уже занялся ее усовершенствованием. И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году дядюшка Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет. Эх, если бы не он, как бы мы сейчас хранили сладости? (Приложение 2).

В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, «драже, пралины», зефир, пастила... Коробки для наборов конфет были яркими и красочными, ничуть не уступающими нынешним. На них красовались изящные дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».

Фантики для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми и разрабатывались с не меньшим тщанием, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные - с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.

После революции производство конфет уже не блистало прекрасным оформлением. Даже красивые обертки ушли в прошлое – что уж говорить об украшениях из карамели. (Приложение 3).

В наше время, каких только обёрток не встретишь. Глаза разбегаются от разнообразия и выдумки производителей.

В народе обёртку от конфет называют фантик. Есть определение этому понятию:

Фа́нтик (от слова «фант») — народное название конфетной обертки, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции. Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга.

К созданию эскизов фантиков привлекались лучшие мастера. Ведь в зависимости от того, как подашь продукт, так он и будет продаваться.

2. Разновидности орфограмм русского языка

Изучив историю происхождения фантика, мы решили освежить свои знания об изученных нами на уроках русского языка орфограммах. Для этого поработали с учебниками русского языка М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (2,3 классы), составили перечень орфограмм русского языка.

Список орфограмм русского языка

  1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
  2. Непроверяемые написания (словарные слова).
  3. Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.
  4. Непроизносимые согласные.
  5. Написание буквосочетаний.
  6. Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова).
  7. Написание имен собственных;
  8. Удвоенные согласные.
  9. Разделительные Ь и Ъ.
  10. Написание сложных слов.
  11. Правописание предлога со словом.
  12. Правописания приставок.