Истории старых фото

Тематика: 
Автор: 
Ябыкова Елена Руслановна
Руководитель: 
Овчинникова Галина Александровна
Учреждение: 
МОУ "Урлядинская ООШ" Челябинская область
Класс: 
8

В представленной исследовательской работе по истории "Истории старых фото" автор изучает историю одной старой фотографии, найденной в школе, устанавливает личности учеников и учительницы, запечатленных на ней, а так же устанавливает личность фотографа, сделавшего снимок в далеком 1954 году.

В данном исследовательском проекте по истории на тему "Истории старых фото" проводится расследование на предмет установления личностей учеников и их судеб, запечатленных на старом школьном фотоснимке.


Предложенная исследовательская работа по истории на тему "Истории старых фото" дает возможность ознакомиться нам с историей одной школы Челябинской области, ее учениками и фотографом, чья профессия была очень редкой в середине 20 века.

Содержание

Введение
1. Описание старой фотографии.
2. Описание истории постройки школы.
3. Встреча с очевидцами и установление личностей на фотографии.
4. Единственный фотограф нашего поселка и близлежащих деревень.
5. Как попала фотография в школу?
Выводы
Источники

Введение


На одной общешкольной линейке я услышала, что три девочки нашей школы участвовали в районном конкурсе исследовательских работ по краеведческому поиску и заняли второе место в номинации «История образования», а их работу отправили в область. Затем на школьном стенде появились выдержки из этой работы с интересными сведениями о нашей школе. Через некоторое время одну из них пригласили участвовать в областной конференции.

Я заинтересовалась этой темой и решила узнать, а есть ли в школьных краеведческих материалах еще что-то интересное о нашей школе. Перебирая их, я наткнулась на интересную фотографию. Она привлекла мое внимание тем, что на фоне старого здания были сфотографированы группа детей с учительницей в центре. Эта фотография явно была старая, потому что так дети сейчас не одеваются, и здание тоже было старое. После чего мною решено было провести ее исследование. Я поставила для себя вопросы: а почему эту фотографию хранят в школе? Что это за здание на заднем плане? Кто эти дети и почему они такие грустные? Как звали их учительницу, и может быть, кто-то из жителей села учился у нее?

Цель: Проверить историческую ценность фотографии для школьного краеведческого поиска.

Задачи:

  1. Выявить временной период создания фотографии и соотнести с определенным этапом развития образования в стране и поселке.
  2. Установить максимально полно и точно личности, изображенные на фотографии.
  3. Найти сведения о первом фотографе нашего поселка, который создал эту фотографию.

Методы исследования:

  • описание
  • работа со школьным краеведческим материалом
  • работа с Интернетом
  • встреча с жителями села.
  • моделирование и проектирование
  • интервьюирование
  • поиск и анализ информации из разных источников: специальной литературы, словарей, справочников и т.д.
  • работа с семейными архивами
  • компьютерная обработка

Описание старой фотографии

старинная фотография

Лицевая сторона фотографии

запись к старинному фото

Задняя сторона фотографии

Передо мной лежит старая черно-белая глянцевая фотография. Ее размер 13 сантиметров на 18 сантиметров. На ней запечатлена группа детей с учительницей на фоне здания. Я поняла, что это ученики одного класса, потому что и мы сейчас, когда фотографируемся с классом, тоже приглашаем обязательно учителей. Кроме того, разные дети не будут собираться вместе, чтобы сфотографироваться с чужой женщиной, а только со своей учительницей.

На переднем плане сидят маленькие дети с очень грустными лицами, видимо им не хватает родительского внимания, и они не доедают, многие очень маленькие и худенькие. На этой фотографии видно, что дети небогатых родителей. На мальчиках скромные рубашечки и штаны, которые шили в то время из сукна или фланели. На некоторых из них надеты вельветки, с металлическим замком посередине.

Один мальчик одет в комбинезон, на самом маленьком мальчике одета матроска, его обнимает учительница, видимо он очень боязливый. На девочках надеты сарафаны, платья, матроски. Матроски в то время носили и девочки и мальчики. На некоторых девочках надета форма, она состояла из шерстяного платья и сатинового фартука. Но ее нужно было покупать, видимо не у всех были деньги, и детей отправляли в школу в простых платьях, сшитых их мамами или бабушками. Дети хотя и бедно одеты, но у всех пришиты выглаженные белые воротнички.


Чтобы вошли все на фотографию, детей расположили необычно. Первые семь детей стоят на коленях в первом ряду. Второй ряд сидят на лавке в центре -учительница. И одиннадцать детей, те которые повыше, стоят в третьем ряду. Всего на фотографии двадцать девять детей и одна учительница, значит, детей одного возраста было много в деревне и жителей тоже. Учительница одета в летнее платье с коротким рукавом до локтей. Оно светлое, к нему пришит белый воротничок. Все мальчики пострижены коротко, а у девочек волосы заплетены в косички. Модных стрижек нет и распушенных волос тоже, то есть в то время не разрешали иметь в школе разные прически. Есть светловолосые и темноволосые дети. У учительницы на голове гладко причесанные волосы, сплетенные в косу, и заколоты в корзинку.

На втором плане мы видим бревенчатое здание, это видимо школа, перед которой сфотографирован класс. Видны пять больших окон, с деревянными рамами и наличниками. У жилого дома такие большие окна не делали. Окна имеют округлую форму вверху и имеют по восемь секций. Значит, стекла в такой раме держались крепче. В двух из них два стекла разбиты, но не совсем, а вылетели части их. Я думаю, что не было средств заменить их. Наличники деревянные и побеленные. Бревна видны очень толстые и длинные, срубленные «в лапу».

Так называются места соединения бревен - вырубается «чашка», в которую вкладывают другое бревно, их складывают по всему периметру здания. Затем наверх предыдущего пояса ложится следующий и так до верха здания. Такое соединение очень прочное и теплое. Видимо, что здание срублено из лиственницы, бревна ровные, одинаковые и хотя потемнели, но видно, что еще очень прочные. С левой стороны видно, что нет фундамента, или он очень осыпался и требует ремонта. Это говорит о том, что школа построена давно, но ремонт в ней не делался.

Время года я определила как весна. Потому что дети одеты по -летнему, а значит на улице тепло и скорее всего это месяц май, так как видна короткая ровная трава. Так происходит весной, когда трава всходит. В сентябре кое - где можно было бы увидеть ветки высокой травы, выросшей за лето. Светит яркое солнце – все дети и учительница прищурились, и на окнах отблески.

Описание истории постройки школы

К какому периоду отнести эту фотографию? Я нашла в работе «Свет, идущий через столетия» ( учениц 6 класса нашей школы) описание зданий школы в разный период, кроме того, на задней части фотографии подписан год, когда сделана фотография, а именно 1954. Выдержки из этой работы:

«На Девьей горе выстроили большую школу квадратной формы, ее было видно издалека. С тех пор гора стала называться Школьной. В школе было 4 класса. По воспоминаниям 89 –летней Александры Николаевны Корепановой – Чуваковой

( интервью на 2000год, сейчас ее уже нет в живых), бывшей ученицы первого класса в 1917 году, что школа имела именно такую форму. Эти же сведения подтверждают и супруги Урахчины Нина Ивановна (бывшая учительница начальных классов) и Олег Васильевич, которые застали это старое здание школы и учились в начальных классах в ней . Они же нарисовали приблизительный план этой школы. Школа была высокая, поэтому и парадное деревянное крыльцо с перилами тоже было высоким. Сзади был выход для хозяйственных и других нужд. В середине школы был коридор, а по обе стороны от него шли классы и учительская.

Первый кабинет был самым большим, поэтому в нем всегда занимались первоклассники. В каждом классе стояли печки-голландки, которые отапливались дровами, и в классах было зимой тепло. От учительской комнаты была отделена небольшая комната, в которой жила семья технички, она же топила печки и сторожила по ночам. Перегородка была неплотная, со щелями, и ученики, заглядывая в эти щели, видели на полу домотканые половики, кровать с вязаными оборками, на стенах вышивки и фотографии.В таком неизмененном виде здание школы простоит до 1957 года.»

Отсюда следует, что это здание точно школа, и что она имела очень необычный тип. Дети и учительница сфотографированы у одной из ее стен.

Встреча с очевидцами и установление личностей на фотографии

Теперь предстояло установить, кто изображен на фотографии. В работе упоминается о Нине Ивановне Урахчиной – бывшей учительнице начальных классов, а сейчас находящейся на пенсии. Я пошла к ней. Когда я показала ей фотографию, она была приятно удивлена, потому что узнала себя и свой класс. Конечно же, она помнила многих. И у меня получился почти полный список. (Читать слева направо)

1 ряд

  1. Дубков Владимир Григорьевич
  2. Демина Нина Николаевна
  3. Окользина (Урахчина) Нина Ивановна
  4. Плишкина (Овечко) Нина Афанасьевна
  5. Зайцева (Подфатченко) Вера Михайловна
  6. Демин Алексей Егорович.
  7. Акулинина Галина

2 ряд

  1. Демин Владимир Павлович
  2. Штыров Константин (сын председателя колхоза)
  3. нет сведений
  4. Мезенцева (Полякова) Галина Степановна
  5. Иванов Валерий Михайлович
  6. Дусалакова Жаныль
  7. Зайцева Надежда
  8. Голиков Александр Михайлович
  9. Демин Влапдимир Михайлович
  10. Поляков Михаил Дмитриевич
  11. Демин Борис Иванович

3 ряд

  1. неизвестен
  2. неизвестен
  3. неизвестна
  4. неизвестна
  5. неизвестна (Это были дети белорусов, которые жили в деревне после эвакуации в Великую Отечественную войну, а потом уехали на Родину)
  6. Дусалакова Базарбике
  7. неизвестен
  8. Поляков Николай Степанович
  9. Кудрина Анна Ивановна
  10. Лобков Михаил
  11. Зайцев Сергей

И учительницу она конечно помнила. Это была Нина Павловна Полякова.

Во время войны начала свою педагогическую деятельность, урожденная в Урлядах, образованная и добрейшая женщина, проработавшая долгие годы учителем начальных классов. Запомнилось Нине Ивановне и ее платье, потому что она одевала его только на праздники, и для детей казалось оно очень красивым. Это было светло-голубое крепдешиновое платье, и Нина Павловна, зная, что будут фотографировать, надела его. В нашей школе работает Овчинникова Галина Александровна, которая тоже училась у нее в первом классе и по 4 класс. Это был ее последний набор. Затем Нина Павловна уйдет работать в детский сад, откуда выйдет на пенсию.

Единственный фотограф нашего поселка и близлежащих деревень

Кто же мог сделать эту фотографию? На этот вопрос мне ответил муж Нины Ивановны – Олег Васильевич Урахчин. Оказывается, это был его родной отец – Урахчин Василий Константинович 1898 года рождения, 7 января. Родился в селе Спасское в семье казаков. У него отец умер рано, когда ему было всего 3 года. Их с братом привезли в Урляды. Он выучился грамоте, был писарем. В 1936 году остался без пальцев,т.к. отморозил и ему их ампутировали. Занялся фотографией. Умел ремонтировать швейные машинки, часы.

Но фотографирование было главным заработком. Особенно пригодилось во время войны, когда жители посылали на фронт своим родным свои фото. И на все близлежащие поселки это был единственный фотограф. За работу жители платили продуктами. У него был старинный аппарат на треноге, который нужно было долго устанавливать и настраивать. Затем был длительный процесс проявления, закрепления. Но зато фотографии выходили очень четкие, не боящиеся света. Их долго хранили в рамках. И эта фотография тоже видимо хранилась на стене, под стеклом, приклеенная к картону. Это видно из того, что остался след на задней стороне ее. Когда отклеивали, то получился отрыв.

Как попала фотография в школу?

На задней стороне фотографии есть еще надпись. «Подарил на юбилей. 2000 год. Поляков.» Сверху есть подпись « 1 класс. 1954 г. В центре учитель Полякова Нина Павловна.» все подписи сделаны шариковой ручкой. Я обратилась к нашей учительнице по биологии – Цыкиной Валентине Николаевне, которая сделала верхнюю подпись. Оказалось, она была ведущей большой программы, посвященной 100 летнему юбилею школы в селе. Собирался большой материал. И эту фотографию подарил Поляков Михаил Дмитриевич, который есть на ней в 1 классе. Поляков Михаил Дмитриевич долгое время работал при районной администрации, сейчас его нет в живых.

Выводы по работе

Итак, я завершила работу. И для себя выяснила все мои предположения, которые стали фактами. Это точно первое здание нашей Урлядинской школы. Группа детей – это дети 1 класса тяжелого послевоенного времени 1954 года. Удалось установить почти все личности. А в центре их первая учительница – Полякова Нина Павловна. И дети жмутся к ней, как к своей маме, потому что она их учит, ведет по жизни. Кроме того, удалось установить и имя фотографа, что обычно невозможно бывает сделать. Я довольна своей работой, много узнала о школе и о том периоде времени. И название для работы пришло само собой – «Первая учительница».

Оказывается, как много может рассказать одна старая фотография!

В самом деле, такую фотографию нужно хранить в школе, ведь это целый исторический отрезок в истории образования нашего села.

Литература

1. Плишкина К.С. Свет, идущий через столетия

2. Материалы школьного краеведческого поиска: письма, интервью, альбомы, фотографии.

3. Энциклопедия


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: