История развития пейзажа в живописи

Понятие пейзажа в искусстве

Пейзаж (от фр. Paysage, от pays — страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, где главным объектом изображения является природа, в той или иной степени преображённая человеком.


Пейзаж — сформировался сравнительно недавно. Долгое время образы природы изображались лишь как изображение места обитания героев картин, в качестве фона для икон, в дальнейшем для сцен сюжетов и портретов.

Со временем, с развитием научных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем превратились в центральный предмет изображения.

Во всемирно-культурном процессе пейзаж как жанр изобразительного искусства заявил о себе как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка.

История развития жанра


В Древней Греции и Римской республики пейзажи были украшением домов, такие изображения природы стали уже похожими на современных пейзаж, хотя писавшие их художники не имели достаточного понимания перспективы, поэтому их картины могут показаться не реалистичными.

В странах Востока философия и религия благоприятствовали формированию искусства пейзажа, на многие годы опередившее европейских художников. Созерцание природы, связанное с религиозным течением «дао», было частью духовной жизни и в VII-VIII веках изображение природы становится главным жанром в живописи.

Китайские художники рисовали на свитках, которые делали их рисовой бумаги или шелковой ткани, затем сворачиваемые в трубочку. Если композиция была горизонтальной её называли «шоу-цзюань», и в несколько метров длиной, её рассматривали на полу, как книгу, а если вертикальной, то « тяо-фу» и они украшали стены. В Китае пейзаж стал своего рода духовным общением.

Позднее, в искусстве Средневековья, образы, воодушевлявшие древних художников — радость бытия, телесность, правдивость, — уступили место изобразительным видам, в первую очередь в цельной, образной форме дающих представление о красоте божественного: живопись была призвана воздействовать на зрителя как немая проповедь.

ПейзажИз живописи на долгое время практически исчезает пейзаж — художники-иконописцы почти пренебрегают фоном, при необходимости изображая природу и строения весьма схематично и необъемно. Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения — кватроченто, XVв.

Многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. В создании пейзажного жанра этого периода большую роль сыграли мастера Венецианской школы. Одним из первых художников, в картинах которых природа является главным персонажем, стал Джорджоне (1477/1478—1510).

Традиции венецианской школы нашли отражение и в живописи ученика Тициана, испанского художника Эль Гре́ко (1541—1614). Среди самых известных картин мастера — пейзаж «Вид Толедо».[1]

В Северной Европе, с XVI века, пейзаж в свою очередь постепенно становиться самостоятельным жанром живописи. Образы природы занимают важное место в творчестве многих художников голландской школы — Питера Бре́йгеля (Старшего) (ок. 1525—1569), Яна Верме́ераДе́льфтского (1632—1675) и других.

Для многих голландских пейзажей свойствененне яркий колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.В Германии пейзаж зародился в работах мастеров так называемой Дунайской школы живописи в первой трети XVI века.

Перейти к разделу: Как рисуются пейзажи?